Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице :К удалению/16 ноября 2016.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.
Последнее изменение сделано участником StepanStepanStepan (вклад, журналы) в 10:59, 15 января 2017 (UTC) (60015 минут назад).
Администраторам: ссылки сюда, история, журналы, удалить.
Данииил Черкес родился в 1899 году в семье присяжного поверенного (с 1914 года присяжного стряпчего) в Москве. Пристрастие к рисованию от отца-художника, большого любителя, собирателя и знатока живописи. Отец — Яков Исаакович Черкес (1873—1938), уроженец Алушты из купеческой семьи, управляющий табачной фабрики «Ява», в 1937 году был арестован и расстрелян 7 апреля 1938 года. Он был дружен с пейзажистом и коллекционером живописи И. С. Остроуховым, И. Э. Дуван-Торцевым. Превосходная коллекция Ильи Семёновича всегда была доступна юному Даниилу Черкесу. Уже тогда Даниил страстно увлекся творчеством А. А. Иванова и это восторженное отношение Д. Я. Черкес пронёс через всю жизнь.
Увлечение живописью у Даниила Черкеса переплеталось с мечтой стать моряком. Однако, пристрастие к живописи взяло вверх и тогда, в 1918 году, Даниил Черкес ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института. В Петрограде и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С. Малютина, ассистентом которого был П. Корин
В 1919 году регулярные занятия живописью были прерваны: Черкес пошёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава. После демобилизации Черкес работал в Первом театре РСФСР под руководством В. Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника-монтировщика сцены. Мейерхольд по-человечески и творчески увлекал Даниила Яковлевича. В спектакле В. Э. Мейерхольда «Зори» по пьесе Верхарна Черкес работал художником-постановщиком[6].
Во ВХУТЕМАС Черкес вернулся в 1922 году, выбрав мастерскую Петра Кончаловского — ученика и тестя Василия Сурикова. В 1923 году окончил обучение программным пейзажем, написанным в подражание А. Иванову. Первые годы после окончания ВХУТЕМАСа были очень насыщенными самой разнообразной деятельностью: Черкес работал в «Музгизе» и «Молодой гвардии».
Мир анимации и кинематографа
А в 1925 году судьба его переменилась. Он пришёл в студию «Межрабпомфильм», где мечтали работать знаменитые в будущем режиссёры-мультипликаторы, основатели советской мультипликации — И. Иванов-Вано, Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко[7] и другие. По словам кинорежиссёра Эдуарда Назарова Черкес «входил, если можно так сказать, в „Могучую кучку“ мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа»[8]
За работой в «Межрабпомфильме»
В 1927 году Черкес принимал участие наряду с И. Ивановым-Вано и Ю. Меркуловым в создании первого советского рискованного анимационного фильма «Каток». По мнению Э. Назарова: «Графике и пластике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны!» По словам С. Гинзбурга: «Успех изобразительного решения фильма „Каток“ состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением»[9]
В 1929 году Д. Я. Черкес снял «Похождение Мюнхгаузена» — анимационный фильм, ставший первой экранизацией сказки[8]. Сценарий к этому фильму был написан Даниилом Яковлевичем в соавторстве с Наталией Сац. По поводу этого фильма Э. Назаров сказал: «Фильм „Похождения Мюнхгаузена“[10] был снят в лучших традициях игровой и комической анимации. Одновременно с этим, „Похождения Мюнхгаузена“ можно по праву считать „предвестником традиций“ отечественной анимации».
Коллега, бывший однокурсник по ВХУТЕМАСу и товарищ — И. Иванов-Вано отзывается о Данииле Черкесе как о «блестящем рисовальщике», у которого он, сам многому научился[8]
В 1929 году Черкес снял в качестве режиссёра-постановщика и художника мультипликатора детский художественный фильм «Сенька Африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. В основу этого фильма положены произведения К. Чуковского, с которым Даниила Яковлевича связывали тёплые человеческие отношения.
В этот же период Черкес работает в жанре плакатной карикатуры. В 1933 году в Италии проходила Международная выставка современного плаката, которая была открыта в середине июня 1933 года в Милане, в помещении «Уффичио Модерно». На ней присутствовал и отдел советского плаката, на котором было экспонировано 13 произведений, в том числе и работа Черкеса[11].
Одновременно в его творчестве появляются графические работы. В 1929 году был исполнен карандашный «Портрет Пекелиса А. Б.», сотрудника «Межрабпомфильма». Рисунок отличается четким построением головы, пластической выразительностью[3].
