15-10-2023
Фалько | |
Место смерти |
Пуэрто-Плата, Доминиканская республика |
---|---|
Страна | |
Профессии |
певец, автор текстов и музыки |
Инструменты |
фортепиано |
Жанры | |
Сотрудничество | |
Лейблы |
A&M Records (North America) |
falco.at (нем.) |
Йо́ханн Хё́льцель (нем. Johann Hans Hölzel, 19 февраля 1957, Вена — 6 февраля 1998, Доминиканская республика), более известный под сценическим псевдонимом Фа́лько (нем. Falco), — музыкант, исполнитель в стиле рэп, поп и рок. Четыре песни в исполнении Фалько достигли первых строк в хит-парадах: «Der Kommissar», «Rock Me Amadeus», «Jeanny», и «Coming Home (Jeanny Part 2)». Он стал первым и на данный момент единственным исполнителем, занявшим верхнюю строчку в хит-параде США с песней на немецком языке.
Содержание |
Родился в Вене, Австрия, в 1957 году.
На свет должна была появиться тройня, но его мать потеряла двух детей, живым родился только Ханс. Отец рано оставил семью, и мальчик рос с матерью и бабушкой. Ещё в раннем детстве Ханс полюбил музыку. Он подпевал шлягерам, которые крутили на радио, а позже бабушка подарила внуку граммофон. Так Ханс познакомился с Элвисом Пресли и Битлз.
В 4 года мальчик начал учиться играть на фортепиано, а уже через год знал 30 пьес. Спустя некоторое время Ханс принял участие в конкурсе юных талантов, и жюри безоговорочно признало его «маленьким Моцартом».
В 1963 году Ханс пошёл в школу, где неплохо учился, но из-за проблем в семье начал прогуливать занятия. В 1973 году он работал какое-то время в канцелярии, но через год уволился и собрал свою первую группу Umspannwerk. Позже Ханс Хёльцель служил в армии.
В 1976 году он поступил в Венскую музыкальную консерваторию, однако бросил учёбу после первого семестра, чтобы стать настоящим музыкантом. Он уехал в Западный Берлин, где был вокалистом в джазовом коллективе. После возвращения в Вену Йоханн стал называть себя «Фалько» в честь восточногерманского лыжника Фалько Вайсспфлога (Falko Weißpflog). На пути к сольной карьере музыкант выступал в составе австрийских групп Spinning Wheel и Hallucination Company, а также был бас-гитаристом в панк-рок коллективе Drahdiwaberl (с 1978 по 1981 годы). Вместе с последними Фалько написал и исполнил песню «Ganz Wien», которая позже вошла в его дебютный сольный альбом «Einzelhaft».
Фалько много работал над своим имиджем и не был похож на рок-музыкантов тех лет. Черные очки, элегантные костюмы стали частью его облика именно тогда.
Ханс благоговел перед чемпионом Германии по прыжкам с трамплина на лыжах Фалько Вайспфлогом (Falko Weißpflog), поэтому и выбрал псевдоним Фалько, заменив, правда, букву k на c — как он позже объяснял, для возможности выхода на международную сцену. Во время работы с Hallucination Company он представлялся как Фалько Готтерер (Falco Gottehrer, «слуга Божий»). Спустя некоторое время Ханс сократил свое сценическое имя до Фалько. Позже, в 1993 году, в беседе с журналистом Норбертом Иванеком Фалько сказал: «Я думаю так: если тебя зовут Ханс Хёльцель и ты решил добиться успеха в музыке — ты можешь об этом забыть. А всё-таки выбрать в качестве псевдонима немецкоязычное имя Фалько было неплохой идеей, не правда ли? Немецкое имя, которое в то время, в 1980 году, так хорошо влилось в мир музыки и, кроме того, получило международное признание… Правда, я ведь даже не мог подумать, насколько успешным станет этот проект!» Он сам неоднократно подчеркивал дистанцию между реальным человеком — Хансом Хёльцелем — и сценическим образом Фалько. В прессе также любили рассуждать на эту тему. «Знаете, меня часто ставят в ступор вопросом: Фалько, а теперь скажи нам, наконец: сколько в тебе от Фалько и сколько от Ханса Хёльцеля? И я думаю: Господи… а где же настоящий я?»
