22-06-2023
Фи́рменный пассажи́рский по́езд — одна из категорий комфортабельных пассажирских поездов. Фирменные поезда появились в СССР и существуют в нескольких странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в Федеральной пассажирской компании.
Первый фирменный поезд в СССР — «Красная стрела» начал курсировать между Ленинградом и Москвой с 1931 года. На время блокады Ленинграда его курсирование прерывалось, но сразу после снятия блокады курсирование этого поезда было возобновлено.
Номер поезда | Пункты назначения | Старое название поезда |
---|---|---|
001/002 | Москва — Казань | Татарстан |
015/016 | Москва — Екатеринбург | Урал |
019/020 | Москва — Ростов-на-Дону | Тихий Дон |
023/024 | Москва — Нижний Новгород | Ярмарка |
029/030 | Москва — Новороссийск | Кубань |
101/102 | Москва — Адлер | Сочи |
053/054 | Москва — Чебоксары | Чувашия |
В таблице указаны все (действующие в настоящее время и ранее) фирменные пассажирские, скорые, международные, туристические поезда России:
Название поезда | Номер поезда | Пункты назначения | Сайт | Примечание | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Аврора | 159/160 (217/268/267/268 с 2012/2013) | Санкт-Петербург — Москва | Снят с курсирования 5 апреля 2010 года. Заменён скоростным поездом Сапсан. В 2011 году возобновлен и введен в летнее расписание.[1] | |||
Александр Невский | 011/012 | Москва — Санкт-Петербург | Класс поезда — люкс отменен. Используется как туристичеий состав, на новогодние каникулы ездит как 69/70 Москва — Хельсинки, при этом оставаясь формирования ВЧ-8 СЗ ФПК | |||
Алтай | 035/036 | Барнаул — Москва | Лишен фирменности, с 2011 года ходит под 135/136. Через Карасук, Омск, Екатеринбург, Казань | |||
Арктика | 015/016 | Москва — Мурманск | Через Тверь, Санкт-Петербург, Петрозаводск | |||
Атаман Платов | 641/642 | Ростов-на-Дону — Адлер | Через Краснодар | |||
Тихий Дон (ранее Атаман Платов[2]) | 099/100 | Ростов-на-Дону — Москва | Через Воронеж, Рязань | |||
Афанасий Никитин | 037/038 | Санкт-Петербург — Москва | ||||
Байкал | 009/010 | Иркутск — Санкт-Петербург | Через Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду, Череповец | |||
Баргузин | 321/322 | Забайкальск — Иркутск | ||||
Башкортостан | 039/040 | Уфа — Москва | Через Самару, Сызрань, Рязань | |||
Белогорье | 071/072 | Москва — Белгород | Через Тулу, Орёл, Курск | |||
Белые ночи | 617/618 | Вологда — Санкт-Петербург | Через Череповец | |||
Буревестник-1 | 061/062 | Нижний Новгород — Москва | отменён при пуске «Сапсана» до Нижнего Новгорода | |||
Буревестник-2 | 119/120 | Нижний Новгород — Москва | ныне 153/154 | |||
Волга | 059Г/059А | Нижний Новгород — Санкт-Петербург | «Волга» | Через Владимир, Москву, Тверь | ||
Волгоград | 001/002 | Волгоград — Москва | Через Поворино, Грязи-Воронежские, Мичуринск, Узуново | |||
Вологодские зори | 059/060 | Вологда — Москва | «Вологодские зори» | Через Ярославль | ||
Воронеж | 025/026 | Воронеж — Москва | Через Грязи-Воронежские, Мичуринск, Узуново | |||
Восток | 019/020 | Москва — Пекин | Через Владимир, Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Забайкальск | |||
Вятка | 031/032 | Киров — Москва | Через Нижний Новгород, Владимир | |||
Гилюй | 081/082 | Тында — Благовещенск | Скорый фирменный поезд | |||
Гранд-Экспресс | 053/054 | Санкт-Петербург — Москва | «Гранд-Экспресс» | ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» | ||
