Lt304888.ru

Туристические услуги

HMS Queen Mary

06-09-2023

«Куин Мэри»
HMS Queen Mary
Основная информация
Тип Линейный крейсер
Государство флага  Великобритания
Принадлежность Королевский флот
Верфь Palmer's Shipbuilding
Строительство начато 6 марта 1911 года
Спущен на воду 20 марта 1912 года
Введён в эксплуатацию августа 1913 года
Современный статус потоплен 31 мая 1916 года
Параметры
Водоизмещение нормальное 26 770 т
полное 31 650 т
Длина 214,4 м
Ширина 27,1 м
Осадка 8,5 м
Бронирование пояс — 102…229 мм;
траверзы — 102 мм;
башни — 229 мм;
барбеты — 761…229 мм;
боевая рубка — 254 мм;
палуба — 25…65 мм
Технические данные
Силовая установка 4 ПТ Parsons
Мощность 75 000 л. с. (55,2 МВт)
Скорость 27,5 узла (50,9 км/ч)
Дальность плавания 5610 миль на 10 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение 4 × 2 — 343-мм/45,
16 × 1 — 102-мм/45
Торпедно-минное вооружение 2 × 2 — 533-мм торпедных аппарата[1]

Его Величества Корабль «Куин Мэри» (англ. HMS Queen Mary) — линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны. Построен в единственном экземпляре. Являлся развитием линейных крейсеров типа «Лайон». Отличался машинами увеличенной мощности. Погиб в Ютландском сражении.

Содержание

История создания

Спуск «Куин Мэри» со стапеля. 20 марта 1912 года

Планировался по программе 1910 года как третий корабль типа «Лайон», но фактически получился индивидуальным проектом, так как в нём попытались устранить ряд недостатков «Лайона» и усилить вооружение. Несмотря на предпринятые меры оказался менее совершенным кораблём, нежели «Конго», построенный в Англии для японского флота. Это обстоятельство привело к заказу линейного крейсера «Тайгер».

Конструкция

По сравнению с крейсерами типа «Лайон», «Куин Мэри» имел ряд отличий. Корпус был расширен на 0,15 метра, а водоизмещение возросло на 650 тонн. Было изменено расположение орудий противоминного калибра, при этом они получили броневую защиту. На крейсере вернулись к прежнему расположению жилых помещений экипажа — офицерские каюты теперь располагались в корме, матросские кубрики в носу и средней части корабля[2].

Орудия, установленные на «Куин Мэри», могли стрелять более тяжёлым снарядом, чем «Лайоны» — 635 кг против 567 кг. Верхний броневой пояс был длиннее в передней части корабля, но короче в корме[3]. Энергетическая установка была на 5000 л.с. мощнее, но средняя скорость во время службы фактически была такой же[4].

Служба

Гибель «Куин Мэри» в Ютландском сражении. 31 мая 1916 г.

После вступления в строй проходил службу в 1-й эскадре крейсеров. С января 1915 года и до своей гибели входил в состав 1-й эскадры линейных крейсеров. Участвовал в Гельголандском бою 28 августа 1914 года. В бою у Доггер-банки не участвовал, так как проходил в это время переоборудование.

31 мая 1916 года в составе британского авангарда принял участие в начальной фазе Ютландского сражения. Вскоре после начала боя «Куин Мэри» оказался под сосредоточенным огнём немецких линейных крейсеров «Зейдлиц» и «Дерфлингер» с дистанции 14 500 — 13 300 метров. После попадания снаряда с «Дерфлингера» в носовую часть произошёл мощный взрыв, крейсер разломился надвое и затонул менее чем за 2 минуты. Потери экипажа составили 1276 человек, удалось спастись 6 членам экипажа[5].

В годы войны кораблём командовал кэптен Р. Х. Хэлл.

Оценка проекта

Примечания

  1. Все данные приведены на момент вступления в строй.
  2. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Ч. II. — СпБ, 2000. — С. 32. — (Боевые корабли мира).
  3. Мужеников В.Б. Линейнык крейсера Англии. Ч. II. — С. 33.
  4. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Ч. II. — С. 34.
  5. *Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СпБ: Галея-Принт, 2008. — С. 19. — ISBN 978-5-8172-0132-1

Ссылки

Литература

  • Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Ч. II. — СпБ, 2000. — (Боевые корабли мира).
  • Тарас А.Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — Москва: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов. — СпБ: Галея-Принт, 2008. — С. 13. — ISBN 978-5-8172-0132-1
  • Burr L British battlecruisers. 1914-1918. — Oxford: Osprey Publishing Ltd, 2006. — (New Vanguard). — ISBN 1-84603-008-0
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-907-3
  • Osborne E.W. Cruisers and Battle cruisers. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-369-9
  • Roberts J. Battlecruisers. — London: Chatham Publishing, 1997. — ISBN 1-86176-006-X

HMS Queen Mary.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01