В 1981 году Фалько начал сольную карьеру. Венский музыкальный магнат Маркус Шпигель заметил талантливого молодого человека на концерте группы Drahdiwaberl и заключил с ним контракт на выпуск трёх пластинок. Продюсером первого сольного альбома Фалько стал венец Роберт Понгер. В 1982 году они вместе записали песню «Der Kommissar» («Комиссар»), которая вскоре стала клубным хитом и попала на одноименный сингл. Песня на немецком языке о «реальной Вене» — и об употреблении наркотиков, рэп-речитатив в смеси с мелодичными куплетами. Он вознес Фалько на вершины европейских хит-парадов, а также имел огромный успех и за границей: в Канаде Ханс получил золотой диск, а в США он занял 72 место. После группы Kraftwerk с их альбомом Autobahn Фалько был вторым певцом, который попал в американские чарты с песней на немецком языке. Даже в Гватемале песня возглавляла хит-парады. В общей сложности, по всему миру «Der Kommissar» был продан около 7 миллионов раз, а только во Франции 750 тысяч раз. Сингл стал первым во всем мире коммерчески успешным рэп-проектом европейца.
Позже появились две англоязычных кавер-версии. Одна из них была исполнена американской певицей Лорой Брэниган и была включена в её альбом Branigan 2.
Один из первых видеоклипов, в котором Фалько исполняет песню «Maschine brennt», был снят в 1982 для музыкальной передачи M.O. Music Show[1] режиссёром русского происхождения Александром Жукоффом в студии, в которой впоследствии расположилась известная дискотека «P1».
В том же 1982 году появился альбом Einzelhaft, который смог прорваться на вершины австрийских и немецких чартов. Клипы к синглам снимали Ханнес Росзахер и Руди Долецаль. Так началась совместная работа Фалько и компании DoRo Produktion, которая продолжалась до смерти певца.
Ещё одна песня с этого альбома, «Ganz Wien» («Вся Вена»), оказалась в центре скандала из-за своей провокационной лирики. Фалько пел: «Вся Вена сегодня сидит на героине». Смысл песни заключался далеко не в пропаганде наркотиков, но радиостанции начали целую кампанию по её бойкотированию, от чего она, правда, не стала менее популярной.
Фалько хотел, чтобы его приняло мировое музыкальное сообщество, а по неписаным законам того времени для этого нужно было петь на английском языке. Поэтому в то же время он записывает песню «That Scene» («Эта сцена») на музыку «Ganz Wien» с похожим, но уже английским текстом. Она вышла на 2 стороне сингла «Ganz Wien / That Scene».
Второй альбом «Junge Römer» («Молодые римляне») появился в 1984 году. Он также был спродюсирован Робертом Понгером. Фалько очень надеялся на успех альбома, потому что он много экспериментировал со звуком, с аранжировками. Но ожидания не были оправданы. Хотя пластинка была продана в Германии 120 тысяч раз, а в Австрии исполнитель получил за успешные продажи золотой диск, музыка его была слишком необычна, непонятна слушателям, а значит, и непопулярна. Для того чтобы повысить продажи альбома, Фалько записал ещё раз песню «Kann es Liebe sein» («А может, это любовь?»), уже в дуэте с Дезирe Носбуш (Désirée Nosbusch), однако она тоже не стала успешной.
Зато в этом же году компания DoRo сняла мини-фильм (он же Die Falco-Show) с использованием музыки из альбома «Junge Römer». Каждый эпизод из этого фильма по сути являлся клипом на одну из песен. Можно сказать, что «Junge Römer» стал первым музыкальным альбомом, который был полностью экранизирован. Клипы снимали в различных штатах США, а также в отеле «Челси» (клип на песню «No Answer (Hallo, Deutschland!)» («Нет ответа (Привет, Германия!)») с австрийской фотомоделью Бриджит Чимаролли).
Фалько создал песню «Rock Me Amadeus» в соавторстве с Bolland & Bolland, которые были также и продюсерами третьего альбома. На волне популярности оскароносного фильма «Amadeus» о жизни Моцарта, песня стала мировым хитом 1986 года. На этот раз Фалько покорил и вершины чартов США и Великобритании. «Rock Me Amadeus» занимала первую строчку хит-парада Billboard Hot 100 на протяжении трех недель, а альбом «Falco 3» прочно закрепился на третьей позиции рейтинга альбомов Billboard. Кроме того, композиция австрийского белого рэпера ворвалась даже в ряд чартов, до этого считавшихся исключительно «чернокожими». Трек «Rock Me Amadeus» стал супер-популярным во многих странах, включая СССР и Японию. Следом была записана песня «Vienna Calling», которая также поднялась достаточно высоко в американских и британских рейтингах.
