07-08-2023
Сёстры | |
Жанр |
историческая драма |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Руфина Нифонтова |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
100 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0168162 |
Восемнадцатый год | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
97 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0168245 |
Хмурое утро | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
105 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0052968 |
«Хождение по мукам» — историческая драма, полнометражный художественный фильм в трех частях по одноименному роману Алексея Толстого, его первая экранизация.
Снят Григорием Рошалем на студии «Мосфильм» в 1957—1959 гг.
Три фильма являются экранизацией соответственно озаглавленных книг трилогии А. Толстого:
Фильм посвящен судьбе двух сестер — Кати и Даши, на фоне развала Российской империи и Гражданской войны, и их историям любви с Рощиным и Телегиным. Экранизация следует тексту романа с сокращениями, связанными с киноформатом.
1914 год: показана безмолвная сцена поездки Кати с Бессоновым в пролетке. Далее следует её визит на квартиру Телегина, вечер футуристов и знакомство с Телегиным. Эпизод мимолетной встречи Даши с Телегиным уже весной, когда она не замечает её. Фиалки в подарок от Бессонова и признание Кате в любви к нему. Вечерний прием у Смоковниковых и презентация «Современной Венеры». Телегин становится свидетелем забастовки на заводе и расстрела. Даша приходит к Бессонову, и позже выговаривает сестре, после чего Катя признается мужу в измене. Сёстры разъезжаются из Петербурга — Катя в Париж, а Даша держит экзамены и уезжает к отцу в Самару. На волжском пароходе она снова встречает Телегина.
В отцовской квартире Даша слышит новость об убийстве эрцгерцога. Отец отправляет Дашу в Крым, чтобы она нашла её мужа Николая Ивановича, и тот спас Катю от её душевных шатаний в Париже. В Крыму Бессонов лезет в окно спаленки Даши, но она выгоняет его. Новая случайная встреча с Телегиным, который приехал к ней проститься перед уходом на фронт — начинается Первая мировая война.
Даша получает известие о пропаже его на фронте без вести и начинает работать медсестрой. Катя возвращается в Россию, и семья снова собирается в Москве, где Николай Иванович впервые приводит в дом Рощина. Телегин тем временем томится в плену, и после бунта, вспыхнувшего из-за самоубийства русского офицера, предстает перед трибуналом, откуда умудряется бежать. Катя также уходит в медсестры. Наступает 1917 год: Рощин, зачастивший в дом сестёр, приходит к ней попрощаться перед отъездом в действующую армию и они признаются друг другу в своих чувствах. Телегин же приезжает в Москву и находит Дашу в госпитале.
Он уезжает в Петербург, где проходят многочисленные демонстрации. Во время Февральской революции Телегин в Москве с Дашей. (В этой части фильма — многочисленные групповые съемки толпы с транспарантами на фоне узнаваемых достопримечательностей обеих столиц). Герои становятся свидетелями Заседания совета Рабочих депутатов. Молодожёны Даша и Телегин поселяются в полупустой квартире в Петрограде. Николай Иванович же на фронте, агитируя солдат, говорит что-то неудачное, и его линчуют. После похорон Катя в депрессии, и лишь нежданное появление Рощина спасает её от самоубийства. Позже в Петрограде сёстры секретничают о Рощине в квартире Телегиных, который позже приходит в гости ужинать перед уходом в Добровольческую армию. Фильм кончается сценой, в которой Даша говорит мужу, что у неё будет ребенок, а бурный ветер распахивает окно, и по Петрограду маршируют матросы.
1918 год. В заснеженном голодном Петрограде Телегин на советском митинге встречает рабочего Рублева. В замерзшей квартире сидит Даша в депрессии после потери ребенка. Она решает расстаться с Телегиным, который в итоге уезжает воевать за Советы на Кубань.