Помимо художественного игрового и мультипликационного кино в 1930 году Даниил Черкес снимает свой документальный фильм с включениями мультипликации — «Всесоюзная кочегарка»[2].
Возвращение к станковой живописи
В середине 1930-х годов Даниил Черкес уходит из кинематографа и мультипликации и начинает серьезно заниматься станковой живописью. Первой выставкой, где экспонировалась его пейзажная работа была выставка «Художники РСФСР за XV лет» (1917—1932)[12]. Затем он выставлялся почти ежегодно.
Искания
В 1933 году Черкес пишет целую серию акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. По его словам, «для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной»[13].
В живописи Черкес не сразу находит себя. В конце 1930-х годов Черкес начинает внимательно изучать пластику человеческого тела, работает над портретом. Он пишет и натюрморты, и пейзажи, но с 1939 года, с первой его поездки по каналу имени Москвы Черкес безгранично отдается своей страсти — изображению воды[14]. Он неоднократно был на Чёрном, Азовском, Баренцевом, Белом и Балтийском морях. В своих картинах он сумел показать своеобразную красоту каждого из них.
Всю войну Даниил Яковлевич работает в «Окнах ТАСС» в Москве. В 1942 году вышел его плакат: «В новом году — к новым победам!»[3]. На выставке «Великая Отечественная война» были экспонированы картины «Здесь были немцы» и «Русский лес»[3].
Черкес — маринист
В мастерской художника
Многочисленные поездки дают художнику богатый и многообразный материал. Черкес ходит на рыбацких баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому морям, на траулерах — по Баренцеву и Белому. Графические наброски иногда оказываются наброском для создания больших станковых пейзажей. Черкес много отдает сил композиционным поискам. Вот, что об этом говорит сам художник: «самым важным в композиции считаю ритм, который определяет всё — и тишину, и крайнюю взволнованность.» О значении этюда Даниил Черкес писал: «Этюд — это проникновение, изучение, анализ наблюдаемого, а картина — синтез наблюдений…»
В 1940-х годах основополагающим в развитии колорита художника были поиски тональных решений. Здесь прослеживается влияние на Черкеса морской голландский пейзаж. Позже цвет становится глубже, сильнее, звонче. «Стараюсь избавиться от многословия и болтливости, которыми страдал раньше», говорит художник.
В 1948—1949 годах Черкес едет на Балтийское море. Результатом этой поездки стали небольшие картины, в которых передается своеобразие морского пейзажа, рассказывающего о жизни рыбаков (картины «Балтийские рыбаки», «Пришли с моря»).
Зрелые годы
Учителями Черкеса были художники-реалисты С. Малютин, В. Яковлев, П. Корин и П. Кончаловский. Постоянное общение его с пейзажистом И. Остроуховым так же очень помогло становлению художника[15]. К периоду 1950-х — началу 1960-х годов относятся наибольшие достижения в творчестве Черкеса. Зоркое видение природы помогают ему понять своеобразие пейзажа Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Азовского моря. Постоянно ища типическое в пейзаже, художник достигает большого разнообразия в своих работах. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков; на Севере он пишет белые ночи, в Керчи — солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает в разные времена года при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом"[15].
Так, в декабре 1953 года Даниил Черкес выехал в Крым в качестве художественного руководителя группы художников, живших и работавших тогда в Доме творчества художественного фонда СССР. Примечательно, что Дом творчества помещался в здании в Гурзуфе, построенным русским живописцем конца XIX — начала XX века Константином Коровиным. Как писал Черкес, «трудно представить себе лучшие условия для творческой работы, чем те, которые созданы в Гурзуфе…»[16]
В 1952—1954 годах по заданию Московского государственного университета Черкес совершил две длительные поездки на Север. В результате были написаны картины «Мончегорские горные тундры», «Кольская тайга», «Встреча траулера — победителя в соц. соревновании» — для географического факультета МГУ. А также — панно «Тундра», «Лесотундра», «Звероферма», «Земледелие Заполярья» — для музея земледелия МГУ.
Как отмечалось И. Ставропольским в газете «Водный транспорт», на картинах Черкеса любое судно — от парусной шхуны до океанского парохода — изображено верно по своей конструкции[15].