Третий релиз с альбома «Falco 3» — песня «Jeanny» (вновь в соавторстве с братьями Болландами) — вновь завоевал чарты Европы. Провокационная композиция, исполняемая от лица насильника и вероятного убийцы девушки, вызвала много пересудов в Германии и Нидерландах, где она была выпущена в первую очередь. Несколько ди-джеев и радиостанций отказались от включения «Jeanny» в свои плейлисты. Однако во многих странах Европы песня все же стала хитом, и потому два продолжения к ней появились на последующих альбомах Фалько.
В 1986 году появился альбом «Emotional» (спродюсированный Робом и Ферди Болландами). В альбом вошли такие песни как «Coming Home (Jeanny Part 2)», композиция об американской актрисе Кэтлин Тернер, а также песня «Kamikaze Cappa», посвященная трагически погибшему фотожурналисту Роберту Капа (Robert Capa). Очередным успехом стала песня «The Sound Of Musik», вошедшая в танцевальный хит-парад Top 20 U.S. Dance Hit, однако поп-чарты она так и не покорила.
В том же году Фалько отправился в мировой тур «Emotional-Tour», завершившийся в Японии в 1987 году. После возвращения Фалько записал песню «Body Next to Body» в дуэте с датской актрисой Бригиттой Нильсен, и композиция вошла в десятку самых популярных песен в Германии и близлежащих странах.
Альбом «Wiener Blut» был выпущен в 1988 году, но практически не снискал успеха за пределами Австрии и Германии. В 1990 году Фалько записал песню, посвященную двум топ-моделям — Синди Кроуфорд и Татьяне Патитц — и назвал её «Tanja P. nicht Cindy C.». Песня попала в треклист пластинки «Data de Groove».
После успеха «Jeanny», популярными в Европе стали ещё несколько хитов певца. Однако в США и Великобритании его песни звучали редко. Альбом Nachtflug с песней «Titanic», выпущенный в 1992 году после долгого перерыва, получил несколько музыкальных наград, но до чартов США так и не добрался.
Личная жизнь Фалько часто оказывалась в центре внимания прессы. Известие о беременности его подруги Изабеллы Виткович вызвало новую волну интереса СМИ. 13 марта 1986 года родилась дочь музыканта Катарина Бьянка. Два года спустя, 17 июня 1988 года, Фалько и Виткович поженились в Лас-Вегасе. Браку суждено было просуществовать не больше года. Несмотря на развод, Фалько по-прежнему был близок со своей дочерью. ДНК-тест, проведенный в 1993 году, показал, что Фалько не является биологическим отцом Катарины Бьянки. В 90-е годы интерес прессы был подогрет возникшими у Фалько проблемами. Позднее вместе с матерью музыкант переехал в Доминиканскую Республику, где планировал работать над новым альбомом: «Дело не в том, что я буду там делать, а в том, что за неудачи я оставляю позади». Незадолго до этого Фалько познакомился с канадской моделью Каролиной Перрон, с которой планировал вступить в брак. Но эти отношения были разорваны незадолго до сорокалетнего юбилея. В 1997 году Фалько встретил свою последнюю подругу, студентку Андрэу. Они недолго встречались, и в январе 1998 года она ушла от музыканта.
Осенью 1992 года вышел альбом Nachtflug, объём продаж которого был выше, чем у Data de Groove. Также сборный сингл Titanic мог опираться на предыдущие достижения, по крайней мере в Австрии.
Незадолго до выхода альбома Фалько дал интервью, в котором он говорил о содержании песни Titanic: «Я спросил у 200 своих друзей, с чем у них ассоциируется слово „декаданс“. Все ответили по-разному, но каждый тем или иным образом связал это со мной. По определению словаря Дуден, это слово имеет два значения: „закат“ и „кораблекрушение“, и тогда мне стало ясно: Titanic скорее всего не повторит успеха Rock Me Amadeus, но я верю, что я смогу вернуться к жизни. В этой песне я как раз рассуждаю на тему, в которой общество надеется на то, что даже в момент падения у нас могут вырасти крылья, и я думаю, что мы тоже принадлежим к этому обществу.»