Даурия | 649/650 | Чита — Забайкальск | ||||
Две столицы | 063/064 | Санкт-Петербург — Москва | ||||
Демидовский экспресс | 071/072 | Екатеринбург — Санкт-Петербург | Через Пермь, Киров, Вологду, Череповец | |||
Екатеринбург | 213/214 | Екатеринбург — Брест | Отменён. | |||
Жигули | 009/010 | Самара — Москва | Через Сызрань, Рязань. С 05.07.2010 г. введён в эксплуатацию, как Поезд постоянного формирования (14 вагонов). Пилотный проект ОАО «ФПК» | |||
Зауралье | 089/090 | Петропавловск — Москва | Через Казань, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Курган | |||
Зауралье[3] | 033/034 | Курган — Москва | Через Казань, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Шадринск | |||
Золотой Орёл Транссибирский Экспресс | Москва — Владивосток | Туристический[4], класс: «люкс» | ||||
Енисей | 055/056 | Красноярск — Москва | Через Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Иван Паристый | 099/100 | Москва — Брянск | Ранее назывался «Десна» | |||
Ильмень | 041/042 | Москва — Великий Новгород | ||||
Ильмень | 213/214 | Челябинск — Анапа | Отменён | |||
Иртыш | 047/048 | Омск — Москва | снят с курсирования, вагоны прицепляются к «Сибиряк» | |||
Иртыш | 087/088 | Омск — Новосибирск | ||||
Италмас | 025/026 | Ижевск — Москва | ||||
Кавказ | 003/004 | Кисловодск — Москва | Через Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань | |||
Карелия | 017/018 | Петрозаводск — Москва | Через Тверь | |||
Калевала | 657/658 | Петрозаводск — Санкт-Петербург | Статус фирменного снят | |||
Кама | 017/018 | Пермь — Москва | Через Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Кострома | 147/148 | Кострома — Москва | Через Ярославль. Статус фирменного снят в апреле 2011года | |||
Красная стрела | 001/002 | Санкт-Петербург — Москва | ||||
Красная Талка | 257/258 | Иваново — Москва[5] | ныне не действует | |||
Красный Яр | 085/086 | Красноярск — Новосибирск | ||||
Кузбасс | 029/030 | Кемерово — Москва | Через Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Ладога | 053/054 | Санкт-Петербург — Киев | Отменён. Курсирует только «Либідь» (см. список фирменных поездов УЗ) | |||
Лев Толстой | 031/032 | Москва — Хельсинки | Международный | |||
Липецк | 029/030 | Москва — Липецк | ||||
Лотос | 005/006 | Москва — Астрахань | Через Волгоград, Поворино, Грязи-Воронежские, Мичуринск, Узуново | |||
Магнитка | 093/094 | Магнитогорск — Москва | Отменён, курсируют несколько вагонов в составе поезда 13/14 "Южный Урал"до Уфы, от Уфы поезд 675/676 Уфа — Сибай | |||
Малахит | 049/050 | Нижний Тагил — Москва | Через Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Марий Эл | 057/058 | Йошкар-Ола — Москва | ||||
Мордовия | 041/042 | Саранск — Москва(Адлер-Москва) | Завязан в общий оборот с поездом № 103/104 «Московия» | |||
Московия | 103/104 | Москва — Адлер | Передан в Куйбышевский филиал ОАО «ФПК» и завязан в общий оборот с поездом № 041/042 «Мордовия» | |||
Невский экспресс | 167/168 | Санкт-Петербург — Москва | После пуска «Сапсана» до Санкт-Петербурга перестал быть ежедневным | |||
Нижегородец | 035/036 | Нижний Новгород — Москва | Через Владимир | |||
Николаевский экспресс | 005/006 | Санкт Петербург — Москва | отменен в связи с пуском Сапсана. Большая часть (или все?) вагонов передана на МЖД и курсирует в составах разных поездов | |||
Новокузнецк | 013/014 | Новокузнецк — Санкт-Петербург | Через Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологду, Череповец | |||