У Черкеса редко бывает „пустое“ море. Он сам называет себя корабельщиком. И, правда, в большинстве его марин присутствуют корабли. Но в Феодосийской картинной галерее им И. К. Айвазовского висит картина „Волна“ (1953) с морем „пустым“ до горизонта[3]
В 1956—1957 годах Черкес работает на севере. Поэтические ноты, хотя и совсем другой тональности, находит художник в серии северных пейзажей (картины «Валуны у Ламбуш озера», «Онежское озеро у Петрозаводска»). Одна из лучших работ этого цикла — пейзаж «Белая ночь. Мурманск» (1956).
Серьёзно разрабатывалась Черкесом в течение ряда лет тема советского подводного флота. В 1958 году на Выставке «40 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ» была экспонирована картина «У родных берегов». В картине «В поход» (1960) подводные лодки стремительно рассекают холодную, прозрачную воду. В 1958 году Черкесом была получена благодарность от Главнокомандующего ВМФ адмирала С. Г. Горшкова «За работы военно морской тематики»[3].
В 1958 году Черкес месяц провел в Ленинграде. Из этой поездки Черкес привёз цикл пейзажей. Сколько в них любви к этому неповторимому городу! В пейзаже «Дом Блока» правдивая передача натуры переплетается с настроением, навеянным стихами самого поэта.[3] Даниил Яковлевич записал в своем дневнике: «Какое-то грустное чувство…» В пейзаже «На Петроградской стороне» Черкеса интересует Ленинград шумных портов и новостроек. В этюде «Смольный монастырь»прочувствован дух расстреллиевской эпохи.
В 1958—1959 годах Черкес работает над большими триптихами«На Юге» и «На Севере» Первый был экспонирован на ВЫСТАВКЕ «40 ЛЕТ ВЛКСМ», второй — на ВЫСТАВКЕ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ" в 1959 году.
Очень интересны изыскания Черкеса того времени в области портрета. В портрете «Скрипачка»(1959) поэтичность образа сочетается с красивым колоритом. Чрезвычайно интересен «Портрет Т. В. Малютиной»(1961). В нём создан образ волевой, энергичной и умной женщины.
В 60-е годы цвет в работах Черкеса стал глубже и насыщенней, форма лаконичнее и строже. В письме ученице Черкес советует: «Пиши без предвзятости; пиши, что видят твои глаза, а не то, что ты заставляешь их видеть, думая о Серове, Сезанне или Рембрандте».[17]
Обобщённость формы и целостность видения отличают пейзаж «Крыши Керчи». К Керчи у Даниила Яковлевича особое чувство. «В сущности, каждая точка на земле имеет свою историю, но почему-то не каждое место вызывает одинаковое „чувство истории“. Боспор Киммерийский, Пантикапей, Корчев, Керчь — есть что-то зовущее, гипнотизирующее в этих названиях, есть какая-то магия в самом звуке этих слов. Воображение рисует заманчивые картины, — воображение зовёт ехать, смотреть, видеть.»[13] Впервые в Керчи черкес побывал в 1950 году. Это была разрушенная войной, растерзанная Керчь. «В тот день Керчь встретилась со мной на плохеньком пыльном вокзальчике…Всё разбито. Вместо домов — хаос битого камня, кирпича, щебня. Лишь кое-где уцелевший кусочек дома или подвал приспособили под жильё.»[13] Но с тех самых пор Керчь наряду с Севастополем становится одним из любимых приморских городов. Черкес много и по-своему «портретирует» Керчь и Севастополь. Однако, когда художник обращается к другим местам, он умеет и о них рассказать с любовным волнением[3].
19 декабря 1956 года в Выставочном зале Н. И. ЦЕЙТЛИНА. «Зритель не получит полного представления о Д. Я. Черкесе, если не сказать того, чего на выставке увидеть нельзя. Д. Я. Черкес — один из активных членов Московского Союза Художников, куда он вступил с момента основания Союза. Он — участник многих московских и всесоюзных выставок, начиная с ВЫСТАВКИ „15 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ“. Последние годы Даниил Яковлевич Черкес выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития.»[14]
18 апреля 1964 года пресса рассказывала о поездке в Чарджоузаслуженного художника РСФСР Д. Я. Черкес: «Он читает лекции на предприятиях, в учреждениях, пропагандирует искусство». В 1965 году, 26 января в Малом зале Дома художников состоялся творческий вечер «Севастополь 1965 год». О своей творческой поездке в Севастополь и на Черноморский Флот рассказывали художники. Среди них и Д. Я. Черкес. К вечеру была развёрнута выставка этюдов, эскизов и рисунков.
