20-10-2023
Часть серии статей о |
Идеология и политика
|
Брест · Будапешт · Варшава · Вертюжаны · Вильнюс · Калуга · Каунас · Краков · Краков · Лодзь · Львов · Несвиж · Новогрудок · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай Бабий Яр · Бутримонис · Одесса · Понары · Румбула Белжец · Дахау · Майданек · Малый Тростенец · Маутхаузен · Освенцим · Саласпилс · Собибор · Треблинка · Хелмно · Юнгфернхоф · Ясеновац |
Жертвы Холокоста
Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · Чернокожие · Политические противники · Гомосексуалы см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам |
Виновные
|
Категории: |
холокост · нацизм · геноцид |
Холоко́ст во Льво́ве — уничтожение евреев во Львове нацистами в 1941—1944 годах.
К 1939 году население Львова составляло 340 000, из которых более 100 000 было евреями. Позже ещё 35 000 еврейских беженцев скопилось в городе из оккупированных нацистской Германией областей Польши.
26 июня Львов был оставлен советскими войсками, а 30 июня 1941 года войска Германии и союзников оккупировали Львов. Однако до этого времени произошли трагические события июня 1941 — в тюрьмах № 1,2,4 г. Львова и № 3 Злочева сотрудниками НКВД были расстреляны 2464 заключенных, осужденных по политическим статьям.[1][2]
Немцы обвинили в этих убийствах евреев и использовали преступления НКВД для пропаганды и подстрекательства к погромам, в которых к 3 июля погибло около 4,000 человек. 8 июля был издан приказ о ношении евреями специальных меток с жёлтой Звездой Давида. Более 7,000 евреев были уничтожены Айнзатцгруппой «C» и немецкими солдатами.[3][4] Причастность военнослужащих украинского батальона «Нахтигаль» к убийствам еврейского населения во Львове в настоящее время остаётся дискуссионным вопросом.[5]
Содержание |
Захвату немецкими войсками Львова предшествовали массовые расстрелы заключенных, проведенные сотрудниками НКВД, в тюрьмах № 1,2 и 4 города. Расстрелы начались 22 июня 1941 года.[6] Всего было расстреляно 2464 человек.[7]
Ряд работ указывает что погром еврейского населения был инициирован немецкой пропагандой и начался после вступления немецких оккупационных войск во Львов[8] когда та часть его жителей, которая откликнулась на подстрекательства немецкой пропаганды о якобы виновности евреев в гибели заключенных львовских тюрем, учинила погром, который был прекращен 2 июля 1941 года силами вермахта. Результатом погрома была гибель около 4000 человек. В дальнейшем убийства осуществлялись членами Айнзатцгруппы C.[9]
В документах Нюрнбергского процесса приводится ряд показаний командиров частей вермахта, вступавших во Львов 1 июля 1941 года, о том, что было найдено много частично изуродованных трупов, а 2 июля 1941 года 49-й горный корпус предпринял шаги против плохого обращения местных украинцев с евреями.[10]
В телеграмме командования 17-ой армии вермахта в адрес верховного командования вооружённых сил от 2 июля 1941 года говорилось о том, что после вступления немецких частей во Львов 30 июня 1941 года в трех тюрьмах города было найдено много сотен трупов. На трупах видны колотые и рубленные раны на разных частях тела. Среди убитых большинство украинцев, остальные поляки.[11] В донесении полиции безопасности и СД про события в СССР № 24 от 16 июля 1941 года говорится об уничтожении айнзатцгруппой 7000 евреев во Львове, а также о похвальной активности украинского населения относительно евреев в первые часы после отступления большевиков. Упоминается, что население согнало разом, издеваясь, около 1000 евреев и доставило их в захваченную вермахтом тюрьму ГПУ.[3]
Документальный фильм, снятый нацистами для «Deutsche Wochenschau» после захвата Львова в июле 1941: толпа людей, многие плачут, мёртвые тела расстреляных сотрудниками НКВД заключеных выносят и складывают для идентификации на улице перед зданием тюрьмы, где они были убиты. Комментатор: «Невинные — жертвы большевиков». Простреленные стены закопчённых зданий, кучи покалеченных тел. Кричащие в скорби женщины, ошеломлённые наблюдатели. Арест какого-то человека, который пытается вырваться. В кадре еврей-мужчина, его арестовывают.[12] Документальная хроника «Deutsche Wochenschau», июль 1941: Львов, солнечный день, евреи-мужчины (некоторые с бородами и в ермолках) носят и складывают трупы убитых заключеных.[13]
Немецкая кинохроника и фотодокументы первых дней оккупации Львова служат дополнительным подтверждением свидетельских показаний полученных от евреев, тем более, что эти показания в настоящее время ставятся под сомнение некоторыми исследователями. В частности, анализируя показания пережившей войну во Львове еврейки Рузи Вагнер, данные ею в 1945 году для Еврейского исторического института, можно отметить, что её свидетельства про сгон евреев-мужчин, сопровождаемый издевательствами, на работы по выносу трупов из тюрем, причем некоторые из них «не возвращались домой» (то есть есть были расстреляны), про издевательства над женщинами, про уборку мусора с улиц руками подтверждаются кино и фотодокументами.[14]
Согласно протоколам комиссии еврейское население Львова сократилось с 135 000 человек в июле 1941 года до 2000 человек к моменту освобождения города советскими войсками в конце июля 1944 года.
