10-07-2023
Ямал | |
Общие сведения
|
|
---|---|
Страна | СССР, Россия |
Индекс | 372РН14 |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс |
Основные характеристики
|
|
Количество ступеней | 3 |
Длина | 46,36 м |
Диаметр | 10,913 м |
Стартовая масса | 374000 кг |
История запусков
|
|
Состояние | проектируемая |
Первая ступень
|
|
Маршевые двигатели | 4 x 11Д22 |
Вторая ступень
|
|
Маршевый двигатель | НК-33 (11Д111) + 4 x РД-1052 |
Третья ступень
|
|
Маршевый двигатель | РД-0124 (11Д23) |
«Яма́л» — нереализованный проект создания ракеты-носителя на основе «Союза».
В качестве двигателей первой ступени «Ямала» предполагалось использовать старые жидкостные двигатели НК-33, изготовленные для ракет-носителей «Н-1» и хранящиеся на складах с 1972 года после закрытия программы. С этой целью в РКК около 50 двигателей были расконсервированы и испытаны на соответствие техническим нормам.
По словам специалистов РКК «Энергия», все двигатели прошли испытание и являются исправными. Инициатор разработки и создания ракетно-космического комплекса «Ямал» -ОАО «Моторостроитель». Реализация проекта позволила бы расширить диапазон решаемых прикладных космических задач за счёт увеличения выводимых полезных нагрузок на опорную орбиту до 11—12 тонн и обеспечения выведения на геопереходные орбиты спутников весом до 3,2 тонн и на геостационарную орбиту спутников весом до 1,7 тонн.
Россия и Казахстан могли бы вместе создавать «Ямал»
И. Черны Отнюдь не слабенький «Ямал» (рус.) // Новости космонавтики. — 1998. — № 15/16. — С. 49-51.
И. Афанасьев Отнюдь не слабенький «Ямал» – 2 (рус.) // Новости космонавтики. — 2000. — № 6. — С. 46-48.
Советская и российская ракетно-космическая техника | ||
---|---|---|
Исторические РН | ||
Эксплуатируемые РН | ||
Разрабатываемые РН | ||
РН на базе МБР | ||
РН на базе БРПЛ | ||
Разгонные блоки | ||
Многоразовые космические системы | Спираль • Буран • Заря • МАКС • Байкал-Ангара • Клипер • ППТС (Русь) |
Ямал (ракета-носитель).