В 1970 году состоялась персональная выставка работ Даниила Черкеса, организованная Московской организацией Союза художников СССР. Она была организована в связи с 70-летиею со дня рождения и 50-летием творческой деятельности художника[18]. М. Плахова в «Советской культуре» писала по поводу этой выставки:
Гармония и красота мира, нерасторжимая связь человека с землёй, его доброе, деятельное содружество с природой — вот поэтические мотивы творчества Д. Я. Черкес, персональная выставка которого открылась в Выставочном зале ССХ СССР… Кисти его принадлежат интересная галерея прекрасных портретов, красивы его сочные натюрморты. В картинах художника — плоды долгой и вдумчивой работы над натурой, размышления на холстом, и в то же время творчество его взволнованно, искренне и экспрессивно[19]
Выставки
1933 год. Москва. Выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1917—1932). Живопись[4]
1934 год. Москва. Выставка плаката «Десять лет без Ленина по ленинскому пути». Открыта 28 января 1934 года в Москве к 10-летию со дня смерти В. И. Ленина[20]
1935 год. Автономные республики, края и области РСФСР. Выставка «Московские художники — подшефному Горьковскому автомобильному заводу». Открыта в 1935 году в городе Горьком на Горьковском автозаводе[21]
1936 год. Украинская ССР. «Выставка картин московских художников». Открыта летом 1936 года в Ялте[22]
1939 год. Автономные республики, края и области РСФСР. «Кисловодская выставка картин, акварели и графики советских художников». Открыта 28 августа 1939 года в Кисловодске[23]
1939 год. Москва. "Шестая выставка союза московских художников"
1940 год. Москва. «Седьмая выставка союза московских художников.» Живопись.[24]
1942 год. Москва. Выставка «Пейзаж нашей Родины»[25]
1948 год. Москва. Художественная выставка «30 лет Советских Вооруженных Сил. 1918—1948»[26]
1949 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры политической сатиры и графики »[27]
1950 год. Автономные республики, края и области. «Передвижная выставка Советских художников»[28]
1951 год. Москва. «Выставка этюдов, выполненных в творческих командировках на морском и речном флотах»[29]
1952 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры и графики, посвященная дню Военно-морского флота»[30]
1953 год. Автономные республики, края и области. «Передвижная выставка живописи и графики Советских художников»[31]
1953 год. Москва. «Весенняя выставка живописи московских художников»[32]
1954 год. Москва. «Выставка живописи московских художников»[33]
1955 год. Автономные республики, края и области. «Передвижная выставка произведений советских художников»[34]
1955 год. Москва. «Отчётная выставка произведений художников-маринистов, выполненных в творческих командировках »[35]
1956 год. Автономные республики, края и области. «Передвижная выставка произведений советских художников»[36]
1956 год. Москва. «Живопись и графика Московских художников »[37]
1957 год. Автономные республики, края и области «Передвижная выставка произведений Советских художников по Северу Приморья »[38]
1957 год. Москва. «Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников»[39]
1958 год. Москва. Художественная выставка «40 лет Советских Вооруженных Сил»[40]
Персональные выставки
Декабрь 1956 года. Москва. Выставка живописи и графики Даниила Яковлевича Черкеса и Наума Иосифовича Цейтлина[14]
Сентябрь 1970 года. Москва. Выставка произведений Д. Я. Черкеса[19][18][41]
Произведения
Живопись.
