01-10-2023
BGM-109 Tomahawk | |
---|---|
Крылатая ракета Tactical Tomahawk Block IV во время испытаний. Южная Калифорния | |
Тип | крылатая ракета большой дальности |
Статус | на вооружении |
Разработчик | General Dynamics |
Годы разработки | 1972-1980 |
Начало испытаний | март 1980—1983 |
Принятие на вооружение | март 1983 |
Производитель | General Dynamics (первоначально) Raytheon / McDonnell Douglas |
Единиц произведено | > 4000 шт. |
Стоимость единицы | Tactical Tomahawk: $1,45 млн.[1] |
Годы эксплуатации | 1983 - н. в. |
Основные эксплуатанты | ВМС США Королевские ВМС ВМС Испании |
Базовая модель | BGM-109A |
Модификации | BGM-109A/…/F RGM/UGM-109A/…/E/H BGM-109G AGM-109C/H/I/J/K/L |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
Томахок (англ. BGM-109 Tomahawk, [’tɒmə‚hɔ:k] — Томагавк) — американская многоцелевая высокоточная дозвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности, стратегического и тактического назначения. Находится на вооружении кораблей и подводных лодок ВМС США, использовалась во всех значительных военных конфликтах с участием США.
BGM-109 Tomahawk разрабатывалась в целом ряде модификаций, включающих:
Содержание |
В 1971 году руководство Военно-морских сил США инициировало работы по изучению возможности создания стратегической крылатой ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной фазе работ рассматривались два варианта КР:
2 июня 1972 года был выбран более лёгкий вариант под торпедные аппараты, а в ноябре того-же года промышленности были выданы контракты на разработку SLCM (англ. Submarine-Launched Cruise Missile) — крылатой ракеты подводного базирования.
В январе 1974 года два наиболее перспективных проекта были отобраны для участия в конкурсных демонстрационных пусках, а в 1975 году проектам фирм «Дженерал Дайнемикс» и «Линг-Темко-Воут» (LTV) (англ. Ling-Temco-Vought) были присвоены обозначения ZBGM-109A и ZBGM-110A, соответственно (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в системе обозначений МО США применялся для обозначения систем находящихся «на бумаге», то есть в ранней стадии разработки).
В феврале 1976 года первая попытка пуска из торпедного аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (префикс «Y» в обозначении) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая попытка также не была успешной, из-за нераскрытия консолей крыла. В марте 1976 года, учитывая два безупречных пуска прототипа YBGM-109A и его менее рискованную конструкцию, ВМС США объявила победителем конкурса по программе SLCM ракету BGM-109, а работы по проекту BGM-110 были прекращены[2].
В тот же период флотское руководство решает, что SLCM должна также встать на вооружение надводных кораблей, поэтому значение акронима SLCM было изменёно на англ. Sea-Launched Cruise Missile — крылатая ракета морского базирования (КРМБ). Лётные испытания YBGM-109A, включая рельефометрическую систему коррекции TERCOM (англ. Terrain Contour Matching) продолжались в течение ряда лет.
В январе 1977 года, администрация президента Джимми Картера инициировала программу названную JCMP (англ. Joint Cruise Missile Project — Проект единой крылатой ракеты), которая предписывала ВВС и ВМС вести разработку их крылатых ракет на общей технологической базе. В это время, ВВС США разрабатывали крылатую ракету воздушного базирования AGM-86 ALCM (англ. Air-Launched Cruise Missile). Одним из следствий реализации программы JCMP стало то, что дальнейшее развитие получили только один тип маршевой двигательной установки (ТРДД Williams F107 ракеты AGM-86) и системы коррекции по рельефу местности TERCOM (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ракеты BGM-109). Ещё одним следствием, стало прекращение работ по практически готовой к запуску в производство базовой модификации КР AGM-86A и проведение конкурсных лётных испытаний за роль основной крылатой ракеты воздушного базирования между удлинённым вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км дальности, обозначенным, как ERV ALCM (англ. Extended Range Vehicle, позднее стал AGM-86B) и AGM-109 (модификации YBGM-109A воздушного базирования). После проведённых в период между июлем 1979-го и февралём 1980 года, лётных испытаний, AGM-86B была объявлена победителем конкурса, а разработка AGM-109 ALCM воздушного базирования остановлена[3].
