Ту би-Шва́т ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט |
Тип |
Еврейский |
Значение |
Новый год деревьев |
Установлен |
В период раннего Средневековья (эпоха гаонов) |
Отмечается |
евреями |
в период с |
15 швата |
В 2011 году |
20 января |
В 2012 году |
8 февраля |
Празднование |
пробовать до 30 видов плодов, молитва, веселье, посадка молодых деревьев, песнопение |
Традиции |
Молитва в синагоге, чтение Торы
Праздничная трапеза |
Ту би-Шва́т (ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט, `пятнадцатое число месяца шват`; также חֲמִישָׁה עָשָׂר בִּשְׁבָט) — еврейский праздник, Новый год деревьев. Ту би-шват установлен согласно школе Хиллела (школа Шаммая считала, что Новый год для деревьев совпадает с первым швата). Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле (Эрец-Исраэль) до 15 швата. Плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года, когда с них отчисляют десятину. С празднованием Нового года для деревьев связаны и другие обычаи.[1]
История праздника
Происхождение
- Это был последний день еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. Любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен для следующего налогового сезона.
- Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано.
- В талмудической литературе нет описания обрядов праздника Ту би-шват, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль читали в этот день особые благословления
Становление традиции
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь на празднество деревьев», чем-то напоминающий пасхальный «седер».[2]
Обычаи праздника
- Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов.
- Восточные евреи следуют мнению «святого Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.
- Сегодня на стол в Ту Бишват ставят лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.
- В Израиле в Ту би-шват вошло в традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата
Ссылки
- Ту би-Шват — подробное не скучное описание
- Ту би-шват — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Хасидус по-русски. Ту би-Шват
- Ту Бишват — Новый год деревьев
- Ту би-Шват — родителям
- Умный Ту би-Шват на "Маханаим"
Сноски и источники
- Ту би-Шват — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- http://www.jewukr.org/center/tubishvat/tubish_par.html Ту би-Шват Седер. История появления