18-10-2023
Тень сомнения | |
Shadow of a Doubt | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Джек Скирболл |
Автор сценария |
Торнтон Уайлдер, Сэлли Бенсон, Элма Ревилл |
В главных ролях |
|
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
108 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0036342 |
«Тень сомнения» (англ. «Shadow of a Doubt») — психологический триллер Альфреда Хичкока (1943) с Джозефом Коттеном в главной роли. Основан на реальной истории серийного душителя 1920-х годов Эрла Леонарда Нельсона. Имеет репутацию «первого бесспорного шедевра» Хичкока[1] и фильма, в котором английский режиссёр «впервые открыл для себя Америку»[2].
Содержание |
Чарли (Тереза Райт) — старшеклассница из маленького калифорнийского городка. Наскучив отсутствием событий в своей жизни, она пытается мыслями вызвать к себе блудного дядюшку, в честь которого получила своё имя. Её желание сбывается, и загадочный дядюшка Чарли (Джозеф Коттен) на ближайшем поезде прибывает в солнечную Калифорнию.
Поначалу девушка вне себя от радости и с удовольствием внимает рассказам дядюшки о его странствиях по миру. Но скрытность родственника и его странный интерес к богатым вдовам порождают у неё «тень сомнения», особенно после того, как тот пытается улизнуть от двух репортеров, пришедших к ним в дом ради интервью с её матерью.
Пока на Восточном побережье пытаются выяснить местонахождение новоявленного Синего бороды, прозванного прессой «убийцей весёлых вдов», в голове у Чарли то и дело всплывает мелодия вальса «Весёлая вдова». Что это — опять телепатия?.. Неужели она живёт под одной крышей с серийным убийцей?..
«Женщина по имени Маргарет Макдоннел, возглавлявшая сценарный отдел у Селзника, была замужем за романистом. Однажды она сообщила мне, что у её мужа родился замысел фильма, но он никак не соберется его развить. Она пригласила меня на обед, во время которого мы эту идею как следует обговорили», — вспоминал Хичкок[3]. Разработка сценария была поручена видному драматургу Торнтону Уайлдеру, автору пьесы «Наш городок», действие которой происходит в глубинке. Многие американские писатели в то время считали ниже своего достоинства работать над детективами и триллерами[4]. Хичкоку очень польстила готовность Уайлдера сотрудничать с ним; в начальных титрах фильма ему выражена особая благодарность.
Во время работы над сценарием Уайлдера призвали на военную службу. Хичкок поехал вместе с Уайлдером к месту службы на поезде, ожидая, пока тот закончит сценарий. Уайлдер дописал его в конце пути, поместив развязку в поезде. Впоследствии сценарий дорабатывали жена Хичкока, Альма, и автор юмористических рассказов Салли Бенсон. Режиссёр попросил их «уравновесить мрачный драматизм» сценария «блёстками юмора»[3].
Всё действие происходит в типичном для Америки городке Санта-Роза, и только начальная сцена снята среди высоток Ньюарка на восточном побережье. Дом одного из жителей Санта-Розы, выбранный для съёмок, сначала показался Хичкоку слишком шикарным для банковского клерка, который по сценарию не может себе позволить даже наручных часов. Из разговора с владельцем дома выяснилось, что тот действительно работает в местном банке, после чего было решено использовать именно этот особняк.
В разгар Второй мировой войны Хичкок показал, что зло не приходит в общество откуда-то извне, а под обходительной наружностью гнездится в самом сердце «нормальной» американской семьи, точнее — представляет собой вытесненную из повседневной жизни изнанку нормальности[2]. В этом отношении «Тень сомнения» предвещает препарирование идиллической картинки провинциальной Америки в таких фильмах, как «Синий бархат» Дэвида Линча[5][2].
Когда герой Коттена прибывает в городишко, весь экран заволакивает чёрный дым локомотива, знаменующий, как выразился Трюффо, «пришествие дьявола»[3]. Дэйв Кер характеризует «Тень сомнения» как «открытие Хичкоком тьмы в сердце американской провинции» и «проникновение за витрину благополучия, обнаруживающее там одиночество, отчаяние и смерть»[1]. Совпадение имён главных героев оттеняет их внутреннее родство: при всей своей бесхитростности девушка тоже не свободна от тяги к насилию, а в одной из сцен прямо угрожает герою Коттена убийством[2]. Это её желание материализуется в финале:
Племянница нечаянно его убивает. Значит, злодеи не всегда совсем черны, а герои тоже бывают не без пятнышка. У каждого свои полутона.— А. Хичкок[3]
Среди хичкоковских фильмов сороковых годов «Тень сомнения» и «Дурная слава» стали фаворитами киноведов и кинокритиков. Выход фильма на широкий экран сопровождался восторженными рецензиями ведущих изданий, несмотря на повторение темы недавнего фильма «Подозрение».
В интервью 1964 года Хичкок согласился с мнением журналиста, что «Тень сомнения» — лучший из его фильмов. Правда, позднее в интервью с Трюффо он опроверг это мнение. Его собеседник считал, что именно «Тень сомнения» навеяла Бунюэлю замысел фильма «Попытка преступления»[6].
Одним из первых среди фильмов Хичкока «Тень сомнения» вошла в Национальный реестр наиболее значимых фильмов (1991). Также значится в рейтинге 250 лучших фильмов по версии IMDb.
Фильмы Альфреда Хичкока | |
---|---|
1920-е | Номер 13 • Сад наслаждений • Горный орёл • Жилец • По наклонной • Лёгкое поведение • Ринг • Жена фермера • Шампанское • Человек с острова Мэн • Шантаж |
1930-е | Юнона и павлин • Убийство! • Зов Элстри • Нечестная игра • Мэри • Номер семнадцать • Богатые и странные • Венские вальсы • Человек, который слишком много знал • 39 ступеней • Секретный агент • Саботаж • Молодой и невинный • Леди исчезает • Таверна «Ямайка» |
1940-е | Ребекка • Иностранный корреспондент • Мистер и миссис Смит • Подозрение • Диверсант • Тень сомнения • Спасательная шлюпка • Заворожённый • Дурная слава • Дело Парадайна • Верёвка • Под знаком Козерога |
1950-е | Страх сцены • Незнакомцы в поезде • Я исповедуюсь • В случае убийства набирайте «М» • Окно во двор • Поймать вора • Неприятности с Гарри • Человек, который слишком много знал • Не тот человек • Головокружение • К северу через северо-запад |
1960-е | Психо • Птицы • Марни • Разорванный занавес • Топаз |
1970-е | Исступление • Семейный заговор |
Тень сомнения.