23-10-2023
Столкновение двух Ил-76 в Махачкале | |
Разрушенная кабина Ил-76 б/н RA-76825 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Столкновение двух самолётов на земле |
Причина |
ошибка экипажей, плохие погодные условия, ошибка служб УВД |
Место |
Аэропорт «Уйташ», Махачкала, Россия |
Координаты |
42°49′00″ с. ш. 047°39′08″ в. д. / 42.8168222° с. ш. 47.6522944° в. д. (O) |
Погибшие |
4[1] |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания |
авиация Внутренних войск МВД России |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
RA-76827 и RA-76825 |
Пассажиры |
31+0 [1] |
Экипаж |
6+6 |
Выживших |
39 |
Столкновение двух самолётов Ил-76 в аэропорту Уйташ в Махачкале произошло вечером 15 января 2009 года, в 20.47 по московскому времени.
Вечером 15 января 2009 года с подмосковного аэродрома Чкаловский в махачкалинский аэропорт «Уйташ» вылетели 4 военно-транспортных самолёта Ил-76 675-го авиаполка особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ с военнослужащими и техникой на борту. В их задачу входило выгрузить военнослужащих и технику и вылететь обратно на аэродром базирования в Нижний Новгород.
Первый самолёт выполнил задачу успешно. Второй самолёт (бортовой номер RA-76825) совершил посадку на аэродроме «Уйташ», разгрузился, и вырулил на предварительный старт, где ожидал, пока третий самолёт (бортовой номер RA-76827) совершит посадку. Третий борт после выполнения посадки в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды (туман, видимость на ВПП 800 м, вертикальная видимость 60 м) при пробеге выкатился на грунт и продолжил движение в метрах 15-20 слева ВПП.[2] Перед этим второй борт выехал за границу предварительного старта[3], о чём диспетчеру, разрешавшему посадку, экипаж не сообщил[2]. В результате отклонившийся от оси посадки Ил-76 ударил ожидавший взлёта самолёт крылом по кабине.
В результате столкновения кабина стоявшего Ил-76МД (RA-76825) разрушилась, из находившихся в самолёте шести членов экипажа погибли четверо[4] (командир воздушного судна подполковник Максим Дубаньков, бортинженер Владимир Князевич, бортрадист Александр Алёхин, борттехник Анатолий Тупицын), двое получили ранения и были позднее доставлены в больницу города Каспийска. Никто из находившихся на борту совершавшего посадку самолёта (6 членов экипажа и 31 пассажир) не пострадал. Пилот четвёртого Ил-76, оценив обстановку, направил самолёт на запасной аэродром.[1][5][6][7]
Аэропорт Уйташ был закрыт для приёма и отправления самолётов до проведения следственных мероприятий и полной расчистки взлётно-посадочной полосы[1][8].
Материальный ущерб в результате повреждения двух самолётов составил 158,7 миллиона рублей[9].
Самолёт RA-76827 был после столкновения восстановлен на 123-м авиаремонтном заводе (Старая Русса) и вернулся в строй 15.12.2010[10].
В апреле 2011 Махачкалинский гарнизонный военный суд признал пилотировавшего Ил-76 RA-76827 командира авиаотряда подполковника Игоря Александрова виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полётов или подготовки к ним), и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок шесть лет, постановив считать наказание условным с испытательным сроком в три года. Иски двух потерпевших к МВД России о компенсации морального вреда в связи со смертью кормильца суд удовлетворил частично, взыскав в пользу них по 500 тысяч рублей. Кроме того, суд признал за войсковой частью 3797 право на иск к Александрову о взыскании материального ущерба и передал вопрос о размере возмещения иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства[11].
|
Столкновение двух Ил-76 в Махачкале.