19-09-2023
АМО Ф-15 | |
---|---|
Производитель: | АМО |
Марка: | АМО Ф-15 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 4396 см3 |
Максимальная мощность: | 35 л.с., при 1400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 18,5 кг×м Н·м, при 1200 об/мин |
Конфигурация: | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Диаметр цилиндра: | 100 мм |
Ход поршня: | 140 мм |
Cтепень сжатия: | 4 |
Система питания: | карбюратор «Зенит-42» |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | нижнеклапанный |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
механическая 4-ступ. | |
---|---|
Производитель: | АМО |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 4-ступ. |
Тип шестерней: | прямозубые, скользящие |
Синхронизаторы: | нет |
Механизм управления: | напольный рычаг |
Переключение: | ручное |
Длина: | 6500 мм |
Ширина: | 2460 мм |
Высота: | 2550 мм |
Колёсная база: | 4200 мм |
Колея задняя: | 1784 мм |
Колея передняя: | 1750 мм |
Масса: | 4330 кг |
Макс. скорость: | 30 км/ч |
Грузоподъёмность: | 3000 кг |
Расход топлива: | 40 л/100 км |
Я-3 — советский 3-тонный грузовой автомобиль, выпускавшийся на Ярославском государственном автозаводе с 1925 по 1928 год.
Содержание |
Разработка конструкции автомобиля Я-3 была начата в Ярославле осенью 1924 года под руководством главного конструктора ЯГАЗа Владимира Васильевича Данилова.
Я-3 разрабатывался на основе автомобиля Уайт-АМО. Чертежи и оснастка для его выпуска были переданы в Ярославль после того, как АМО сосредоточился на выпуске грузовиков АМО-Ф-15 и работы по капитальному ремонту американских грузовиков White TAD было решено передать на 1-ый государственный авторемонтный завод.
К изготовлению опытной машины приступили в феврале 1925 года[1]. Автомобиль планировали выпустить к 1 мая 1925 года, но из-за отсутствия комплектующих срок перенесли на следующую знаменательную дату. Первые два грузовика Я-3 были собраны в ночь на 7 ноября 1925 года.
Опытные машины успешно прошли испытания: одна — пробегом по маршруту Ярославль-Ростов-Ярославль протяжённостью 133 км, а вторая испытывалась в Москве Автотрестом и НАМИ[2].
С 1926 года началось серийное производство грузового автомобиля Я-3, которое продолжалось по 1928 год, когда ему на смену пришёл более современный Я-4[3].
В Ярославле не имелось моторного производства, поэтому двигатель, сцепление и коробка перемены передач были заимствованы у 1,5-тонного грузовика АМО-Ф-15 и поставлялись из Москвы заводом АМО. Интересной особенностью двигателя являлось отсутствие впускного и выпускного коллекторов — соответствующие каналы выполнялись в отливке блока цилиндров, а карбюратор и выхлопная труба крепились непосредственно к блоку[2].
Сцепление было многодисковым. До 1927 года применялось сцепление «мокрого» типа с 41 диском (сцепление работало в масляной ванне), а с 1927 года — «сухое» 6-дисковое[4].
Коробка перемены передач — механическая, 4-х ступенчатая, «тракторного» типа — передачи переключались путём перемещения прямозубых шестерен по валу на шлицах[4]. Картер КПП — литой из алюминиевого сплава.
Главная передача изготавливалась в Ярославле и была двухступенчатой — с парой цилиндрических и парой конических шестерен. Передаточное число главной передачи было увеличено до 10,9[3] с тем, чтобы компенсировать недостаточную мощность двигателя. Шестерни были прямозубыми и из-за низкого качества изготовления сильно шумели при работе.
Тормоза имели механический привод без усилителя и действовали только на задние колёса.
Из-за отсутствия мощных прессов, способных штамповать лонжероны, рама Я-3 склёпывалась из стандартных катаных швеллеров. От своего прототипа — американского White TAD — Я-3 унаследовал полукруглый передний бампер, который изготавливался из гнутого швеллера и являлся своеобразным продолжением лонжеронов рамы, замыкая их.
Чертой, унаследованной от White TAD, была и конструкция подвески заднего моста, в которой тяговое усилие передавалось на раму при помощи двух реактивных штанг, что позволяло разгрузить от него рессоры и улучшить условия их работы. Штанги располагались вдоль лонжеронов рамы с внешней их стороны.
Генератора, аккумуляторной батареи и стартера автомобиль не имел. Для запуска двигателя служила несъёмная пусковая рукоятка («кривой стартер»). Система зажигания работала от магнето. Фары — ацетиленовые. В качестве сигнала использовался ручной клаксон с резиновой грушей.
Кабина Я-3 изготавливалась из дерева. Руль располагался слева, а единственная дверь находилась на правом борту. Поэтому водитель вынужден был перебираться через рычаги КПП и тормоза. Левый борт кабины был занят запасным колесом, закреплённым на специальном кронштейне. С боков кабина была открытой (не имела боковых стёкол), стеклоочиститель отсутствовал. На переднем щите у водителя не имелось никаких контрольных приборов[2].
На шасси Я-3 выпускались пожарные машины и автобусы. В 1927—1928 годах три автобуса на шасси Я-3 эксплуатировались в Москве[2], а с 27 сентября 1927 года — в Херсоне, где они работали по крайней мере до 1931 года[8].
Пожарная машина на шасси Я-3. Виден гнутый бампер, «унаследованный» от White TAD.
Пожарная машина химического тушения на шасси Я-3, работавшая в Грознефти.
Автомобиль Я-3 находился в производстве с 1925 по 1928 годы. За это время было изготовлено 160 машин. По годам выпуск распределялся следующим образом:
Год | 1925 | 1926 | 1927 | 1928 | ИТОГО |
---|---|---|---|---|---|
Кол-во, шт[2]; [9] | 3 | 27 | 65 | 65 | 160 |
Год | 1925/1926 | 1926/1927 | 1927/1928 | ИТОГО |
---|---|---|---|---|
Кол-во, шт[14] | 25 | 55 | 90 | 170 |
Это заготовка статьи об автомобилях. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Автомобили Ярославского автомобильного завода | |
---|---|
Довоенные грузовые автомобили | Я-3 • Я-4 • Я-5 • Я-5 «Коджу» • ЯГ-3 • ЯГ-4 • ЯГ-5 • ЯГ-6 • ЯГ-7 • ЯГ-10 • ЯГ-12 • ЯС-1 • ЯС-3 • ЯС-4 |
Послевоенные грузовые автомобили | ЯАЗ-200 • ЯАЗ-205 • ЯАЗ-210 • ЯАЗ-214 • ЯАЗ-219 • ЯАЗ-221 • ЯАЗ-225 • ЯАЗ-226 |
Автобусы | Я-6 • ЯА-2 • ЯА-3 |
Гусеничные и полугусеничные тягачи | ЯСП • Я-11 • Я-12 • Я-13 |
Троллейбусы | ЯТБ-1 • ЯТБ-2 • ЯТБ-3 • ЯТБ-4 • ЯТБ-4a • ЯТБ-5 |
Я-3.