Катя же едет в поезде с Вадимом в Ростов, и по пути они встречают Алексея Красильникова, его бывшего вестового. В Ростове-на-Дону в гостях Тётькин, бывший сослуживец Рощина, дает приют Кате после ссоры с Рощиным. Он добирается в Белую армию, где знакомится с Оноли. Белые пытаются взять Екатеринодар, но генерал Корнилов погибает накануне атаки. Рощин постепенно осознает мерзость белых, а сослуживцы подозревают его в том, что он шпион большевиков.
Телегин в степях встречается с Рублевым, присланным в армию под командованием Сорокина комиссаром. Они отправляются в штаб Сорокина за приказом о помощи полку «Пролетарская Свобода» и получают отказ. (В фильме положительный рабочий Рублев, в отличие от книги, становится важным второстепенным персонажем и занимает место других героев — например, по тексту Толстого, спутником Телегина был комиссар Соколовский). В штабе царит «белогвардейское» разложение нравов. Затем Телегин и Рублев наблюдают, как Сорокин молодецким наскоком усмиряет возмущение своих солдат.
Поручик Оноли стреляет в спину Рощину. Комиссар Гымза отправляет Телегина в центр с посланием о том, что Сорокин превращается в диктатора. Оноли сообщает Кате о гибели Рощина. В поезде она имеет беседу с немцем и оставляет ему свой адрес, затем поезд грабят махновцы и ее берут в плен. В итоге ее уводит Красильников. Рощин приезжает к Тётькину в поисках Кати, затем отправляется за ней в Екатеринослав.
БСЭ в статье о режиссере фильма Г. Рошале указывает, что в этой ленте, также как в его работе «Зори Парижа» (1937), проявилось «стремление к крупным эпическим полотнам, героической тематике, характерное для режиссёра».
На роль Даши сначала планировалась, по словам самой актрисы, Татьяна Конюхова, однако режиссер заменил её на Нину Веселовскую, о чем Конюхова не знала и отказалась от нескольких завидных ролей, в частности — в «Летят журавли»[1].
Теоретик кино и оператор А.Головня в своей книге «Мастерство кинооператора» (1865) особо рассматривает работу оператора Леонида Косматова, в частности, на примере и этого фильма: «Интересно и своеобразно строит работу над кинопортретом оператор Л. Косматов. Разберем, например, как решал оператор портреты героинь талантливой актрисы Р. Нифонтовой. В фильме „Вольница“ Р. Нифонтова исполняла роль Настеньки, простой деревенской девушки. (…) Так, глубоко драматическая сцена в фильме „Сестры“, когда Катя (в исполнении Р. Нифонтовой) получает телеграмму о смерти мужа, решается оператором в темных, „траурных“ тонах. Последующие сцены — попытка Кати к самоубийству и неожиданный приход Рощина — снимаются в резкой светотональной гамме. Здесь применено было интересное решение: Катя как бы следует за собственной тенью, падающей на стену, чем пластически выражается то настроение подавленности и бессилия, которое овладело героиней» (и т. п.)[2].
При подготовке следующей экранизации того же романа (13-серийного фильма (1977)), создатели ленты критиковали предшественника. По их словам, хотя фильм Рошаля знаком «миллионам зрителей», однако «кинотрилогия Рошаля не смогла вобрать в себя все сюжетные линии литературного первоисточника, а, следовательно, не могла показать со всей полнотой трагедию передовой русской интеллигенции, оказавшейся на стыке двух эпох, но нашедшей в себе силы и волю понять и принять революцию, обрести новую, социалистическую Родину». Они подчеркивали преимущество многочасового телеформата для этого романа по сравнению с сокращенной версией для киноэкрана[3].
Зрителю запомнилось музыкальное сопровождение ленты:
— Что это было? — спросил Владимир. — Не Бетховен, не Моцарт, не Сарасате… Можно — еще раз?
— Запросто. Называется ЭТО — «Утопическая увертюра» композитора Кабалевского. Саундтрек, проще говоря, к кинофильму «Хождение по мукам» режиссера Рошаля, тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года выпуска. Впечатлило? В исполнении симфонического оркестра еще сильнее звучит.