Ниже представлена перечень некоторых из работ художник:
Полотна, написанные маслом
Панно (для Дальневосточного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) — Уход читинских партизан на фронт — холст, 200х800, 1939
Панно (для Дальневосточного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) — Встреча танкистов в колхозе — холст, 200х800, 1939
Здесь были немцы (Тамбовская картинная галерея) — холст, 100х80, 1942
Триптих «На Севере» (собственность Министерства культуры РСФСР): В Баренцевом море — холст, 122х61 /Полярное лето — холст, 122х122 /В Беломорском колхозе — холст, 122х61
Ветер Октября (Эскиз)- холст, 81х90, 1959
Этюды, написанные маслом
Сон — бум., 32х44, 1944
На рыбалке — бум, 29х42,5, 1946
Ленинград (серия этюдов) — 1951
Поздний вечер — бум., 15х25, 1955
Портрет
Портрет матери — холст, 72х60, 1938
Портрет Мейерходьда — холст
Портрет Мейерхольда с собакой — холст
Портрет Е. А. Павловой — бум., 31х44, 1940
Автопортрет — бум., накл. на фанеру, 30х24, 1942
Сашка — холст, 70х58, 1944
Портретный этюд — холст, 80х50, 1955
Портрет журналистки — холст, 80х80, 1955
Портрет М. Ф. — холст, 80х50, 1956
Скрипачка — холст, 80х80, 1959
Пейзаж
Полотна
Переяславское озеро (Переславль-Залесский историко-художественный музей) — холст, 70х100, 1947
Териберка (МГУ им. М. В. Ломоносова) — дерево, 18,5х35, 1951
Горная тундра (МГУ им. М. В. Ломоносова) — холст, 60х100, 1951
Безымянная луда (МГУ им. М. В. Ломоносова) — дерево, 18,5х35, 1952
Март в Крыму (Советское посольство в Варшаве) — холст, 85х118, 1954
С. Гинзбург. «Рисованный и кукольный фильмы.» «Искусство», 1957
Ю. Харламский. «Художники маринисты — романтики моря»., М., Советский художник,1967
Д. Я. Черкес. «Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа. Путевой альбом художника», М.,Советский художник,1965
С. Капланова «Даниил Яковлевич Черкес». , М.,Советский художник, 1962
Каталог к выставке живописи и графики Д. Черкеса и Н. Цейтлина, М., Оргкомитет Союза Советских художников СССР, Московский Союз Советских художников, 1956
Каталог персональной выставки Д. Я. Черкес, М.,Советский художник, 1970 (Московская организация Союза художников РСФСР)
Журнальные и газетные статьи
«В мастерской художника». Газета «Автогигант», 15 мая, 1935
Д. Черкес. «В Доме творчества художников», Курортная газета № (3091), 23 декабря 1953
Б. Лавренёв. «Художники маринисты». М.,"Искусство" № 3, 1954
И. Старосельский. «В мастерских маринистов. У художника Д. Черкеса», газета Водный транспорт № 103(3213), 28 августа 1954
Ю. Халаминский. Д.Черкес и Н.Цейтлин. «Искусство» № 4, 1957
«Пейзажи родных просторов», газета Вечерняя Москва, 18 сентября, 1970г
М. Плахова. «Афиша искусств: Поэзия необычного.», газета Советская Культура, 1 октября 1970
Примечания
↑Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
↑ 12Документальный фильм «Мир анимации или анимация мира» 12 серия: Даниил Черкес и Юрий Меркулов. Режиссёр: Ирина Марголина, 2002
↑ 12345678Софья Капланова. Даниил Яковлевич Черкес. — Иллюстрированное издание. — Москва: Советский художник, 1962. — 91 с.
↑Ю. Халаминский. Художники-маринисты.Романтики моря.. — Иллюстрированное издание. — Москва: Советский художник, 1967. — С. 119/15/31. — 123 с.
↑Документальный фильм: «Мир анимации или анимация мира. 12 серия: Даниил Черкес и Юрий Меркулов». Режиссёр Ирина Марголина, 2002 год
Фильм 3. Черкес и Комиссаренко. Корифеи российской анимации (2010).
Комиссаренко, Зенон Петрович.
↑ 123Документальный фильм «Мир анимации или анимация мира. 12 серия: Даниил Черкес и Юрий Меркулов». Режиссёр: Ирина Марголина, 2002 год
↑С.Гинзбург «Рисованные и кукольные фильмы», М., «Искусство», 1957, стр 97, 100
Похождение Мюнхгаузена. мультфильм. Межрабпом-фильм (1929 год).
↑См.: ЦГАОР, ф. 5283, оп. 11, ед. хр. 220, л. 9; ед. хр. 247, лл. 9, 10, 12, 15
↑ 12Иллюстрированный каталог: Художники РСФСР за XV лет. 1917—1932. Живопись. Скульптура. Плакат и карикатура. Каталог выставки. Живопись [Статьи А. С. Бубнова и М. П. Аркадьева. Сост. каталога: Л. В. Розенталь и Ж. Э. Каганская]. (Народный Комиссариат по просвещению РСФСР. Всероссийский кооперагивный союз работников изобразительных искусств). М., 1933. Перечень картин и скульптур с выставки «15 лет РККА», «Всекохудожника» и МОССХ, пополяивших к XVII съезду ВКП(б) экспозицию выставки «Художники РСФСР за 15 лет». Всероссийский кооперативный Союз работников иобразителышх искусств «Всекохудожник». М., 1934.
↑ 123Черкес Д.Я. Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа. Путевой альбом художника.. — Иллюстрированное издание. — Москва: Советский художник, 1965. — 59 с.
