22-10-2023
Подводные лодки класса «Голланд» | |
---|---|
Holland 602 | |
USS H-1, Калифорния, 30 января 1914. | |
Основные характеристики | |
Тип корабля | Многоцелевая ДПЛ |
Обозначение проекта | Holland 602 |
Скорость (надводная) | 12-13,5 узлов |
Скорость (подводная) | 10-11 узлов |
Рабочая глубина погружения | 45-50 м |
Предельная глубина погружения | 60-100 м |
Автономность плавания | 2800 миль на 10 узлах, |
Экипаж | 32 человека |
Стоимость | $ 419 000 … $ 575 000 в ценах 1911 года[1] |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 355-361 т |
Водоизмещение подводное | 440-467 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) |
46,9 м |
Ширина корпуса наиб. | 4,9 м |
Средняя осадка (по КВЛ) |
3,8 м |
Силовая установка | |
Дизель-электрическая,
|
|
Вооружение | |
Артиллерия | 45-мм полуавтоматическое орудие (200 снарядов) или 47-мм орудие, 1 пулемёт |
Минно-торпедное вооружение |
4 носовых ТА, 8 торпед, залп не более 2 торпед |
Медиафайлы на Викискладе |
Подводные лодки проекта «Американский Голланд», проектное название Holland 602, в США известные как класс H — один из самых многочисленных классов подводных лодок в период Первой мировой войны. Проект был разработан американской компанией Electric Boat Co. Однако большинство субмарин были построены в Канаде на субсидии британской компании Vickers Limited. Подводные лодки проекта 602 входили в состав флотов США, Чили, Великобритании, Российской империи, СССР, Италии, Канады, Дании, Германии и Финляндии.
Прототипами класса были две субмарины, заказанные в 1911 году для чилийского флота. Лодки водоизмещением 313/421 тонн были построены по проектам Джона Филипа Голланда design 19-E и design 19-B. Однако, чилийский флот отказался принимать лодки, после чего они были проданы Канаде. Корабли получили обозначения HMCS CC-1 и HMCS CC-2. Затем были построены три субмарины класса H для ВМС США. Они были созданы по проекту design 30 и имели увеличенное до 358/434 тонн водоизмещение. Лодки получили обозначения USS H-1 (SS-28), USS H-2 (SS-29) и USS H-3 (SS-30). На этих пяти лодках устанавливались реверсивные шестицилиндровые дизельные двигатели MAN мощностью 2×300 л. с. и электромоторы мощностью 2×130 л. с.[1] Все последующие подводные лодки проекта 602 оснащались нереверсивными восьмицилиндровыми дизелями фирмы «Нью-Лондон» (New London Ship and Engine Company, NLSECO) мощностью 2×480 л. с. и электромоторами 2×160 л. с.[1]
В октябре 1914 года, после начала Первой мировой войны, Британское Адмиралтейство заказало 10 субмарин по проекту design 602E, которые затем были построены компанией Canadian Vickers в Монреале, провинция Квебек, Канада. Эти лодки стали Британским классом Н. Ещё десять субмарин для Великобритании были тайно построены на Fore River Yard в Квинси, штат Массачусетс в нейтральных Соединённых Штатах. Эта группа лодок была конфискована правительством США. Две субмарины впоследствии были переданы Великобритании, остальные восемь вошли в состав флотов Чили и Канады. Третья партия субмарин Британского класса H была построена в 1917—1919 в Великобритании, многие из них служили в годы Второй мировой войны.
Летом 1915 года восемь лодок типа 602 были заказаны итальянским флотом (Regia Marina). Все они были построены в Монреале.
Флот Российской империи в 1916 году заказал у Канады 17 подводных лодок. Они были построены по модификациям проекта Holland 602F (5 балтийских) / 602GF (АГ-21..23) / 602L (АГ-24..26) на временных верфях в Барнете, в заливе Буррард, недалеко от Ванкувера. Затем лодки были разобраны, переправлены на корабле во Владивосток, затем по Транссибирской магистрали в Санкт-Петербург и Николаев, на российские верфи для окончательной мелкоузловой сборки. В России лодки были известны как Американский Голланд . До Октябрьской революции в Россию было поставлено 11 из 17 заказанных кораблей. Шесть недоотправленных лодок модификации 602R впоследствии вошли в состав флота США, после сборки на верфи Puget Sound Navy Yard. Эти подлодки получили обозначения H-4 — H-9.
В 1920 годах Финляндия официально включила в состав флота подводные лодки АГ-12 и АГ-16, находившиеся в полузатопленном состоянии у ВМБ Ханко, но они не были восстановлены и в 1929 году были отправлены на металлолом.
Планировалась сборка ещё шести лодок в Петрограде, три из них, АГ-17, АГ-18 и АГ-19 для Балтийского флота, а ещё три — АГ-20, АГ-27, АГ-28 — планировалось отправить на Северный флот внутренними водными путями. После октябрьской революции контракт был аннулирован, и лодки позднее вошли в состав ВМС США как USS H-4 — H-9.
Типы подводных лодок ВМФ СССР и России
Подводные лодки проекта 602 «Американский Голланд».