— Нет слов.— Василий Звягинцев. «Скоро полночь» (2009)
Увертюры с подобным официальным названием не обнаружено.
В главных ролях:
Актёр | Роль |
---|---|
Руфина Нифонтова | Катя |
Нина Веселовская | Даша |
Вадим Медведев | Телегин |
Николай Гриценко | Рощин |
Актёр | Роль |
---|---|
Виктор Шарлахов | Смоковников (Николай Иванович, адвокат, муж Кати) |
Владимир Муравьёв | Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши) |
Владлен Давыдов | Бессонов (Алексей Алексеевич, поэт-декадент) |
Павел Винников | Тётькин |
Сергей Яковлев | Рублёв (Василий), рабочий |
Виктор Яковлев | Мельшин, пленный офицер |
Пётр Модников[4] | Жуков, пленный офицер |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко | Иван Гора |
Сергей Яковлев[5] | Рублёв (Василий), рабочий |
Павел Винников[5] | Тётькин |
Виктор Яковлев[5] | Мельшин, пленный офицер |
Евгений Матвеев | Сорокин, главком |
Григорий Кириллов | Беляков, начальник штаба Сорокина |
Владимир Муравьёв[5] | Булавин (Дмитрий Степанович, отец Кати и Даши) |
Леонид Пархоменко[6] | Алексей Красильников |
Евгений Тетерин | Немец, попутчик Кати |
Михаил Козаков | Оноли, поручик Белой армии, недруг Рощина |
Александр Смирнов | Теплов, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Владимир Сез | Фон-Мекке, офицер Белой армии, знакомый Рощина |
Константин Немоляев[5] | Говядин (Семён Семёнович), самарский ухажер Даши |
В. Адаменко | Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Актёр | Роль |
---|---|
Майя Булгакова[7] | Агриппина Чебрец |
Виктор Авдюшко[7] | Иван Гора |
Павел Винников[5][7] | Тётькин |
Пётр Модников[8] | староста |
В. Адаменко[7] | Нефёдов (Кузьма Кузьмич), попутчик Даши, дьячок-расстрига |
Виктор Яковлев[5][7] | Мельшин, пленный офицер |
Любовь Соколова | Анисья |
Наталья Кустинская | Маруся (фильм 3: Хмурое утро) |
Нонна Мордюкова | Матрёна |
Борис Андреев | матрос Чугай |
Анатолий Соловьёв | Латугин |
Виталий Матвеев | Нестор Иванович Махно |
Владимир Белокуров | Лёва Задов |
Владимир Таскин | Чёрный, идейный анархист |
Олег Голубицкий |
В эпизодах:
|
В титрах не указаны
|
Экранизации Алексея Толстого | |
---|---|
Аэлита • Гадюка • Гиперболоид инженера Гарина: 1965, 1973 • Золотой ключик, или Приключения Буратино: 1939, 1959, 1975 • Пётр I: 1937, 1980, 1980 (продолжение) • Сапожник и русалка (м/ф) • Формула любви • Хождение по мукам: 1957—1959, 1977 |
Фильмы Григория Рошаля | |
---|---|
Господа Скотинины (1926) • Его превосходительство (1927) • Саламандра (1928) • Две женщины (1929) • Право отцов (1930) • Человек из местечка (1931) • Петербургская ночь (1934) • Зори Парижа (1936) • Семья Оппенгейм (1938) • В поисках радости (1939) • Дело Артамоновых (1941) • Батыри степей (1942) • Песни Абая (1946) • Академик Иван Павлов (1949) • Мусоргский (1950) • Римский-Корсаков (1952) • Вольница (1956) • Сёстры (1957) • Восемнадцатый год (1958) • Хмурое утро (1959) • Суд сумасшедших (1961) • Год как жизнь (1965) • Они живут рядом (1967) |
Сёстры (фильм, 1957).