Lt304888.ru

Туристические услуги

Акула (подводная лодка, 1909)

16-10-2023

«Акула»
Акула и Рюрик в 1913 году
История корабля
Государство флага  Россия
Порт приписки Кронштадт
Спуск на воду 22 августа 1909
Выведен из состава флота 15 марта 1917
Современный статус погибла 15 ноября 1915 года во время шторма
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Акула»
Главный конструктор И. Г. Бубнов
Скорость (надводная) 10,6 узлов
Скорость (подводная) 6,3 узлов
Рабочая глубина погружения 50 м
Автономность плавания 1 000 миль на 8 узлах,
28 миль на 3 узлах под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 3 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 370 т
Водоизмещение подводное 468 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 56 м
Ширина корпуса наиб. 3,73 м
Средняя осадка (по КВЛ) 3,3 м
Силовая установка
Дизель-электрическая. 3 дизеля по 300 л. с., 1 электродвигатель 300 л. с.
Вооружение
Артиллерия в 1915 году установлено 47-мм орудие
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА калибра 457 мм, 8 торпед, 4 внешних ТА калибра 457 мм системы Джевецкого
ПВО 2 пулемёта
Изображения на Викискладе

«Аку́ла» — российская средняя подводная лодка, построенная в 19061910 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка»[1]

Содержание

История

После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости создания двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море. Главной претензией к «Касаткам» было их вооружение, состоящие только из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Проект предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с. 25 сентября И. Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Испытания были завершены только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав флота.

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

15 ноября 1915 года во время 17-го похода с целью минной постановки у Мемеля лодка погибла во время шторма. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили вверх положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула.

Конструкция

Примечания

  1. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 119-120. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1

Литература

  • Игнатьев Э. П. Подводные лодки «Минога» и «Акула» // Судостроение. — Л., 1990. — В. 10. — С. 51-54.
    • Повторно: Игнатьев Э. П. Подводные лодки «Минога» и «Акула» // Судостроение. — Л., 1990. — В. 11. — С. 63-66.
  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1
  • Подводная лодка «Акула». — СПб., 1912.

Ссылки

  • flot.com // «Акула»
  • deepstorm.ru // ПЛ Акула. Тип «Акула».


Акула (подводная лодка, 1909).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01