Морской вариант BGM-109 в это время продолжал развиваться. В марте 1980 года состоялось первое надводное летное испытание серийной ракеты BGM-109A Tomahawk, с борта эсминца типа «Спрюэнс» USS Merrill (DD-976) (англ. USS Merrill (DD-976)), а в июне того же года выполнен успешный пуск серийного «Томагавка» с подводной лодки USS Guitarro (SSN-665) (англ. USS Guitarro (SSN-665)) проекта «Стёджен». Это был первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки.
Лётные испытания КРМБ Tomahawk продолжались в течение трех лет, за это время было произведено более 100 пусков, как результат, в марте 1983 года, было объявлено о достижении ракетой эксплуатационной готовности и были выданы рекомендации к принятию на вооружение.
Первыми модификациями этих ракет, известными как Tomahawk Block I, были стратегические BGM-109A TLAM-N (англ. Tomahawk Land-Attack Missile — Nuclear) с термоядерной боевой частью и противокорабельные BGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile) с боевой частью в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР для различных типов среды запуска, обозначались присвоением цифрового суффикса, так, индексами BGM-109A-1 и −109B-1 обозначались ракеты надводного запуска, а BGM-109A-2 и −109B-2 — подводного. Однако, в 1986 году вместо цифрового суффикса, для обозначения среды запуска, в качестве первой литеры индекса («B» — обозначавшей множественность сред запуска) стали использоваться литеры «R» для КР надводных кораблей и «U» для КР подводных лодок.
Стоимость одного запуска КР «Томахок» в марте 2011 года составляла около 1,5 млн долларов США.[4]
Перечень пусков по программе лётных испытаний | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
№ пуска | дата и время | № ракеты | тип ПУ | тип ракеты | примечание | результат |
1 | 13 февраля 1976 | T4:1 | ТА | планер | Бросковое испытание | успешный |
2 | 15 февраля 1976 | T6:1 | ТА | планер | Бросковое испытание | успешный |
3 | 28 марта 1976 | T7:1 | Самолёт A-6 | планер | Интеграция ДУ и СУ с ракетой. 1-е лётное испытание с маршевой ДУ | успешный |
4 | 26 апреля 1976 | T8:1 | A-6 | планер | Устойчивость при флаттере и управление | успешный |
5 | 16 мая 1976 | T8:2 | A-6 | планер | Расширение режимов полёта | успешный |
6 | 5 июня 1976 | T9:1 | A-6 | РПНЦ | Интеграция СУ и ДУ с ракетой. 1-й полёт с СУ с коррекцией TERCOM | успешный |
7 | 11 июня 1976 | T8:3 | A-6 | планер | Расширение режимов полёта | успешный |
8 | 16 июля 1976 | T9:2 | A-6 | РПНЦ | Отработка системы навигации, TERCOM, 1-й полёт с демонстрацией огибания рельефа | успешный |
9 | 30 июля 1976 | T9:3 | A-6 | РПНЦ | Отработка системы навигации, TERCOM, огибания рельефа | аварийный |
10 | 8 августа 1976 | T8:4 | A-6 | планер | Определение индикаторной воздушной скорости; отработка низковысотного полёта | успешный |
11 | 27 августа 1976 | T10:1 | A-6 | РПНЦ | Наращивание лётных характеристик | успешный |
12 | 1 сентября 1976 | T8:5 | A-6 | планер | Отработка манёвра на конечном участке, расширение лётных режимов | успешный |
13A 13B |
28 сентября 1976 30 сентября 1976 |
T10:2 | A-6 | РПНЦ | 1-я демонстрация возможности атаки наземной цели | успешный |
14 | 14 октября 1976 | T11:1 | A-6 | планер | Наращивание лётных характеристик | успешный |
15 | 15 ноября 1976 | T11:2 | A-6 | планер | Наращивание лётных характеристик | успешный |
