23-10-2023
LRASM (англ. Long Range Anti-Ship Missile — противокорабельная ракета большого радиуса действия) — противокорабельная ракета большой дальности, разрабатываемая по заказу ВМФ США в настоящее время (2013 год). Рассматривается как перспективное противокорабельное вооружение американских кораблей и палубных самолётов ВМФ. Дальность полета 370 км.[1]
После снятия с вооружение в 2000-х годах противокорабельной модификации крылатой ракеты «Томагавк» — TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile), единственной дальнобойной ПКР ВМФ США оставался RGM-84 «Harpoon». Хотя эта ракета была достаточно эффективна, её радиус действия составлял не более 280 километров. Кроме того, «Гарпун», в силу особенностей конструкции не мог быть использован для запуска из ячеек установки вертикального пуска Mk.41.
Американский флот, с целью упрощения снабжения и экономии средств, считал целесообразным сохранить на вооружении только те образцы средств поражения, которые запускаются из пусковых установок Mk.41. Тем не менее, для «Гарпуна» пришлось сделать исключение[2]. Это не вполне устраивало ВМФ, учитывая что контейнерные пусковые установки Mk.141, необходимые для «Гарпуна» не только занимали лишнее место на палубе, но и увеличивали ЭПР корабля.
В 2009 году, ввиду изменения взглядов на ценность дальнобойных ракет в современной геополитической обстановке, ВМФ США инициировал программу разработки новой дальнобойной противокорабельной ракеты выполненной по технологии «Стелс», получившей обозначение LRASM — Long Range Anti-Ship Missile. Первоначально под этой аббревиатурой разрабатывались две ракеты:
В январе 2012 года, было решено, что технологические риски при разработке сверхзвуковой противокорабельной ракеты излишне высоки и работы над LRASM-B были прекращены.
Согласно имеющимся данным, ракета LRASM представляет собой развитие концепции малозаметной крылатой ракеты JASSM. Фюзеляж выполнен исходя из требований минимальной радиолокационной заметности, с активным применением композитных углеродистых материалов. Ракета приводится в действие турбовентиляторным двигателем Williams International F107-WR-105, и предположительно должна иметь радиус действия порядка 370 км[3] Ракета оснащается 300-килограммовой боевой частью.
Особый интерес представляет собой система управления ракеты. Ввиду значительного радиуса действия и малой скорости полёта, проект LRASM подвержен тем же проблемы, что и её предшественница TASM — за время полёта ракеты, цель может значительно удалиться от предполагаемого района нахождения. С этой целью, система управления LRASM позволяет ракете выполнять различные схемы поиска цели (движение «змейкой», спиралью, и т. д.), а ее бортовые сенсоры — четко идентифицировать обнаруженные корабли даже в сложной помеховой обстановке. Предполагается, что запущенная в предполагаемый район поиска, ракета сможет находиться в воздухе длительное время идентифицируя обнаруженные корабли, пока не обнаружит корабль, сходный по характеристикам с целью и атакует его.
При запуске нескольких LRASM, ракеты смогут обмениваться информацией, осуществлять независимый поиск цели и передавать друг другу координаты обнаруженного противника, формулировать общую схему атаки с учетом различных условий. Ракеты также будут способны к выполнению сложных маневров уклонения, применению мер радиоэлектронной борьбы для пенетрирования обороны противника. Основой целью разработки является возможность для ракеты действовать автономно, без предварительного программирования реперных точек курса, и находить цель без внешнего целеуказания.
Контракт суммой 71 миллион долларов на разработку прототипа ракеты в 2013 году получила фирма «Lockheed Martin» . Предполагается, что в 2013 пройдет серия лётных испытания, в том числе с борта сверхзвукового бомбардировщика B-1B. Предполагается, что ракета будет принята на вооружение в 2015 году и будет запускаться из УВП Mk.41, а также с истребителей F-35C. Lockheed также рассматривает возможность создания версии для подводного запуска[4].
3 июля 2013 года Lockheed успешно провела четыре запуска динамического макета LRASM из пусковой ячейки Mk.41[5]
11 июля были проведены бросковые тесты по запуску ракеты с борта сверхзвукового бомбардировщика B-1B.
27 августа 2013 года ракета совершила первый экспериментальный полет с полным выполнением боевого задания. Запущенная с самолета-носителя, ракета прошла заданную дистанцию (причем половину траектории ракета самостоятельно выбирала и прокладывала курс, не используя предварительно запрограммированные точки), обнаружила соединение из 3-х восмидесятиметровых кораблей-мишеней и поразила заранее назначенную цель[6]. Эти испытания подтвердили способность ракеты оперировать без предварительного прокладывания курса, самостоятельно находить и идентифицировать цель без внешнего целеуказания.
17 сентября 2013 года, на полигоне Уайт Сэндс был проведен первый опытный запуск оснащенного двигателем прототипа ракеты[7]. Фирма-производитель сообщает, что ракета, запущенная с помощью твердотопливного ускорителя успешно стартовала из пусковой шахты Mk-41 и выполнила программу тестового полета: тем самым было доказано, что ракета может быть запущена из стандартной пусковой установки без ущерба для ее стелс-характеристик. Подробности полета не уточняются.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
AGM-158C LRASM.