Обь | 363/364 | Новосибирск — Новый Уренгой | ||||
Океан | 005/006 | Владивосток — Хабаровск | ||||
Омич | 395/396 | Омск — Нижневартовск | ||||
Оренбуржье | 031у/032у | Оренбург — Москва | ||||
Пересвет | 139/140 | Санкт-Петербург — Брянск | «Фирменность» снята. | |||
Поволжье | 133/134 | Санкт-Петербург — Казань | Через Тверь | |||
Полярная стрела | 021/022 | Москва — Лабытнанги | Через Ярославль, Вологду | |||
Поморье | 315/316 317/318 |
Москва — Северодвинск Москва — Архангельск |
||||
Приосколье | 057/058 | Москва — Старый Оскол | Есть перецепные вагоны до Валуек | |||
Псков | 009/010 | Псков — Москва | ||||
Репин | 033/034 | Санкт-Петербург — Хельсинки | Снят с курсирования 13 декабря 2010 года. Заменён скоростным поездом Allegro | |||
Рифей | 121/122 | Екатеринбург — Москва | Через Киров | |||
Россия | 001/002 | Владивосток — Москва | «Россия» | Через Хабаровск, Биробиджан, Читу, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | ||
Русь | Москва — Эрлянь (Китай) | Международный, туристический[6] | ||||
Рыбинск | 601/602 | Рыбинск — Москва | Зимой не ежедневный. То становится фирменным то лишается этого статуса. Имеются перецепные вагоны на Углич, Весьегонск, Пестово. В 2010 готовился к ликвидации | |||
Самара | 107/108 | Санкт-Петербург — Самара | Через Тверь, Москву, Рязань, Рузаевку, Пензу, Сызрань | |||
Саратов | 009/010 | Москва — Саратов | Через Тамбов | |||
Сахалин | 001Э/002Э | Южно-Сахалинск - Ноглики | Фирменность снята | |||
Саяны | 065/066 | Абакан — Москва | Через Ачинск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Данилов, Ярославль | |||
Северная Пальмира | 105/106 | Санкт-Петербург — Адлер | Через Тверь, Рязань, Воронеж и Ростов без остановки в Москве | |||
Северный Урал | 083/084 | Приобье — Москва | Через Киров | |||
Сейм | 141/142 | Москва — Льгов | Статус фирменного снят с 20 ноября 2006 года[7] | |||
Сибиряк | 025/026 | Новосибирск — Москва | Через Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Славянский экспресс | 007/008 | Москва — Минск | Через день. | |||
Смена — А. Бетанкур | 025/026 | Санкт-Петербург — Москва | ||||
Смоленск | 603/604 | Москва — Смоленск | ||||
Содружество | 065/066 | Москва — Кишинев | Лишен статуса фирменного | |||
Соловей | 081/082 | Санкт-Петербург — Курск | Через Москву. 10 ноября 2008 года был лишён статуса фирменного[8] | |||
Соловей | 105/106 | Москва — Курск | 10 ноября 2008 года был лишён статуса фирменного[8]. С 1 февраля 2010 года «фирменность» восстановлена[9] | |||
Сочи | 011/012 | Адлер — Москва | Через Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань | |||
Столичный экспресс | 001/002 | Москва — Киев | Через Брянск. Совместно с УЗ | |||
Сура | 051/052 | Пенза — Москва | ||||
Сыктывкар | 023/024 | Сыктывкар — Москва | ||||
Тамбов | 031/032 | Москва — Тамбов | ||||
Текстильный край | 045А/045Я | Иваново — Санкт-Петербург | Летом 2006 года статус фирменного снят. Имеются перецепные вагоны Кострома — Санкт-Петербург | |||
Тисса | 015/016 | Москва — Белград | Международный | |||
Томич | 037/038 | Томск — Москва | Через Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Тургенев | 603/604 | Орёл — Москва | Через Тулу. До 2006 года назывался "Орёл" | |||
Тургенев | 029/030 | Москва — Симферополь | Получил статус фирменного летом 2006 года после перевода в общий оборот с поездом 603/604. С 27 мая 2012 года переведен в круглогодичное обращение (ранее - летний, также назначался на новогодние праздники): летом - ежедневно, в осенне-зимний период - через день. | |||