В первые дни оккупации евреев, подвергая при этом издевательствам и избиениям, насильно собирали на работы связанные с очисткой львовских тюрьм от трупов. Аресты евреев начались 4 июля, а расстрелы в ночь с 4 на 5 июля 1941 года. Из 2000 арестованных в течение нескольких дней было расстреляно 1600 человек, а 600 отпущено на свободу. Упоминается также о ещё одном массовом расстреле в октябре 1941 года, когда было уничтожено 3000 евреев.[15]
Причастность военнослужащих украинского батальона «Нахтигаль» к репрессиям и убийствам мирного населения во Львове (и к резне львовских профессоров в частности) в настоящее время остаётся дискуссионным вопросом. По данным некоторых польских историков,[16] украинские националисты — и лично будущий руководитель УПА Роман Шухевич — причастны к убийствам и репрессиям против еврейского и польского населения, которые начались сразу же после вступления во Львов батальона «Нахтигаль».
Необходимо отметить, что обвинения в адрес военнослужащих «Нахтигаля» были выдвинуты только в 1959 году в связи с процессом против Теодора Оберлендера, бывшего офицера этого батальона. Суд в ГДР осудил его заочно к пожизненному заключению. Но суд, прошедший в ФРГ, не нашел доказательств преступлений Оберлендера и «Нахтигаля». Не говорилось о военных преступлениях «Нахтигаля» и на Нюрнбергском процессе.[17] Также можно отметить, что в уголовных делах на задержанных солдат «Нахтигаля», занимавших позже командные должности в УПА, следствие по которым проходило в 1944—1946 годах нет упоминаний про участие батальона «Нахтигаль» в военных преступлениях.[18]
В то же время в ряде работ приводится базовый документ ОУН(б) датированный маем 1941 — инструкция «Борьба и деятельность ОУН во время войны» в которой указывались задачи для «организационного актива на Украине на период войны» в том числе «нейтрализация жидов», причём «как индивидуально так и как национальной группы» с исключением ассимиляции.
