28-05-2023
Элфи | |
Alfie | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
Билл Нотон |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
114 мин |
Страна | |
Язык |
английский |
Год | |
IMDb |
ID 0060086 |
«Элфи» (англ. Alfie) — фильм режиссёра Льюиса Гилберта. Драма с элементами комедии, выпущенная в Великобритании в 1966 году. Картина удостоена 9 наград и 16 номинаций (включая 5 на Оскар) различных кино-форумов мира.
Содержание |
Фильм-монолог молодого мужчины Альфреда «Элфи» Элкинса (Кейн). Цель и смысл его жизни — количество женщин, вступивших с ним в интимную связь. Каждое новое приключение он сопровождает продолжительной тирадой, обращённой к зрителю, в которой комментирует свои поступки и аргументирует их бесспорную правоту. При цинизме, отрицании принятой морали и самолюбовании, Элфи отличается определённой честностью позиции: сколько бы не продолжалась связь — одну ночь или несколько лет, он не клянётся женщинам в любви и заранее предупреждает о невозможности брака. Начальная лёгкость фильма к финалу переходит в личную драму Альфреда, когда он присутствует при нелегальном аборте у одной из своих партнёрш. Важный образ, открывающий и завершающий фильм, — беспородная бездомная дворняжка на ярких улицах Лондона[1].
В фильме использован художественный приём, обозначаемый в искусствоведении термином «разрушение четвёртой стены», когда персонаж по ходу действия прерывает свой контакт с партнёром по сцене и обращается с собственными комментариями к зрителям.
Музыка к картине была написана американским джазовым саксофонистом Сонни Роллинзом и позже вышла отдельным LP альбомом под одноимённым названием. Альбом достигал 17 места в списке журнала «Billboard» (в категории ритм-н-блюз)[2]. Необходимо отметить, что главная тема фильма и саундтрека — «Alfie’s Theme» не имеет прямого отношения к популярной песне «Alfie» (What’s it all about). Последняя была написана Бертом Бакараком и Хэлом Дэвидом в качестве композиции, сопровождающей рекламную кампанию готового к выпуску фильма «Элфи».
Первый вариант этой песни был записан в конце 1965 года в исполнении Силлы Блэк. В версии для проката в США она добавлена в качестве сопровождения финальных титров в исполнении Шер[3]. Позже в различных интерпретациях она звучала в выступлениях Дайон Уорвик, Барбры Стрейзанд, Стиви Уандера и других музыкантов.
Критики, как почти полвека назад, так и сегодня, пишут о фильме максимально позитивно[5].
Фильм делают харизматичный Майкл Кейн и остроумный сценарий. Они вместе работают на создание (образа) безжалостного ублюдка, который использует женщин, причиняет им боль. Однако, автор сценария и режиссёр показывают нам Элфи и с иной стороны, особенно в сценах, демонстрирующих его «чуткость» — привязанность к своему внебрачному сыну или помощь соседу по палате в лечебнице. <…> Следя за его (Кейна) игрой в этом фильме, вы почувствуете силу тех актёров Великобритании из поколения рассерженных молодых людей, которые вознеслись к славе в 1960-е.— DVD Journal[6]
Американский киновед Эмануил Леви также наиболее высоко отзывается об актёрском мастерстве Майкла Кейна. Роль, объединившая в себе «кокни» и дон жуана, стала этапной в его карьере. Однако критик указывает на некоторые недостатки картины, среди которых сцена беспричинной драки в баре, неуклюжий эпизод крещения ребёнка, грубая параллель с дворняжкой[7]. Ряд профильных изданий отмечают в фильме «скрытое жёноненавистничество»[8].
Элфи (фильм, 1966).