Тюмень | 059/060 | Нижневартовск — Москва | Через Екатеринбург | |||
Ульяновск | 021/022 | Ульяновск — Москва | Через Рязань, Рузаевку, Ульяновск | |||
Челябинский экспресс | 087/088 | Челябинск — Санкт-Петербург | С 2010 г. статус «фирменного» снят, скорый поезд 145\146, следует через Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир, Москву, Тверь | |||
Черноморец | 043/044 | Санкт-Петербург — Новороссийск | Через Москву | |||
Чувашия | 053/054 | Чебоксары — Москва | Поезд класса премиум, состав поезда пущен в оборот с Екатеринбургом | |||
Шексна | 125/126 | Череповец — Москва | Через Вологду, Ярославль | |||
Экспресс | 003/004 | Санкт-Петербург — Москва | ||||
Югра | 077/078 | Нижневартовск — Москва | Снят с курсирования | |||
Южный Урал | 013/014 | Челябинск — Москва | Через Уфу, Самару, Сызрань, Рузаевку, Рязань | |||
Юность | 023/024 | Санкт-Петербург — Москва | Снят с курсирования 18 декабря 2009 года. Заменён скоростным поездом Сапсан | |||
Юность | 067/068 | Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск | Переведён в пассажирские № 667/668 | |||
Ямал | 011/012 | Новый Уренгой — Москва | Через Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир | |||
Полярный Урал | 111/112 | Новый Уренгой — Екатеринбург | Через Сургут, Тюмень | |||
Янтарь | 029/030 | Москва — Калининград | Через Смоленск, Минск, Вильнюс |
Номер поезда | Название поезда | Пункты назначения | Сайт | Примечание |
---|---|---|---|---|
1/2 | «Столичний експрес» | Киев — Москва | Следует без остановок | |
3/4 | «Київ» | Киев — Москва | Через Конотоп, Брянск, Сухиничи | |
5/6 | «Україна» | Киев — Москва | Через Брянск, Сухиничи | |
9/10 | «Троянда Донбасу» | Донецк — Москва | Через Харьков, Белгород, Курск, Орёл, Тулу | |
11/12 | «Славутич» | Киев — Симферополь | Через Днепропетровск, Запорожье | |
15/16 | «Приднепровье» | Днепропетровск — Москва | Через Харьков, Белгород, Курск, Орёл, Тулу | |
19/20 | «Николай Конарев» | Харьков — Москва | Через Белгород, Курск, Орёл, Тулу | |
19/20 | «Лугань» | Луганск — Киев | Через Харьков, Полтаву | |
23/24 | «Одеса» | Одесса — Москва | Через Винницу, Киев, Брянск, Сухиничи, Калугу | |
25/26 | «Карпати» | Львов — Одесса | Через Тернополь, Хмельницкий, Жмеринку | |
27/28 | «Севастополец» | Киев — Севастополь | Через Днепропетровск, Запорожье, Симферополь | |
29/30 | «Каштан» | Киев — Берлин | Через Шепетовку, Ровно, Варшаву, Познань, Жепин | |
37/38 | «Донбас» | Донецк — Киев | Через Днепропетровск | |
39/40 | «Севастополь» | Севастополь — Киев | Через Симферополь, Запорожье, Днепропетровск | |
43/44 | «Прикарпаття» | Ивано-Франковск — Киев | Через Львов, Шепетовку, Новоград-Волынский | |
47/48 | «Гірник» | Донецк — Севастополь | Через Запорожье, Симферополь | |
49/50 | «Кобзар» | Киев — Трускавец | Через Винницу, Хмельницкий, Тернополь, Львов | |
53/54 | «Либідь» | Киев — Санкт-Петербург | Через Чернигов, Гомель, Могилёв, Витебск, Дно | |
59/60 | «Чайка» | Харьков — Одесса | Через Полтаву, Кременчуг, Кировоград | |
64/64П | «Скіфія» | Запорожье — Одесса | До 30 мая 2012 следовал по маршруту Днепропетровск — Одесса.Лишился фирменности с восстановлением пассжирского поезда № 317. | |
63/64 | «Оберіг» | Харьков — Киев | Через Полтаву | |
67/68 | «Крим» | Симферополь — Москва | Через Запорожье, Харьков, Белгород, Курск, Орёл, Тулу | |