↑ 123Эренгросс Б. Д. Черкес и Н. Цейтлин. — иллюстрированный каталог к персональной выставке художников. — Москва: Советский художник, 1956. — С. 6. — 80 с.
↑ 123Старопольский И. В мастерских маринистов. У художника Д.Черкеса. (рус.) // Водный транспорт : газета. — 1954. — 28 август (№ 103(3213)).
↑Черкес Д.Я. В Доме творчества художников. (рус.) // Курортная газета : газета. — 1953. — 23 декабрь (№ 251(3091)).
↑ 12Плахова М. Поэзия необычного (рус.) // Советская культура : газета. — 1970. — 1 октябрь.
[1]
[2]
[3]
↑Иллюстрированный каталог: Кисловодская выставка картин, акварели и графики советских художников (Вступительная статья А. М. Родионова и А. М. Скворцова). (Комитет по делам искусств при СНК СССР. Московский Союз советских художников. Центральное бюро художественных выставок). М., 1939.
↑Открыта в 1940 г. в Москве, в Центральном выставочном зале Московского товарищества художников, в две очереди: 1-я с 23 января по 10 февраля, 2-я с 10 по 20 февраля. Участвовал 191 художник, экспонировано 509 произведений. Издан каталог: Седьмая выставка Союза московских художников [Сост. Л. В. Розенталь.] (Московский союз советских художников. Московское товарищество художников). М.-Л., «Искусство», 1940.
↑Открыта в Москве с 1 по 26 января 1942 г. в Центральном выставочном зале Московского товарищества художников (Кузнецкий мост, 11). Участвовало 88 художников, экспонировано 188 произведений. Издан каталог: Каталог выставки «Пейзаж нашей родины» (Московский Союз советских художников и Московское товарищество художников). М., 1942. Пригласительный билет.
↑Открыта 8 мая 1948 г. в Москве, в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Московского товарищества художников. В выставке приняли участие художники РСФСР и союзных республик Украины, Белоруссии, Грузин, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Латвии, Литвы, Эстонии и др. Участвовало 259 художников, экспонировано 430 произведений. Издан иллюстрированный каталог: Художественная выставка XXX лет Советских Вооруженных Сил. 1918—1948. Живопись, скульптура, графика. Каталог выставки. [Сост. Н. Н. Водо]. М., 1948. (Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР. Главное политическое управление Вооруженных Сил СССР).
↑Открыта с 20 декабря 1949 г. по 20 января 1950 г. в Москве, в Выставочном зале Дома художника (ул. Горького, 48). Участвовал 81 художник, экспонировано 148 произведений. Издан каталог: Выставка живописи, скульптуры, политической сатиры и графики. Каталог. [Сост. Е. В. Членова] М., 1950. (Московский Союз советских художников).
↑Открыта весной 1950 г. в Горьком; затем в Саранске, в Мордовской картинной галерее имени Ф. В. Сычкова; в Саратове и 18 июня 1950 г.- в Куйбышеве, в выставочных залах областного отделения Союза советских художников. Участвовало 72 художника, экспонировано 133 произведения. Издан иллюстрированный путеводитель: Передвижная выставка советских художников. Живопись, скульптура, графика. Горький — Саранск — Саратов — Куйбышев. Путеводитель. [Сост. В. Ю. Ноик]. М., 1950. (Дирекция художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР). См.: Архив СХ СССР, д. 624, оп. 1, св. 100, л. 45; Выставка произведений советских художников.- «Волжская коммуна» (Куйбышев), 1950, 16 июня; Ноик В. На передвижной выставке. — «Волжская коммуна» (Куйбышев), 1950, 6 июля.
↑Открыта 27 декабря 1951 г. в Москве, в Выставочном зале МОССХа (Ермолаевский пер., 17). Участвовало 33 художника. Издан пригласительный билет с перечислением участников.
↑Открыта 28 июля 1952 г. в Москве, в залах Московского товарищества художников (Кузнецкий мост, 11). Участвовало 40 художников, экспонировано 182 произведения. Издан каталог: Выставка живописи, скульптуры и графики, посвященная Дню Военно-Морского Флота Союза ССР, Каталог [Вступ. статья М. Сокольникова. Сост. Е. А. Вишняк, Е. П. Макарова, Е. В. Членова]. М., 1952. (Московский Союз советских художников).
