27-09-2023
Подводные лодки типа «Осётр» | ||
---|---|---|
|
||
«Сиг» с экипажем | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | торпедная подводная лодка | |
Обозначение проекта | «Осётр» | |
Главный конструктор | С. Лэк | |
Скорость (надводная) | 8,3 узла | |
Скорость (подводная) | 5 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 30 м | |
Автономность плавания | 350 миль на 5 узлах, 30 миль на 3 узлах под водой |
|
Экипаж | 12 человек, в том числе 2 офицера | |
Стоимость | $ 125 000 (головная лодка, 1904 год) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 153 т | |
Водоизмещение подводное | 189 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 22 м | |
Ширина корпуса наиб. | 3,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 3,5 м | |
Силовая установка | ||
бензин-электрическая, 2 двигателя по 120 л. с., 2 электромотора по 65 л. с. | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
3 ТА калибра 457 мм: 2 носовых и 1 кормовой. 5 торпед. | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки типа «Осётр» — серия российских подводных лодок, построенных в 1904—1906 годах по образцу американской субмарины «Protector» проекта Саймона Лэка, получившей в России имя «Осётр».
Содержание |
В связи с началом Русско-Японской войны перед Морским техническим комитетом встала задача по максимально быстрому усилению флота в целом, и подводного флота в частности. Наряду с ведущимися отечественными разработками велись работы по приобретению иностранных образцов. Одним из них стала подводная лодка «Protector», построенная по проекту Саймона Лэка в 1901—1902 годах. В 1904 году «Protector» была куплена Россией и тайно вывезена из США.
Позже был заключён контракт на строительство ещё пяти субмарин по несколько изменённому проекту. Эти пять лодок были изготовлены на американской верфи Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company и в разобранном виде доставлены в Либаву. По словам лейтенанта П. К. Панютина, заведовавшего сборкой, из-за низкого качества поставляемых деталей лодки приходилось не собирать, а строить[1].
Затем все лодки кроме Сига были перевезены на Дальний Восток, где они в спешке и плохих технических условиях собирались окончательно.
В Русско-Японской войне лодки практически не успели принять участие.
Отличаясь хорошим управлением под водой, лодки типа «Осётр» тем не менее по сравнению с российскими проектами имели меньшую автономность, меньшую скорость, неприемлемо большое время погружения под воду. Бензиновый двигатель тоже нельзя было отнести к плюсам проекта. Низкое качество сборки приводило к частым поломкам. Лодки эксплуатировались в течение восьми лет, сыграв заметную роль в деле подготовки российских подводников и создания рекомендаций по дальнейшей разработке проектов субмарин. В 1913—1914 годах все лодки отправились на консервацию. В 1922 году их разобрали на металл. Лодки типа «Осётр» стали прототипом для проекта больших подводных лодок «Кайман».
Название | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй |
---|---|---|---|
Осётр | 1901 | 1 ноября 1902 | 25 июля 1905 |
Кефаль | 1904 | 5 августа 1905 | октябрь 1905 |
Сиг | 31 августа 1905 | 24 июля 1905 | |
Бычок | 9 ноября 1905 | 1906 | |
Палтус | 29 ноября 1905 | ||
Плотва | 9 ноября 1905 |
Подводные лодки типа «Осётр».