Вслед за успешным выходом альбома «Nachtflug», в мае 1993 года Фалько отправился в турне по Европе. В рамках этого тура месяц спустя он выступал на музыкальном фестивале Donauinselfest перед 150000 зрителей. Несмотря на грозовой ливень и отсутствие технических приспособлений, концерт все же начали, но вскоре организаторы были вынуждены прервать выступление. В сентябре этого же года Фалько был приглашён в качестве гостя в концертный зал в городе Грац, где группа «Опус» отмечала свое 20-летие. Он исполнил дуэт с солистом «Опуса» Хервигом Рюдиссером.
Йоханн Хёльцель погиб от тяжёлых травм, полученных при столкновении его автомобиля Mitsubishi Pajero с автобусом недалеко от города Пуэрто-Плата в Доминиканской республике 6 февраля 1998 года в 16:40 по местному времени — всего за две недели до 41-го дня своего рождения. Официальные результаты вскрытия показали высокий уровень содержания в крови певца алкоголя и кокаина, однако позже были опровергнуты. На момент гибели Фалько был занят проектом по возвращению в музыкальный мир. Йоханн Хёльцель был похоронен в Вене на Центральном кладбище (Gruppe 40).
Спустя несколько недель после смерти Фалько был выпущен альбом «Out Of The Dark (Into The Light)», ставший очень успешным в коммерческом плане. В Австрии альбом поднялся на первую строчку хит-парадов и продержался в чартах три недели; в Германии почти год входил в Топ 100 лучших альбомов. Только в Германии и Австрии было продано 2 миллиона экземпляров, одноименный сингл разошёлся тиражом 3,5 миллиона копий. В продажу поступили и другие альбомы Фалько, выпущенные уже после его смерти. Среди них — «Verdammt, Wir Leben Noch», куда вошли ранее не издававшиеся композиции.
В 2000 году в концертном зале Ронахер в Вене состоялась премьера мультимедийного шоу Джошуа Собола «F@lco — A Cyber Show» при участии Андре Айзерманна, Ханзи Ланга, Романа Грегори, Георгия Макацария фон Штальхаммер в постановке Пауля Манкера и в музыкальном сопровождении лидера группы Фалько Томаса Рабича. Жизнь Фалько была представлена как борьба с мощным Супер-эго. Сцена в форме символа арробы (@) была частью зрительного зала, а фигура Фалько создавалась при помощи лазера, 3D-анимации и стены из воды в стиле интерактивного рок-концерта. 24 сентября 2000 года в Берлинском театре Запада состоялась премьера мюзикла под названием «Falco meets Amadeus» (FMA). 6 апреля 2006 года мюзикл дебютировал в театре Капитолий в Дюссельдорфе.
В 2007 году по случаю 50-летия со дня рождения Фалько был выпущен двойной компактный диск и одноименный DVD-диск «Hoch wie nie», который за короткий период дважды стал платиновым и занял первое место в ежегодном чарте Австрии. Год спустя, 1 февраля 2008 года, по случаю десятой годовщины со дня смерти Фалько вышли компакт- и DVD-диск под названием Symphonic с записями фрагментов его единственного концерта с оркестром в 1994 году в Wiener Neustadt. Кроме того, ограниченным тиражом в продажу поступил альбом с новой редакцией СD «Hoch wie nie».
7 февраля 2008 года на экраны кинотеатров Австрии вышел биографический фильм Falco «Verdammt, wir leben noch!» На главную роль был приглашен 28-летний австрийский музыкант Manuel Rubey, лидер поп-группы Mondschneider, хотя долгое время переговоры велись с австрийским актёром Робертом Штадлобером.
В мае 2009 года власти Вены объявили о своём решении назвать один из переулков города в честь певца Фалько. Таблички с именем музыканта, который родился и вырос в австрийской столице, были установлены на зданиях переулка в районе Донауштадт 5 июня 2009 года. Администрация города приняла решение дать имя Фалько улице в самом большом районе Вены неслучайно: дело в том, что именно в этой части города когда-то жила мать певца. Выбор даты переименования переулка не объясняется.
4 декабря 2009 года вышел альбом «The Spirit never dies», содержащий аудиозаписи песен, которые никогда не издавались, и которые были найдены через 11 лет после гибели музыканта в архивах студии звукозаписи Франкфурта-на-Майне.
Falco (музыкант).