↑Открыта 30 апреля 1953 г. в Иванове в помещении Союза художников, затем с 13 июня по 5 июля в Волгограде в помещении Областного драматического театра имени М. Горького; с 16 июля по 30 июля в Таганроге в залах Краеведческого музея; с 5 августа по 25 августа в Ростове-на-Дону в Выставочном зале Художественного фонда; со 2 сентября по 16 сентября в Воронеже в помещении Филармонии; с 21 сентября по 5 октября в Тамбове в Выставочном зале Союза советских художников; с 23 октября по 10 ноября в Орле в Художественном салоне; с 15 ноября по 27 ноября в Смоленске на ул. Б. Советская, 31; с 4 декабря по 21 декабря в Калининграде в помещении Областного драматического театра. Организована Дирекцией выставок Художественного фонда СССР. Издан каталог: Выставка произведений советских художников РСФСР. Живопись, графика. Каталог. [Сост. Н. М. Беркова]. М., 1953. (Министерство культуры РСФСР. Дирекция выставок). См.: Архив СХ СССР, отдел стационарных и передвижных выставок Художественного фонда СССР, папка 247, лл. 1-88; «Сталинградская правда», 1953, 18 июня; Устинов А. На художественной выставке.-«Таганрогская правда», 1953, 2 июля; Бе р к о в а Н. Выставка произведений советских художников.-«Молот» (Ростов-на-Дону), 1953, 15 августа; Выставка произведений советских художников.-«Тамбовская правда», 1953, 27 сентября; Бер-к о в а Н. Передвижная выставка произведений советских художников.-«Орловская правда», 1953, 25 октября; Беркова Н. Творческий отчет мастеров живописи. К итогам передвижной выставки советских художников в Калининграде.-«Калининградская правда», 1953, 7 декабря. Участвовало более 68 художников, экспонировано 105 произведений.
↑Открыта в июне 1953 г. в Москве в выставочных залах Московского товарищества художников. Участвовало 168 художников, шепопнровано 288 произведений. Издан каталог: Весенняя выставка живописи московских художников. Каталог. [Сост. Е. П. Макарова, В. 3. Метельский, Е. В. Членова]. М., 1953, (Оргкомитет Союза советских художников СССР, Московский союз советских художников).
↑Открыта с 27 января по 20 февраля 1954 г. в Москве, в Центральном выставочном зале (б. Манеж). Участвовало 198 художников, экспонировано 381 произведение. Издан каталог: Выставка живописи московских художников. Каталог. [Сост. Е. П. Макарова, Е. В. Членова]. М., 1954. (Московский Союз советских художников).
↑Открыта с 21 июня по 9 июля 1955 г. в Астрахани, в Астраханской областной картинной галерее им. Б. М. Кустодиева; с 15 июля по 10 августа 1955 г.- в Махачкале, в Дагестанской государственной филармонии; с 21 августа по 8 сентября 1955 г.- в Грозном, во Дворце культуры им. В. И. Ленина; с 18 сентября по 5 октября 1955 г.- в Орджоникидзе, в парке культуры ям. К. Хетагурова; с 21 октября по 24 ноября 1955 г.- в Нальчике, в Городском краеведческом музее; с 29 ноября по 15 декабря 1955 rV- в Ставрополе, в Клубе им. Блинова; с 24 декабря 1955 г. по 18 января 1956 г.- в Пятигорске, в Городском музыкальном театре комедии. Участвовало 68 художников, экспонировано 106 произведений. Издан каталог: Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись, графика. Каталог. М., 1955. (Оргкомитет Союза советских художников СССР. Художественный фонд СССР). См.: Смирнов А. Выставка картин советских художников в Астрахани.- «Волга», Астрахань, 1955, 19 июня; Джемал М. А. Искусство, отображающее жизнь. Заметки о передвижной выставке произведений советских художников.- «Дагестанская правда», Махачкала, 1955, 6 августа; По нашему городу. Открытие художественной выставки.- «Грозненский нефтяник», 1955, 23 августа; Смирнов А. Выставка картин советских художников в г. Орджоникидзе.- «Социалистическая Осетия», Орджоникидзе, 1955, 14 сентября; На выставке картин.- «Социалистическая Осетия», 1955, 23 сентября; Б е н д и к Б. Передвижная художественная выставка.- «Ставропольская правда», 1955, 2 декабря; архив СХ СССР, д. 261, 262, 265, л. 1-3, 55, 58, 60.
↑Открыта с 4 марта 1955 г. в Москве, в Клубе им. В. П. Ногина. Организована МОССХ и Министерством морского флота СССР. Издан пригласительный билет. См.: Гринева Н. После творческих поездок.- «Водный транспорт», М., 1955, 10 марта.