16 | 7 декабря 1976 | T12:1 | A-6 | ПКР | 1-я демонстрация загоризонтного поиска и захвата надводной цели | успешный |
17 | 29 января 1977 | T10:3 | Самолёт | РПНЦ | 1-й лётное испытание SMAC — системы коррекции по изображению местности, для снижения КВО | успешный |
18 | 11 февраля 1977 | T12:2 | Самолёт | ПКР | Отработка загоризонтного поиска и захвата цели | успешный |
19 | 24 февраля 1977 | T5:1 | Наземная ПУ | планер | 1-й пуск из контейнера, 1-й пуск с мобильной наземной ПУ, отработка перехода со стартовой на маршевую ДУ | успешный |
20 | 19 марта 1977 | T10:4 | Самолёт | РПНЦ | Свободный полёт по наземному маршруту, отработка SMAC | успешный |
21 | 12 апреля 1977 | T12:3 | Самолёт | ПКР | Отработка проекта загоризонтного радиолокационного наведения «Outlaw Shark» через ПЛ-посредник, расширение режимов полёта | успешный |
XXX | 9 июня 1977 | T6:4 | ТА | ПКР | Оценка возможности полёта в противоположном направлении | успешный |
22 | 20 июня 1977 | T3:1 | ТА | ПКР | Отработка выхода из воды и перехода на маршевый двигатель, подготовительный к первому подводному пуску | частично успешный |
23 | 7 января 1978 | T10:5 | Самолёт | РПНЦ | 1-е лётное испытание в рамках оценки живучести от средств ПВО, оценка системы «свой-чужой» | успешный |
24 | 2 февраля 1978 | T4:2 | USS Barb (англ.)русск. | РПНЦ | 1-й пуск с ПЛ, с перископной глубины | успешный |
25 | 2 февраля 1978 | T14:1 | USS Barb | ПКР | пуск с перископной глубины | частично успешный |
26 | 16 марта 1978 | T11:3 | Самолёт | РПНЦ | низковысотный пуск, полёт по заранее подготовленному полётному заданию, оценка живучести (от средств ПВО) | успешный |
27 | 18 апреля 1978 | T11:4 | Самолёт | РПНЦ | оценка живучести (от средств ПВО) | успешный |
28 | 24 апреля 1978 | T4:3 | Наземная ПУ | РПНЦ | 2-й наземный пуск; отработка мобильной ПУ, стартовой ДУ, СУ, оценка лётных данных | успешный |
29 | 26 мая 1978 | T10:6 | Самолёт | РПНЦ | 1-я демонстрация TAAM: оценка отделения боевых элементов кассетной БЧ, поражение взлётной полосы; коррекция от DSMAC | успешный |
30 | 21 июня 1978 | T11:5 | Самолёт | РПНЦ | Полёт по заранее подготовленному полётному заданию, оценка живучести (от средств ПВО) | успешный |
31 | 25 июля 1978 | T13:1 | ПЛ | ПКР | оценка траектории при загоризонтном наведении | аварийный |
32 | 25 июля 1978 | T18:1 | ПЛ | ПКР | Оценка траектории при загоризонтном наведении | аварийный |
33 | 28 июля 1978 | T11:6 | Самолёт | наземная цель | Полёт по заранее подготовленному полётному заданию, отработка огибания рельефа, оценка живучести | успешный |
34 | 14 сентября 1978 | T4:4 | Подвижный стенд | РПНЦ | Отработка надводного пуска с динамической платформы (т. н. «качающийся стенд»), оценка живучести | аварийный |
35 | 30 октября 1978 | T11:7 | Самолёт | РПНЦ | Полёт по заранее подготовленному ПЗ, отработка огибания рельефа, оценка живучести | частично успешный |
36 | 13 декабря 1978 | T11:8 | Самолёт | РПНЦ | Полёт по заранее подготовленному ПЗ, отработка огибания рельефа, оценка живучести | успешный |
37 | 29 января 1979 | T20:1 | Наземная ПУ | ПКР | Оценка системы уплотнений, пиротехнической системы, запуска ДУ и перехода на маршевый | успешный |
38 | 14 февраля 1979 | T18:2 | ПЛ | ПКР | Отработка подводного пуска на заданной глубине и скорости: оценка системы уплотнений, пиротехнической системы, запуска ДУ и перехода на маршевый | успешный |
