09-10-2023
Основная информация | |
---|---|
Страна | Абхазия[1]/Грузия[1] |
Численность населения | 250 000 человек (2001) |
Епархиальный центр | Сухум |
Количество храмов | 14 |
Кафедральный храм | Собор Благовещения Пресвятой Богородицы |
Сан правящего архиерея | Патриарх-Католикос |
Титул правящего архиерея | митрополит Пицунды и Цхум-Абхазии |
Архиерей | |
Правящий архиерей | Илия II[2] |
с | 21 декабря 2010 |
Пицу́ндская и Суху́мо-Абха́зская епа́рхия (абх. Аҧсны аепархиа, груз. ცხუმ-აფხაზეთის ეპარქია) — епархия Грузинской Православной Церкви, с 1993 года административно ей не подчиняющаяся в результате войны Абхазии с Грузией, а в 2009 году провозгласившая свою самостоятельность и декларативное «восстановление Абха́зской Правосла́вной Це́ркви»[3]).
21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви Сухумо-Абхазская епархия, которую Патриархия Грузии продолжает числить в своей юрисдикции, была передана под непосредственное управление патриарха, которому с этого дня усвоен титул — Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Цхум-Абхазии и Пицунды[4]. В официальной переписке Московский Патриархат пока воздерживается от употребления полного титула грузинского Патриарха, предпочитая употреблять старый.[5]
Содержание |
Первая церковно-каноническая единица на территории Абхазии возникла в IV веке — Парикия Питиунта, возглавлявшаяся епископом. Первым известным её епископом был участник I Вселенского Собора в Никее (325) епископ Стратофил.
15 апреля 1851 году Абхазская епархия была восстановлена в составе Грузинского Экзархата Русской православной церкви. С 1869 года кафедра была Имеретинским викариатством, а с 12 июня 1885 года была возобновлена как самостоятельная под наименованием Сухумской. Во главе епархии которой были:
После восстановления автокефалии Грузинской Церкви в 1917 году на Общецерковном соборе была воссоздана Абхазская епархия, предстоятель которой носил титул Цхум-Бедийского.[7] 28 октября 1919 года Чкондидский епископ Амвросий стал епископом Цхум-Бедийским. 15 ноября 1921 года его заменил Иона (Амргишвили). В 1926 году Абхазским митрополитом стал местоблюститель патриарха вся Грузии Христофор (Цицкишвили).
5 марта 2004 года иерей Виссарион Аплиа участвовал во встречах с представителями Грузинской Православной Церкви, в том числе с ее предстоятелем Илией II[8][9][10].
5 сентября 2008 года временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской православной церкви Московского Патриархата[11]. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицировали действия абхазского священства в целом как неправомочные[3].
15 сентября 2009 года на внеочередном Епархиальном собрании всего духовенства Абхазии были приняты следующие решения:[12]
После этого обращения протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что «Решения об изменении статуса Православной церкви в том или ином регионе никогда не принимаются в одностороннем порядке, так же как и вопрос об изменении канонических церковных границ. Это вопрос для диалога между поместными церквами. Между Русской и Грузинской Церковью такой дружественный и братский диалог ведется, и мы надеемся общими усилиями достигнуть решения вопроса».[13] Католикос-Патриарх всея Грузии Илия ІІ заявил, что «Данное заявление мы не должны воспринимать всерьез, так как ни у кого нет права объявлять независимость от родной Церкви».[13]
24 октября 2009 года председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) объявил о том, что в Абхазии нет раскола:
Несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Однако мы видим, что де-факто Грузинская Православная Церковь там сейчас присутствовать не может: ни один грузинский епископ или священник не имеет возможности приехать в Абхазию, чтобы окормлять верующих. Значит, мы должны помочь осуществляют пастырскую деятельность находящимся там канонически рукоположённым абхазским священнослужителям. Мы должны помочь им обрести хотя бы временный канонический статус.[14]
Председатель ОВЦС убежден, что если ситуация в Абхазии будет «пущена на самотек», то ее жители останутся беззащитными перед религиозной экспансией чуждых вер и воинствующим секуляризмом.
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано блаженнейшему Илии II, предстоятелю Грузинской Православной Церкви, второе, святейшему Кириллу, патриарху Московскому и всея Руси.[15]
21 декабря 2010 года решением Священного Синода Грузинской православной церкви управление епархией было передано Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие II.[4] Это решение, согласно заявлению Синода, было принято «на основе исторических документов и с учетом сегодняшней обстановки».[16] Патриарх Илия II выразил желание посетить епархию в ближайшее время.[17]
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова)[18].
Назначение нового настоятеля вызвало волну возмущений среди части абхазского клира и паствы.
Несмотря на заверения м. Иллариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита и. Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар), за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла[19].
Прихожане Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема Виноградова «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений»[20].
15 мая состоялось «Церковно-народное собрание» в монастыре Нового Афона[21][22][23]
10 июля 2012 года на ушедшие в раскол священники на заседании Совета «Священной Митрополии Абхазии» было объявили о разрыве евхаристическое общение с клириками Пицундско-сухумской епархии[24]
Это заготовка статьи об Абхазии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Сухумская и Абхазская епархия.