↑Открыта с 21 сентября по 8 октября 1956 г. в Волгограде (Сталинграде), в Доме архитекторов; с 26 октября по 13 ноября — в Астрахани, в Астраханской областной картинной галерее им. Б. М. Кустодиева; с 15 декабря по 7 января 1957 г. — в Красноводске, в Клубе моряков; с 26 января по 26 февраля 1957 г. — в Ашхабаде, в Туркменском государственном музее изобразительных искусств; с 8 по 28 марта — в Мары, в Городском театре им. Кемино; с 4 апреля по 3 мая — в Бухаре, в Бухарском областном краеведческом музее; с 9 мая — в Самарканде, в Республиканском музее истории, культуры и искусства Узбекской ССР; с 29 июня по 5 августа — в Душанбе (Сталинабаде), в Республиканском объединенном музее истории, краеведения и изобразительного искусства Таджикистана им. Бехзада; с 14 августа по 9 сентября 1957 г. — в Ленинабаде, в Театре им. А. С. Пушкина. Участвовало 95 художников, экспонировано 120 произведений. См.: Архив СХ СССР, отдел стационарных и передвижных выставок Художественного фонда СССР, д. 279, л. 1-12, 15-17, 21-25, 28, 30; Смирнов А. Советские художники в Самарканде. — «Ленинский путь», Самарканд, 1957, 8 мая; Попов Г. Ярче и полнее отражать нашу действительность. — «Ленинский путь», 1957, 4 июня; Гудович Е. Интересная выставка. — «Коммунист. Таджикистана», Сталинабад, 1957, 23 июля. Издан каталог: Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись. Графика. Скульптура. 1956 г. Каталог. (Сост. Л. В. Терентьева, К. Н. Пруслина). М., 1956. (Оргкомитет Союза советских художников).
↑Раздел живописи открыт в январе 1956 г. в Москве, в Центральном Доме работников искусств; раздел графики открыт в феврале 1956 г. в Москве, в Центральном Доме Советской Армии. Участвовало 260 художников, экспонировано 468 произведений. Издан каталог: Живопись и графика московских художников. Каталог. [Сост. каталога живописи Л. В. Розенталь; графики — Б. Я. Сатановская]. М., 1956. (Московский Союз советских художников).
↑Открыта с 16 июня 1957 г. в поселке Роста; с 8 августа по 9 сентября 1957 г. — в Полярном; с 10 сентября по 5 октября 1957 г. — в Северо-морске; с 7 октября по 1 ноября 1957 г. — в Мурманске; с 20 ноября по 16 декабря 1957 г. — в Архангельске. Организована Художественным фондом СССР. Участвовало 94 художника, экспонировано 134 произведения. Издан каталог: Передвижная выставка произведений советских художников. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. М., 1957 (Союз художников СССР). См.: Второму Всесоюзному съезду художников. Материалы о работе правления Союза художников СССР. М., 1963, с. 42; Архив СХ СССР, Отдел стационарных и передвижных выставок Художественного фонда СССР, 1957 г., Книга отзыва о передвижной выставке произведений советских художников в северных приморских городах.
↑Открыта с 23 февраля 1957 г. в Москве, в выставочном зале СХ СССР, в Академии художеств СССР, в Доме художника, во Дворце культуры автозавода им. И. А. Лихачева и в Центральном Доме работников искусств. Участвовало 1079 художников, экспонировано 1880 произведений живописи, скульптуры, графики, театрально-декорационного и монументально-декоративного искусства. Издан иллюстрированный каталог: Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Каталог. [Сост. Р.Богорад, А.Галкин, Е.Луцкая, Л.Петрушенко, Ф. Фишкова, О. Фогельсон, Б. Холмянская]. М., 1957. (Оргкомитет Союза советских художников).
↑Открыта с 21 февраля 1958 г. в Москве, в Академии художеств СССР. Участвовало 294 художника, экспонировано 518 произведений живописи, скульптуры, крафики. Издан каталог: Художественная выставка «40 лет Советских Вооруженных Сил». [Сост. Г. Г. Бочарова, Т. С. Прохорова, Т. В. Катханова]. М., 1958. (Министерство культуры СССР. Министерство обороны СССР. Союз художников СССР).
↑Капланова С. Даниил Яковлевич Черкес. — каталог выставки с иллюстрациями. — М.: Советский художник, 1970. — 12 с.