30-06-2023
Талос (др.-греч. Τάλως, Τάλων) — в древнегреческой мифологии[1], бронзовый витязь, данный Зевсом Европе для охраны острова Крита. Последний из «медных ясенеродных», Зевс подарил его Европе[2]. По другой версии, сын Адониса и Евриномы[3]. Именуется также Гефестотектоном, Зевс дал его Европе как стража[4].
Содержание |
Единственным местом, куда его можно было ранить, была пятка, где находилась кровеносная жила. Три раза в день он обегал весь остров, несмотря на его величину. Именуется «медным трижды гигантом»[5] (по другим, бык). Он не допускал на остров иностранцев, кидая в них камнями, а если они все-таки приставали к берегу, то раскалял себя в огне и убивал их в своих объятиях. По всей вероятности, это предание указывает на жертвоприношение людей на Крите.
По Ивику, был влюблен в Радаманфа[6], по другим, был его братом[7]. Отождествлялся с солнцем[8]. Называется отцом Левка.
По Симониду и Софоклу, он сжигал жертв (по Симониду, с Сардинии), отчего и назван сарданский смех[9]. По некоторым схолиям, убивал чужеземцев на Сардинии, куда прибыл с Миносом[10].
Платон сделал из этого сказочного персонажа полицейского чиновника, три раза в год объезжавшего остров и следившего за порядком и правосудием. По его истолкованию, Талос обходил все селения, блюдя в них законы, записанные на медных табличках[11].
Он играет роль в предании о походе аргонавтов. По одной версии, погиб от волшебного снадобья, которое дала ему Медея; либо Медея усыпила его пением или хитростью, и он царапнул лодыжку камнем[12]. Либо Медея обещала сделать его бессмертным и вытащила медный гвоздь. По еще одной версии, Пеант, отец Филоктета, из лука Геракла попал в пятку Талосу стрелой[13], и он умер от истечения крови.
Его смерть представлена на прекрасной апульской вазе. На вазах изображается Медея с травами рядом с Талосом, Кастор и Полидевк[14].
Особенным почитанием пользовался в городе Фест (Φαϊστος) на Крите, где его изображение находится даже на монетах классического периода, в виде крылатого юноши с камнями в руках[15].
Упоминался в сатировской драме Софокла «Дедал».
По объяснению ученых нового времени, упоминание о жиле — «указание на известный технический прием полого литья. В статуе, сделанной из глины и покрытой воском, проделывали отверстие в пятке для последующего истекания воска и глины из статуи, заменяемых расплавленной медью»[16].
Талос (витязь).