06-09-2023
«Куин Мэри» | ||
---|---|---|
HMS Queen Mary | ||
|
||
Основная информация | ||
Тип | Линейный крейсер | |
Государство флага | Великобритания | |
Принадлежность | Королевский флот | |
Верфь | Palmer's Shipbuilding | |
Строительство начато | 6 марта 1911 года | |
Спущен на воду | 20 марта 1912 года | |
Введён в эксплуатацию | августа 1913 года | |
Современный статус | потоплен 31 мая 1916 года | |
Параметры | ||
Водоизмещение | нормальное 26 770 т полное 31 650 т |
|
Длина | 214,4 м | |
Ширина | 27,1 м | |
Осадка | 8,5 м | |
Бронирование | пояс — 102…229 мм; траверзы — 102 мм; башни — 229 мм; барбеты — 761…229 мм; боевая рубка — 254 мм; палуба — 25…65 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 ПТ Parsons | |
Мощность | 75 000 л. с. (55,2 МВт) | |
Скорость | 27,5 узла (50,9 км/ч) | |
Дальность плавания | 5610 миль на 10 узлах | |
Экипаж | 997 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 4 × 2 — 343-мм/45, 16 × 1 — 102-мм/45 |
|
Торпедно-минное вооружение | 2 × 2 — 533-мм торпедных аппарата[1] |
Его Величества Корабль «Куин Мэри» (англ. HMS Queen Mary) — линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны. Построен в единственном экземпляре. Являлся развитием линейных крейсеров типа «Лайон». Отличался машинами увеличенной мощности. Погиб в Ютландском сражении.
Содержание |
Планировался по программе 1910 года как третий корабль типа «Лайон», но фактически получился индивидуальным проектом, так как в нём попытались устранить ряд недостатков «Лайона» и усилить вооружение. Несмотря на предпринятые меры оказался менее совершенным кораблём, нежели «Конго», построенный в Англии для японского флота. Это обстоятельство привело к заказу линейного крейсера «Тайгер».
По сравнению с крейсерами типа «Лайон», «Куин Мэри» имел ряд отличий. Корпус был расширен на 0,15 метра, а водоизмещение возросло на 650 тонн. Было изменено расположение орудий противоминного калибра, при этом они получили броневую защиту. На крейсере вернулись к прежнему расположению жилых помещений экипажа — офицерские каюты теперь располагались в корме, матросские кубрики в носу и средней части корабля[2].
Орудия, установленные на «Куин Мэри», могли стрелять более тяжёлым снарядом, чем «Лайоны» — 635 кг против 567 кг. Верхний броневой пояс был длиннее в передней части корабля, но короче в корме[3]. Энергетическая установка была на 5000 л.с. мощнее, но средняя скорость во время службы фактически была такой же[4].
После вступления в строй проходил службу в 1-й эскадре крейсеров. С января 1915 года и до своей гибели входил в состав 1-й эскадры линейных крейсеров. Участвовал в Гельголандском бою 28 августа 1914 года. В бою у Доггер-банки не участвовал, так как проходил в это время переоборудование.
31 мая 1916 года в составе британского авангарда принял участие в начальной фазе Ютландского сражения. Вскоре после начала боя «Куин Мэри» оказался под сосредоточенным огнём немецких линейных крейсеров «Зейдлиц» и «Дерфлингер» с дистанции 14 500 — 13 300 метров. После попадания снаряда с «Дерфлингера» в носовую часть произошёл мощный взрыв, крейсер разломился надвое и затонул менее чем за 2 минуты. Потери экипажа составили 1276 человек, удалось спастись 6 членам экипажа[5].
В годы войны кораблём командовал кэптен Р. Х. Хэлл.
Линейные крейсера Королевского ВМФ Великобритании | ||
---|---|---|
Тип «Invincible» | HMS Invincible · HMS Indomitable · HMS Inflexible | |
Тип «Indefatigable» | HMS Indefatigable · HMS New Zealand · HMAS Australia (корабль Королевского Австралийского ВМФ) | |
Тип «Lion» | HMS Lion · HMS Princess Royal | |
Тип Queen Mary | HMS Queen Mary | |
Тип Tiger | HMS Tiger · HMS Leopard (не строился) | |
Тип «Renown» | HMS Renown · HMS Repulse · HMS Resistance (не строился) | |
Тип Hood | HMS Hood · HMS Howe (не строился) · HMS Rodney (не строился) · HMS Anson (не строился) | |
Тип G3 | 4 корабля не строились | |
Линейные крейсера, перестроенные в авианосцы
|
||
Тип Courageous Тип Furious |
HMS Courageous · HMS Glorious HMS Furious |
HMS Queen Mary.