Lt304888.ru

Туристические услуги

Эламская мифология

16-10-2023

Богиня победы Нарунди, около 2100 года до н. э., акрополь Суз

Эла́мская мифология — совокупность мифологических представлений эламитов, древнего народа, жившего на юго-западе современного Ирана[1].

Некоторые источники

Договор между аккадским правителем Нарам-Суэном правителем Суз Хитой, около 2230 года до н. э., с именами 37 эламских божеств

Сведений о мифологии и религии эламитов мало[2].

Самым ранним известным документом, содержащим имена эламских божеств, является договор, составленный на эламском языке около 2230 до н. э., между аккадским царём Нарам-Суэном и подвластным ему правителем Суз Хитой. Текст начинается с перечня имён 37 божеств эламского пантеона, открывающегося именем верховного бога Хумбана[3]. Божества перечислены в строгой иерархической последовательности. Почти все они вновь упоминаются около 639 года до н. э. в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала. Клинописные тексты из Персеполя свидетельствуют, что некоторые боги (Хумпан, Шимут и др.) почитались эламитами по меньшей мере до середины V века до н. э.[1]

Общая характеристика

Мифология сложилась в VI тысячелетии до н. э. задолго до возникновения Эламского государства. Испытывала влияние географически близкой к ней шумеро-аккадской мифологии[1]. Верования имели локальные различия[2].

Одной из наиболее характерных черт было почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности. Часто змеи изображались с человеческими головами. В эламской религии и мифологии считалось, что все божества обладают магической силой «китен». Под её защитой находилась власть царя, который воплощал волю богов[1].

Высшая мифология

Зиккурат в Дур-Унташ

Эламская мифология характеризуется размытостью отдельных богов. Большинство из них считались неописуемыми существами, чьи имена не произносились и были неизвестны. Они воспринимались также как возвышенные идеи, которые не должны быть в полной мере характеризуемы смертными[2].

Первоначально во главе пантеона стояли женские божества. Вначале главной предположительно считалась богиня плодородия и богиня-мать северного Элама Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отождествляли с Иштар. Позднее, с начала II тысячелетия до н. э. она была вытеснена богиней земли и богиней-матерью южного Элама Кириришей или идентифицирована с ней[2][1].

К середине II тысячелетия до н. э. Киририша уступает ведущее место небесному богу Хумпану. Её стали считать супругой последнего. За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог — покровитель столицы Элама Суз Иншушинак. Во II—I тысячелетии до н. э. Хумпан, Иншушинак и Киририша составили ведущую триаду пантеона. Лидером триады считался Иншушинак[2][1]. Он был покровителем монархической власти[4]. Около 1250 года до н. э. в честь Иншушинака царём Элама Унташ-Напиришей был построен культовый комплекс Дур-Унташ[5].

Другими значительными богами были Хутран, сын Хумпана и Киририши[6], Ябру, отождествляемый с шумеро-аккадским богом Аном[7], бог солнца, правосудия и торговли Наххунте (Нахунди), бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавшаяся в области Аншан, Парти. В ранние периоды (III—II тысячелетия до н. э.) почитались также шумеро-аккадские божества Адад, Эа, Энки, Иштар, Нергал, Нуску, Нинурта, Ишникараб (Ишмекараб). Некоторые из них были официально включены в пантеон Элама[1].

См. также

Примечания

  1. ↑ Советская Энциклопедия, 1980). С. 1116.
  2. ↑ Cambridge University Press (published 1975). pp. 400—416.
  3. Большая российская энциклопедия. Т. 11. М., 2008. С. 502.
  4. Borne interactive du département des Antiquités orientales. Malbran-Labat Florence, Les Inscriptions de Suse : briques de l'époque paléo-élamite à l'empire néo-élamite, Paris, Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1995, p. 168—169. Miroschedji Pierre de, "Le Dieu élamite au serpent", in : Iranica antiqua, Vol.16, 1981, Gand, Ministère de l'Éducation et de la Culture, 1989, p. 13—14, pl. 8.
  5. Большая российская энциклопедия. Т. 35. М., 2017. С. 295.
  6. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 1068.
  7. A Dictionary of Gods and Goddesses, Devils and Demons. Taylor & Francis. pp. 128—.

Эламская мифология.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01