39 | 22 февраля 1979 | T24:1 | ПЛ | ПКР | Оценка TASM на глубине, оценка системы выравнивания давления | успешный |
40 | 13 апреля 1979 | T20:2 | Наземная ПУ | ПКР | 1-е испытание ПКР с системой пассивного обнаружения PI/DE; контроль качества запуска ДУ, оценка полёта с контролем качества ДУ | успешный |
41 | 21 апреля 1979 | T11:9 | Самолёт | РПНЦ | Проверка новой системы TERCOM/карт конечного участка. Оценка живучести | аварийный |
42 | 7 июня 1979 | T10:7 | Самолёт | РПНЦ | Проверка новой системы TERCOM/карт конечного участка. Оценка живучести | аварийный |
43 | 28 июня 1979 | T18:3 | ПЛ | ПКР | Загоризонтное наведение в реальном режиме времени, 1-й пуск с использованием СУО Mk117, оценка живучести | успешный |
44 | 17 июля 1979 | AL2:1 | Самолёт | РПНЦ | 1-й пуск AGM-109 по программе сравнительных испытаний с AGM-86 ALCM с вращающейся ПУ. Отработка модифицированной (Case I) навигационной системы. | успешный |
45 | 19 июля 1979 | T24:2 | ПЛ | ПКР | Отработка АРЛГСН в режимах поиска PL2 и пассивного обнаружения PI/DE | успешный |
46 | 1 августа 1979 | AL1:1 | Самолёт | РПНЦ | Отработка навигационной системы | нет данных |
47 | 8 августа 1979 | T17:1 | ПЛ | РПНЦ | Интеграция средств Департамента энергетики (спец. БЧ или станция помех). Демонстрация атаки наземной цели; обновление TERCOM; прорыв ПВО | аварийный |
48 | 9 августа 1979 | T20:3 | ПЛ | ПКР | Оценка СУО Mk117; отработка АРЛГСН в режимах поиска PL2 и пассивного обнаружения PI/DE, загоризонтного наведения; оценка живучести | аварийный |
49 | 9 сентября 1979 | T24:3 | Самолёт | 1-й пуск AGM-109 с пилона B-52 | нет данных | |
50 | (13) 14 сентября 1979 | T18:4 | Наземная ПУ | ПКР | 1-й вертикальный пуск; использование режима SWT АРЛГСН | успешный |
51 | 29 сентября 1979 | AL4:1 | Самолёт | РПНЦ | Оценка лётных характеристик | нет данных |
52 | 27 октября 1979 | AL2:2 | Самолёт | РПНЦ | Попадание в цель | нет данных |
53 | 7 ноября 1979 | T17:2 | ПЛ | РПНЦ | Проверка передатчика S-диапазона (Департамент энергетики, спец. БЧ или станция помех). Отработка атаки наземной цели; сбор данных по условиям работы боевой части; | успешный |
54 | 15 ноября 1979 | AL6:1 | Самолёт | РПНЦ | Пуск на большой высоте и скорости полёта носителя | нет данных |
55 | 6 декабря 1979 | AL1:2 | Самолёт | РПНЦ | Оценка лётных характеристик | нет данных |
56 | 27 декабря 1979 | AL4:2 | Самолёт | РПНЦ | Пуск на малой высоте полёта носителя, оценка лётных характеристик | нет данных |
57 | 24 января 1980 | AL7:1 | Самолёт | РПНЦ | Пуск на большой высоте и скорости полёта носителя, попадание в цель | нет данных |
58 | 8 февраля 1980 | AL5:1 | Самолёт | РПНЦ | Пуск по плану Стратегического авиационного командования, оценка лётных характеристик | нет данных |
59 | 13 марта 1980 | T19:1 | Наземная ПУ | ПКР | 1-й пуск c наклонной счетверённой ПУ Mk143 ABL для надводных кораблей; использование режима SWT АРЛГСН | успешный |
60 | 19 марта 1980 | T27:1 | USS Merrill (англ.)русск. | ПКР | 1-й пуск c надводного корабля; демонстрация взаимодействия «корабль/интегрированная система управления оружием/ПУ Mk143 ABL» | частично успешный |
61 | 16 мая 1980 | T16:1 | Наземная ПУ | РПНЦ | 1-й пуск по программе GLCM c мобильной ПУ TEL; отработка специальной БЧ W84 | успешный |