В задачи Народной Милиции ставилось первоначальное проведение «чистки энкаведистов, москалей, жидов и прочих» а также составление списков «отметившихся в преследовании и гонении украинства — в первую очередь „неукраинцев“ — а собственно жидов, москалей, поляков». Внесенные в список подлежали интеринированию в лагеря. С 1 июля 1941 бандеровская народная милиция Львова перешла в подчинение СС.[19]
28 июля 1941 года
№ 82/п
г. Львов 28 июля 1941 Службе безопасности ОУН во Львове Нас уведомляет протоирей отец Табинский: наша милиция проводит теперь с немецкими органами многочисленные аресты жидов. Перед ликвидацией жиды защищаются всеми способами, в первую очередь деньгами. В соответствии с информацией отца Табинского, среди наших милиционеров есть те, которые за золото или деньги освобождают жидов, они должны быть арестованы. У нас нет никаких конкретных данных, но мы передаем вам для информации и дальнейшего использования. Слава Украине Организация украинских националистов
Главный отдел пропаганды
Сообщалось,[21] что в архиве израильского мемориального комплекса «Яд-Вашем» хранятся документы, свидетельствующие об указанной причастности.[22] После посещения украинской делегацией Израиля с целью проверки этих сведений, представитель СБУ кандидат исторических наук Владимир Вьятрович заявил, что в архивах мемориального комплекса нет никаких документов, которые бы подтверждали причастность Романа Шухевича к убийствам евреев на Украине в годы Второй мировой войны, также отметив, что Председатель Совета Директоров комплекса «Яд-Вашем»[23][24][25] Иосиф Лапид, который ранее сообщал о существовании упомянутых материалов, не является сотрудником архива комплекса.[26]
19 марта 2008 на сайте мемориального комплекса «Яд ва-Шем» был опубликован пресс релиз с опровержением вышеуказанного заявления.[27] В интервью, которое дали представители «Яд ва-Шем», было сказано следующее: «Заявление Владимира Вьятровича, выпущенное позавчера, грешит против правды.» В продолжении интервью представители «Яд ва-Шем» говорят, что «руководитель иерусалимского мемориального комплекса „Яд ва-Шем“ Йосеф (Томи) Лапид в своем заявлении опирался на научное исследование, указывающее на глубокую и интенсивную связь между батальоном „Нахтигаль“ во главе с Романом Шухевичем и немецкими властями, и также связывающим между батальоном „Нахтигаль“ под командованием Шухевича и погромом во Львове в июле 1941, унёсшим жизни приблизительно 4000 евреев. Лапид также опирался на документы, имеющиеся в архиве, касающиеся батальона „Нахтигаль“ и Романа Шухевича. Экземпляры этих документов были переданы украинской делегации …»[28].
Историк Б.Соколов утверждает, что 5 июля был арестован Степан Бандера, а 10 июля 1941 года во Львове нацистами производились задержания других руководителей самопровозглашенного «Украинского государства», в связи с чем «Нахтигаль» «четырьмя днями ранее предусмотрительно убрали из города, чтобы избежать эксцессов. Так что, вопреки утверждениям советской пропаганды, люди Шухевича не имели никакого отношения к начавшемуся позднее уничтожению евреев и польской интеллигенции Львова»[29]. Однако массовые убийства во Львове происходили 30 июня-4 июля, поэтому вывод Нахтигаль 6 июля никак участие его бойцов в погромах не опровергает.
Немецкий историк Dieter Schenk в книге «Der Lemberger Professorenmord» приводит свидетельства, что хотя приказа об участии Нахтигаль в акциях по массовому убийству не было, десятки бойцов этого батальона находились в городе и принимали участие в погромах и убийствах.[30]
В 2008 году Служба безопасности Украины рассекретила документы, которые должны были свидетельствовать о непричастности Организации украинских националистов к уничтожению еврейского населения во Львове в 1941 году.[31]. Американский историк Джон-Пол Химка отмечает сомнительность достоверности приведенных документов, как собственно и беспристрастность персоны их представивших — Владимира Вьятровича — автора книги обеляющей ОУН(б) и построенной на манипуляциях с малодостоверными источниками и отказом от использования немецких и других источников использованных в десятках научных работ.[32] Украинские историки так же отмечают, что советник и. о. главы СБУ, занимающийся глорификацией УПА, ОУН и их лидеров — Бандеры и Шухевича, занимается не историей, а исторической политикой .[33]
В конце июля был создан Юденрат и «Ordnungsdienst» (еврейская полиция), которая во Львове насчитывала до 500 человек и обеспечивала внутренний правопорядок в еврейских гетто, участвовала в облавах, осуществляла конвоирование при переселении и депортации евреев в лагеря, обеспечивала выполнение приказов оккупационных властей и т. д.
Председателем Юденрата стал юрист Юзеф Парнас. За лето 1941 года была разграблена собственность евреев, сожжены синагоги, а сами евреи отправлены на принудительные работы. В конце октября Парнас был расстрелян за отказ составить списки евреев для лагерей.
8 ноября 1941 года немецкая власть приказала организовать Львовское гетто. Евреям предписывалось переместиться в гетто до 15 декабря 1941. За это время было убито 5 000 старых и больных евреев. К началу 1942 года в гетто насчитывалось более 100 000 евреев.