67/68 | «Київ-Експрес» | Киев — Варшава | ||
71/72 | «Запоріжжя» | Запорожье — Киев | Через Днепропетровск | |
75/76 | «Криворіжжя» | Кривой Рог — Киев | Через Александрию, Знаменку, Мироновку | |
77/78 | «Волинь» | Ковель — Москва | Через Луцк, Ровно, Шепетовку, Киев, Брянск, Сухиничи, Калугу | |
79/80 | «Дніпро» | Днепропетровск — Киев | ||
81/82 | «Харків» | Харьков — Симферополь | Через Запорожье | |
81/82 | «Десна» | Киев — Ужгород | Через Винницу, Хмельницкий, Тернополь, Львов | |
83/84 | «Азов» | Мариуполь — Киев | Через Донецк, Днепропетровск | |
83/84 | «Голубі озера» | Ковель — Одесса | по нечетным | |
88/87 | «Лісова Пісня» | Ковель — Симферополь | Через Луцк, Ровно, Бердичев, Белую Церковь, Днепропетровск, Запорожье | |
89/90 | «Південний» | Симферополь — Днепропетровск | ||
91/92 | «Львів» | Львов — Киев | ||
97/98 | «Галичина» | Львов — Киев | ||
99/100 | «Закарпаття» | Ужгород — Киев | ||
105/106 | «Чорноморець» | Одесса — Киев | ||
107/108 | «Хаджибей» | Одесса — Ужгород | ||
111/112 | «Слобожанщина» | Харьков — Львов | ||
113/114 | «Уголёк» | Донецк — Москва | летний | |
117/118 | «Буковина» | Черновцы — Киев | ||
121/122 | «Миколаїв» | Николаев — Киев | ||
123/124 | «Аркадія» | Одесса — Киев | ||
135/136 | «Чорномор» | Одесса — Черновцы | по четным | |
143/144 | «Галичина» | Ивано-Франковск — Киев | ||
147/148 | «Львів» | Львов — Киев | по указанию | |
151/152 | «Київський експрес» | Киев — Винница — Жмеринка | ||
153/154 | «Київський експрес» | Киев — Жмеринка — Винница | ||
157/158 | «Подільський експрес» | Киев — Могилёв-Подольский | ||
161/162 | «Столичный экспресс» | Харьков — Киев | ||
163/164 | «Столичный экспресс» | Харьков — Киев | ||
165/166 | «Столичний експрес» | Днепропетровск — Киев | ||
167/168 | «Столичний експрес» | Днепропетровск — Киев | ||
169/170 | «Київський експрес» | Киев — Львов | с 1 апреля по 26 мая 2012 — ежедневно, кроме понедельника | |
171/172 | «Дніпро-експрес» | Днепропетровск — Симферополь | летний | |
171/172 | «Столичный экспресс» | Киев — Сумы | ||
171/172 | «Південний експрес» | Одесса — Хмельницкий | по четвергам, пятницам, воскресеньям | |
173/174 | «Кремінь» | Кременчуг — Киев | ||
175/176 | «Подільський експрес» | Киев — Хмельницкий | ||
175/176 | «Південний експрес» | Харьков — Симферополь | летний | |
177/178 | «Подільський експрес» | Киев — Каменец-Подольский | ||
179/180 | «Лтава» | Полтава — Киев | ||
179/180 | «Харків’янин» | Харьков — Луганск | ||
277/278 | «Гірник» | Донецк — Симферополь | летний | |
281/282 | «Хрещатик» | Симферополь — Киев | ||
321/322 | «Біла Акація» | Харьков — Мариуполь | ||
363/364 | «Світязь» | Ковель — Киев | ||
349/350 | «Таврія» | Одесса — Симферополь | ||
395/396 | «Хаджибей» | Одесса — Киев | ||
397/398 | «Тясмин» | Черкассы — Львов | ||
651/652 | «Сузір’я» | Днепропетровск — Бердянск | летний.В 2012 году введён не был. |
Название поезда | Номер поезда | Пункты назначения | Примечание |
---|---|---|---|
002/001 | «Беларусь» | Минск — Москва | |
004/003 | «Минск» | Минск — Москва | |
040/039 | «Двина» | Полоцк — Москва | |
052/051 | «Звязда» | Минск — Санкт-Петербург | |
056/055 | «Сож» | Гомель — Могилёв — Москва | |
078/077 | «Неман» | Гродно — Москва | |
086/085 | «Белый аист» | Минск — Киев | |
106/105 | «Буг» | Минск — Брест | |
108/107 | «Белая Русь» | Минск — Гомель — Калинковичи — Минск | |
117/118 | «Витебск» | Минск — Витебск |
Фирменный поезд.