62 | 6 июня 1980 | T20:4 | ПЛ USS Guitarro (англ.)русск. | ПКР | Отработка модифицированной СУО Mk117 Mod (6T) и загоризонтного наведения | успешный |
63 | 8 июля 1980 | T24:4 | ПЛ | ПКР | Максимальная глубина и скорость ПЛ; отработка процесса подготовки траектории управляемого полёта | аварийный |
64 | 16 августа 1980 | T15:1 | Самолёт | РПНЦ | Демонстрация характеристик DSMAC Block I и СУ Block III | аварийный |
65 | 26 ноября 1980 | T16:2 | Наземная ПУ | РПНЦ | 1-й пуск с прототипа вертикальной ПУ VLS (наземный) | успешный |
66 | 16 декабря 1980 | T27:2 | ПЛ | ПКР | Максимальная глубина и скорость ПЛ; отработка процесса подготовки полётного задания | аварийный |
67 | 15 января 1981 | T42:1 | ПЛ | ПКР | Демонстрация характеристик ракеты в режиме наведения ГСН PL2, 1-е реальное поражение цели | успешный |
68 | 21 января 1981 | T28:1 | ПЛ | ПКР | Демонстрация характеристик ракеты в режиме наведения ГСН BOL («пуск только по пеленгу» — ГСН включается сразу после пуска) | успешный |
69 | 23 января 1981 | T43:1 | ПЛ | ПКР | Демонстрация характеристик ракеты в режиме наведения ГСН PL4 | успешный |
70 | 15 февраля 1981 | T17:3 | ПЛ | РПНЦ | 1-я атака наземной цели полностью штатной ракетой с обычным снаряжением; оценка системы DSMAC Block 1 | успешный |
71 | 20 марта 1981 | T40:1 | ПЛ | ПКР | Демонстрация характеристик ракеты в режиме наведения ГСН PL3 | успешный |
72 | 28 марта 1981 | T50:1 | ПЛ | РПНЦ | 1-й подводный пуск ракеты в обычном снаряжении, по наземной цели; демонстрация выдачи коррекции системами TERCOM и DSMAC | успешный |
73 | 10 июля 1981 | T51:1 | ПЛ | РПНЦ | 1-е поражение реальной наземной цели; демонстрация системы планирования ракетных ударов | успешный |
74 | 30 июля 1981 | T50:2 | ПЛ | РПНЦ | Оценка ракеты в обычном снаряжении | успешный |
75 | 2 августа 1981 | T41:1 | ПЛ | ПКР | Демонстрация характеристик ракеты в режиме наведения ГСН PL2 | аварийный |
76 | 19 сентября 1981 | T17:4 | Самолёт | РПНЦ | 1-й полёт в ночных условиях; оценка DSMAC в ночных условиях | успешный |
77 | 27 октября 1981 | T52:1 | ПЛ | РПНЦ | Аттестация TLAM-C — ракеты в обычном снаряжении для атаки наземной цели | успешный |
78 | 7 ноября 1981 | T54:1 | ПЛ | РПНЦ | Аттестация TLAM-C | аварийный |
79 | 14 декабря 1981 | T53 | ПЛ | РПНЦ | Аттестация TLAM-C | нет данных |
80 | 28 января 1982 | T48 | ПЛ | ПКР | нет данных | |
81 | 25 февраля 1982 | T72:1 | Наземная ПУ | РПНЦ | 2-й пуск по программе GLCM с передачей полётного задания на TEL от LCC | нет данных |
82 | 25 марта 1982 | T73:1 | Наземная ПУ | РПНЦ | Оценка GLCM | нет данных |
83 | 30 марта 1982 | T56 | ПЛ | РПНЦ | Войсковые испытания TLAM-C (OPEVAL — буквально оценка операций) | нет данных |
84 | 19 мая 1982 | T74:1 | Наземная ПУ | РПНЦ | Войсковая оценка GLCM (OPEVAL) | нет данных |
85 | 21 мая 1982 | T55 | ПЛ | РПНЦ | Оценка TLAM-C | нет данных |
86 | 8 июля 1982 | T60 | ПЛ | ПКР | Оценка TASM в войсковых условиях (OPEVAL) | Цель поражена |
87 | 18 июля 1982 | T45 | ПЛ | ПКР | Оценка TASM в войсковых условиях (OPEVAL). Реальная БЧ, потопление мишени | Цель поражена |
88 | 20 июля 1982 | T46 | ПЛ | ПКР | Оценка TASM в войсковых условиях (OPEVAL) | Промах |
89 | 26 июля 1982 | T107 | ПЛ | ПКР | Войсковая оценка TASM (OPEVAL) | Промах |
Существует множество модификаций этой ракеты, которые различаются в основном типом боезаряда, предельной дальностью полета, а также типом системы наведения.