Зимой 1941—1942 годов нацисты начали отправлять евреев из Львовского гетто в лагеря. За март месяц 1942 года было вывезено в Белжец 15 000 человек. Большинство из них были старые и религиозные люди, женщины, дети. Официально это называлось «акцией против антисоциальных элементов».
После этой «акции» в гетто официально оставалось около 86 000 евреев. Кроме того, существовало большое количество «нелегалов». Были созданы цеха, в которых евреи работали на вермахт, люфтваффе и немецкую администрацию.
8 июля 1942 г. 7 000 евреев было вывезено в Яновский лагерь. За август месяц в Белжец было отправлено более 50 000.
К началу сентября 1942 г. в гетто оставалось около 65 000 евреев, из которых приблизительно 15 000 были «нелегалами». Некоторые евреи прятались в канализации города, где им помогали львовские поляки и украинцы.
В ноябре 5 000 евреев были отправлены в Янов и Белжец. Систематически уничтожались неработающие евреи. Между 5 и 7 января 1943 года Львовское гетто официально стало Еврейским лагерем. До 20 000 евреев, включая членов расформированного Еврейского совета, были расстреляны. Немцы объявили, что в гетто могут находиться только евреи с «рабочей картой». Во время зачисток гетто немцы сжигали дома, в которых прятались евреи. Многие сгорали заживо.
Рабочий лагерь в гетто просуществовал до 1 июня 1943 года. При ликвидации лагеря евреи оказали вооружённое сопротивление, убив и ранив несколько полицейских. В ликвидации участвовали подразделения СС и немецкой полиции, гитлерюгенд. Около 7 000 евреев было вывезено в Янов, большинство из них было расстреляно в «Песках». 3 000 евреев было убито при ликвидации самого гетто.
Львовское гетто по величине было третьим, после Варшавского и Лодзинского гетто.
Когда 27 июля 1944 г. советские войска взяли Львов, в нём оставалось менее 300 евреев, прятавшихся в городе и канализации.
Несколько тысяч детей было спасено активистами польской правительственной организации Жегота (Żegota — Совет помощи евреям на оккупированной территории Польши).
Евреев укрывали и в монастырях и церквях Украинской грекокатолической церкви. Среди спасшихся в Свято-Юрском соборе во Львове был главный ортодоксальный раввин города Давид Кахане и семья реформистского раввина города Иезекииля Левина.
В Львовской области более 100 человек, принимавших участие в спасении евреев, признаны «праведниками народов мира» израильским институтом Яд ва-Шем.[34]
В целом, согласно данных Яд ва-Шем, по количеству «праведников», Украина находится на 4-м месте после Польши, Нидерландов и Франции.[35]
|
|
|
||
Еврей, выживший после львовского гетто и Яновского лагеря, 2007 | «Центр изучения холокоста», Львов, ул. Шолом-Алейхема | «Памятник жертвам холокоста» на проспекте Вячеслава Черновола |
Even the hero of the Nachtigall incident, Viatrovych, has written a very one-sided book on OUN’s attitude towards the Jews. In it Viatrovych manages to exonerate the OUN of charges of antisemitism and complicity in the Holocaust only by employing a series of highly dubious procedures: rejecting sources that compromise the OUN, accepting uncritically censored sources emanating from émigré OUN circles, failing to recognize antisemitism in OUN texts, limiting the source base to official OUN proclamations and decisions, excluding Jewish memoirs, refusing to consider contextual and comparative factors, failing to consult German document collections, and ignoring the mass of historical monographs on his subject written in the English and German languages.
сотруднике этого Института и советнике председателя Службы Безопасности … который занимается глорификацией УПА, ОУН и их лидеров — Бандеры и Шухевича. Некоторое время назад он опубликовал книгу об УПА, где многие документы, неудобные для его концепции, были проигнорированы, где он использовал как подлинные те документы, которые были подделаны после войны теми, кого они дискредитировали в своей оригинальной версии. Ему указали на эти ошибки в рецензии, авторы которой подарили ему «привилегию сомнения». То есть они не обвинили его в сознательной фальсификации, но трактовали это именно как ошибки. И вот когда он просто проигнорировал эту рецензию — все стало на свои места. Он занимается не историей, а исторической политикой. Он нас не услышит, а если услышит, то без зазрения совести проигнорирует.
Холокост во Львове.