17-10-2023
«Фархад и Ширин» | |
азерб. «Fərhad və Şirin» | |
Сцена из премьерной постановки пьесы |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Дата написания: | |
Предыдущее: | |
Следующее: |
«Фархад и Ширин» (азерб. «Fərhad və Şirin») — третья пьеса азербайджанского поэта Самеда Вургуна, написанная в 1941 году[1]. Пьеса написана по мотивам поэмы классика персидской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин». Эта пьеса считалась одной из лучших образцов поэтического воплощения традиций Низами в советской литературе[2].
Самед Вургун всесторонне изучил творчество Низами Гянджеви и воплотил тему его поэмы в своей пьесе[3]. По словам искусствоведа Габиба Бабаева, если у Низами в своих действиях и поступках Ширин последовательна и постоянна, полюбила Хосрова и верна своей любви до конца, то у Вургуна Ширин любит не только Хосрова, но и Фархада. Она убивает себя над трупом Фархада, ставшего жертвой ложного известия о смерти любимой[4].
В отличие от поэмы Низами, где показана облагораживающая сила любви Хосрова к Ширин, у Самеда Вургуна страсть Хосрова к Ширин — недобрая и хищническая. В отличие от Низами, у Вургуна, как отмечает Бабаев, Фархад и Хосров не соперники, а враги. В отличие от традиций классической литературы Востока, в которой женщина изображалась только как объект любви, в пьесе Самеда Вургуна Ширин показана более активной, волевой и самостоятельной. Такую трактовку образа армянский советский литературовед и критик Аршалуис Аршаруни считает исторически оправданой. По его словам, «в век Низами, в эпоху восточного ренессанса, женщина действительно обладала самостоятельностью»[4].
Самед Вургун ввёл в пьесу и ряд новых действующих лиц, которых нет в поэме Низами. Среди них — Азер-баба, отец Фархада, выразитель народной мудрости[4].
|
Фархад и Ширин (Самед Вургун).