RGM/UGM-109A TLAM-N |
RGM/UGM-109B TASM |
BGM-109G GLCM |
RGM/UGM-109C TLAM-C |
RGM/UGM-109D TLAM-D |
RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk |
RGM/UGM-109H TTPV |
AGM-109H/K MRASM |
AGM-109L MRASM |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Этап модернизации | Tomahawk Block I | Tomahawk Block II / IIA | Tomahawk Block III | Tomahawk Block II / IIB | Tomahawk Block III | Tomahawk Block IV (ранее Block V) |
|||||
Базирование | Надводное / Подводное | Мобильное наземное | Надводное / Подводное | Надводное / Подводное (с УВП) | Надводное / Подводное | Воздушное (B-52) | Воздушное (A-6E) | ||||
Год начала поставок | 1983 | 1986 | 1993 | 1988 | 1993 | 2004 | 2005 (план) | разработка прекращена в 1984 | |||
Дальность | 2500 км | 460 км (550 км[5]) | 2500 км | 1250 км | 1600 км (до 1850) | 870 км | 1250 км[6] | 1600 км[6] (2400[7]) | нет данных | 2500 км (~600[8]) | ~600 км[8] |
Длина | 5,56 м 6,25 м (со стартовым ускорителем) |
5,84 м | 4,88 м | ||||||||
Размах крыла | 2,62 м | нет данных | |||||||||
Диаметр | 531 мм (518[6]) | 518 мм | 531 мм (518[6]) | ||||||||
Масса | 1180 кг 1450 кг (с СДУ) |
1200 кг 1470 кг (с СДУ) |
1310 кг 1590 кг (с СДУ) |
1450 кг[5] |
1220 кг 1490 кг (с СДУ) |
~1500 кг | 1200 кг | 1000 кг | |||
Запас топлива | ~365 кг | ~465 кг | ~365 кг | ~465 кг | ~205 кг | ||||||
Скорость полёта | до 880 км/ч (0,5-0,75 М) | ||||||||||
Маршевый двигатель | ТРДД Williams[en] F107-WR-400 тягой 2,7 кН |
ТРДД Williams F107-WR-402 тягой 3,1 кН |
ТРДД Williams F107-WR-400 тягой 2,7 кН |
ТРДД Williams F107-WR-402 тягой 3,1 кН |
ТРДД Williams F415-WR-400/402 тягой 3,1 кН | ТРД Teledyne CAE[en] J402-CA-401 тягой 3,0 кН |
|||||
Стартовый двигатель | РДТТ Atlantic Research Mk 106 тяга 26,7 кН в течение 12 с |
РДТТ Mk 135 | не применялся | ||||||||
Боевая часть | ядерная W80[en] (5-200 кт), 110 кг[5] |
полубронебойная WDU-25/B, 450 кг (от Bullpup B) |
ядерная W84[en] (5-150 кт) | полубронебойная WDU-25/B, 450 кг | ОФБЧ WDU-36/B, 340 кг (ВВ — PBXN-107) | кассетная 166 БЭ комбинированного действия BLU-97/B CEB (англ.)русск. (по 1,5 кг) в 24 кассетах |
ОФБЧ WDU-36/B, 340 кг (PBXN-107 Type 2) | проникающая WDU-43/B |
AGM-109H: 28 бетонобойных БЭ BLU-106/B BKEP (по 19 кг) AGM-109K: осколочно-фугасная WDU-25/B 450 кг |
ОФБЧ WDU-7/B 295 кг (Проникающая WDU-18/B Condor[8]) |
|
Система управления на маршевом участке | инерциальная (ИНС) с коррекцией по контуру рельефа местности (TERCOM AN/DPW-23) |
ИНС | ИНС + TERCOM | ИНС P-1000 + TERCOM AN/DPW-23 | ИНС RPU (на КЛГ) + коррекция от TERCOM AN/DPW-23 и приёмника NAVSTAR (5-тиканальный) | ИНС P-1000 + TERCOM AN/DPW-23 | ИНС RPU (на КЛГ) + коррекция от TERCOM AN/DPW-23 и приёмника NAVSTAR (5-тиканальный) | ИНС (на ВОГ) + Помехоустойчивый NAVSTAR + TERCOM + двухсторонняя спутниковая связь (УКВ) с носителем | БИНС LN-35 (на КЛГ) + TERCOM AN/DPW-23 | ||
