29-08-2023
Хасан Хилми-афанди | |
Род деятельности: |
Духовное наставничество, Муршид |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Сайт: |
http://www.islamdag.ru |
Шейх Хасан Хилми-афанди, — авар. KъахIиса ХIасан ХIилми афанди, (1852 год — 1937 год), Кахиб, Дагестан — Исламский учёный, богослов, духовный лидер мусульман Дагестана, суфийский Шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов.
Содержание |
Родился в 1852 году в селении Кахиб, Шамильского района, республики Дагестан, но рано осиротел. Отец его Мухаммад-хаджи не вернулся с хаджа и был захоронен в Джидде. Мать Загидат с семи лет определила сына к исламским алимам. Хасан-афанди учился у многих алимов и стал обладателем больших знаний. Он вступил под воспитание шейха Абдурахмана-хаджи Асави и по истечении времени стал его маъзуном(преемником). Однако Хазан-афанди вновь вступил под воспитание шейха Шуайба-афанди аль-Багини, который дал ему накшбандийское иджаза. В последующие годы Хасан-афанди отправился к Сайфулле-Кади из Ницовкры, который научил его 29 муракабам (ступени тариката) и сделал устазом накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов. В годы репрессии (30-е годы ХХ века) не пощадили и Хасана-афанди. 29 июля 1937 года он был арестован. До сих пор не известно место его захоронения. Согласно архивным данным, по решению «тройки» он был приговорен к смертной казни и 23 декабря 1937 года решение было приведено в исполнение. Зиярат шейха Хасана-афанди находится в селении Верхнее Казанище, Буйнакского района, рядом с могилами Шейха Сайфуллах Кади Афанди и Мухаммад Ариф Афанди.
Его духовными учительями были: Шейх Адуррахман Хаджи [ум. 1909 г.], Шуайб Афанди аль-Багини, Шейх Сайфуллах Афанди [ум. 1919г].
Его маъзунами являются: Мухаммад ЯгIсуб, Хайбулла-хаджи из Кахиба, и Хусенил Мухаммад Афанди.
Шейх Хасан Афанди писал книги на арабском и аварском языках, многие из его книг переведены и на русский язык. За свою жизнь Хасан-афанди написал 12 книг. По крайней мере, это то, что известно.
Мухаммад Ясуби, куддиса сирруху, задавал много вопросов Хасан-афанди. Хасан-афанди даже задумался, не много ли вопросов тот задаёт. Через какое-то время Мухаммад Ясуби принёс книгу и сказал: «Отец, я задавал столько вопросов, чтобы собрать вот эту книгу». Он собрал в ней ответы на свои вопросы и вопросы других.
Ученый-богослов из Сирии доктор Бакрия, изучив книги Хасана-афанди, пишет: «Книги Хасана-афанди легки и доступны читателю, поэтому тысячи мусулман вступили на путь тариката. Таких книг не было со времен Халид-Шаха Багдади, имама Газали, Джами и других известных богословов. Они вновь осветили мир баракатом и глубокими знаниями… Поэтому Хасан-афанди является обновителем тариката в XIV веке по хиджре, не новатором, а очистившим тарикат.»
Шейх Хасан Хилми Афанди говорил:
Хасан Хилми Афанди.