Lt304888.ru

Туристические услуги

Талос (витязь)

30-06-2023

Серебряная дидрахма из Феста, начало III в. до н. э.

Талос (др.-греч. Τάλως, Τάλων) — в древнегреческой мифологии[1], бронзовый витязь, данный Зевсом Европе для охраны острова Крита. Последний из «медных ясенеродных», Зевс подарил его Европе[2]. По другой версии, сын Адониса и Евриномы[3]. Именуется также Гефестотектоном, Зевс дал его Европе как стража[4].

Содержание

Мифы о Талосе

Единственным местом, куда его можно было ранить, была пятка, где находилась кровеносная жила. Три раза в день он обегал весь остров, несмотря на его величину. Именуется «медным трижды гигантом»[5] (по другим, бык). Он не допускал на остров иностранцев, кидая в них камнями, а если они все-таки приставали к берегу, то раскалял себя в огне и убивал их в своих объятиях. По всей вероятности, это предание указывает на жертвоприношение людей на Крите.

По Ивику, был влюблен в Радаманфа[6], по другим, был его братом[7]. Отождествлялся с солнцем[8]. Называется отцом Левка.

По Симониду и Софоклу, он сжигал жертв (по Симониду, с Сардинии), отчего и назван сарданский смех[9]. По некоторым схолиям, убивал чужеземцев на Сардинии, куда прибыл с Миносом[10].

Платон сделал из этого сказочного персонажа полицейского чиновника, три раза в год объезжавшего остров и следившего за порядком и правосудием. По его истолкованию, Талос обходил все селения, блюдя в них законы, записанные на медных табличках[11].

Смерть Талоса

Он играет роль в предании о походе аргонавтов. По одной версии, погиб от волшебного снадобья, которое дала ему Медея; либо Медея усыпила его пением или хитростью, и он царапнул лодыжку камнем[12]. Либо Медея обещала сделать его бессмертным и вытащила медный гвоздь. По еще одной версии, Пеант, отец Филоктета, из лука Геракла попал в пятку Талосу стрелой[13], и он умер от истечения крови.

Талос в искусстве

Его смерть представлена на прекрасной апульской вазе. На вазах изображается Медея с травами рядом с Талосом, Кастор и Полидевк[14].

Особенным почитанием пользовался в городе Фест (Φαϊστος) на Крите, где его изображение находится даже на монетах классического периода, в виде крылатого юноши с камнями в руках[15].

Упоминался в сатировской драме Софокла «Дедал».

По объяснению ученых нового времени, упоминание о жиле — «указание на известный технический прием полого литья. В статуе, сделанной из глины и покрытой воском, проделывали отверстие в пятке для последующего истекания воска и глины из статуи, заменяемых расплавленной медью»[16].

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.491, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.356
  2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1629—1635
  3. Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия X 18 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.148
  4. Схолии к Гомеру. Одиссея XX 202 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.158
  5. Орфическая аргонавтика 1350—1352 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.157
  6. Афиней. Пир мудрецов XIII 603d // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.158
  7. Схолии к Платону. Законы 624b // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.158
  8. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.157
  9. Схолии к Платону. Государство I 337 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.149, 159
  10. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.525
  11. Платон. Минос 320с
  12. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1626—1673
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 26
  14. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.152
  15. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.524; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.148
  16. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.149

Талос (витязь).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01