Система наведения на конечном участке | АРЛГСН AN/DSQ-28 (10-20 ГГц) | ОЭСК по цифровым картам местности AN/DXQ-1 (DSMAC (англ.)русск.) | ОЭСК DSMAC IIA | ОЭСК AN/DXQ-1 (DSMAC) | ОЭСК DSMAC IIA | ОЭСК DSMAC IV | ОЭСК DSMAC IV | ОЭСК DSMAC II + Инфракрасная ГСН (IIR, у AGM-109K/L) |
|||
Точность (КВО) | 80 м (35 м[5]) | 80 м | 20-25 м (10 м[5]) | 10-15 м (8 м[5]) | 20-25 м (10 м[5]) | 10-15 м | 5-10 м |
Эффективность применения достигается за счет:
В 1980-х годах «New York Times» писала:
Какие бы ни были произведены сокращения в отношении числа других американских и советских стратегических ракет наземного базирования <...> тяжелых бомбардировщиков и баллистических ракет подводных лодок, — все это будет сведено на нет широким распространением ядерных крылатых ракет морского базирования.[10] |
Запуск ракет осуществляется через торпедные аппараты (АПЛ типа «Seawolf») и с надводных кораблей из наклонных ПУ типа ABL (Mk 143) и установок вертикального пуска Mk 41.
Основную сложность в противодействии крылатым ракетам типа «Томагавк» представляет задача обнаружения. Малая ЭПР ракеты накладывает ограничения на требуемую мощность радара, а маловысотный полёт — на его расположение (дальность радиогоризонта для данной высоты).
Все эти ограничения приводят к тому, что на большой дальности подобные ракеты могут быть обнаружены только с помощью самолётов ДРЛО. На средних дальностях обнаружение также возможно с помощью низковысотных обнаружителей, а также специализированными перехватчиками. На малых дальностях «Томагавки» (и им подобные крылатые ракеты) могут быть обнаружены большинством современных как военных, так и гражданских радиолокаторов.
Так как «Томагавк» летит с дозвуковой скоростью, не может маневрировать с большими перегрузками, а также не может использовать ложные цели, то обнаруженная ракета уверенно поражается любыми современными средствами ПВО и ПРО, удовлетворяющими ограничениям по высотности[11][12][13].
Перспективным также представляется использование средств оптико-радиоэлектронной борьбы (в частности — шумопостановщиков, подавляющих сигнал GPS[14]), что позволит значительно снизить точность попадания ракеты, а следовательно — и опасность для обороняемого объекта.
В период с 1998 по 2011 год было поставлено[20]:
В 2012 году ВМС США заказали у компании Raytheon 361 крылатую ракету Tomahawk Block IV общей стоимостью $338 млн. Контракт предусматривает передачу 238 ракет вертикального запуска для надводных кораблей и 123 ракет для подлодок. Поставка должна завершиться в августе 2014 года.[19]
Нидерланды (в 2005) и Испания (в 2002 и 2005) были заинтересованы в приобретении Tomahawk, но позднее, в 2007 и 2009 году соответственно, отказались от их приобретения[21][22].
Это заготовка статьи о военной технике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Томагавк (ракета).