14-10-2023
ЕВК «Гермес» | |
---|---|
HMS Hermes | |
Служба: | Великобритания |
Класс и тип судна | авианосец |
Изготовитель | Sir W. G. Armstrong-Whitworth and Company |
Строительство начато | 15 января 1918 года |
Спущен на воду | 11 сентября 1919 года |
Введен в эксплуатацию | 7 июля 1923 года |
Статус | Потоплен 9 апреля 1942 года японской палубной авиацией |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 10850 тонн |
Длина | 182,3 м. |
Ширина | 21,4 м. |
Осадка | 5,7 м. |
Бронирование | Пояс: 51-76 мм. ангарная палуба: 25 мм. |
Двигатели | Турбины Парсонса, работающие на 2 вала, 6 парогенераторов |
Мощность | 40000 л. с. (29828 кВт) |
Скорость хода | 25 узлов |
Экипаж | 664 человека (без авиагруппы) |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 3 102-мм зенитных орудия |
Ракетное вооружение | 6 140-мм морских орудий |
Авиационная группа | до 20 самолётов |
HMS Hermes (ЕВК «Гермес») — британский авианосец. При закладке стал первым авианесущим кораблём специальной постройки, однако его строительство продлилось около семи лет и поэтому первым на воду был спущен японский авианосец «Хосё».
Потоплен 9 апреля 1942 года японской палубной авиацией вместе с эскортом: эсминцем «Вампир», корветом «Холлихок» и 2 танкерами.
Содержание |
Для своего времени (начало 1918 г.) концепция авианосца «Аргус» считалась оптимальной, и ещё до его спуска на воду, заложили авианосец «Hermes». Но тогда ещё не существовало опыта эксплуатации таких кораблей. Конструкторы сделали корабль слишком маленьким, их ошибку повторили японцы со своим первым авианосцем «Хошо». заложенным в следующем году Так как Первая мировая война заканчивалась, строительство шло вяло, судно спустили на воду в сентябре 1919 г., а достройка проходила до 1923 г. В результате корабль вошёл в строй позже гораздо более крупного, но переделанного авианосца «Игл», который к этому времени успел доказать правильность идеи о надстройке типа «башня».
Подобно надстройке «Игла», надстройка «Гермеса» выглядела непропорционально крупной, с массивной треногой в стиле линкора, на верху которой размещались дальномеры, обслуживающие необычное вооружение 6 х 140-мм (5,5 дм) пушек: недооценивая потенциал палубных самолетов, ожидали, что первые авианосцы будут отражать атаки легких надводных кораблей. Этой же цели служил броневой пояс по ватерлинии. Увеличение мощности силовой установки «Аргуса» вдвое привело к росту его скорости чуть более, чем на 4 узла.
Отличительной особенностью кормовой части полетной палубы было небольшое возвышение, предназначенное для некоторого гашения скорости садящегося на палубу самолета. Его тоже скопировали японцы, но позднее оба флота отказались от этого элемента, найдя его неэффективным. [1]
К моменту начала Второй мировой войны «Гермес» уже устарел, но тем не менее внес неоценимый вклад в общее дело, неся службу в районах с менее интенсивными боевыми действиями. Он участвовал в охоте за рейдерами в Атлантике, вел разведку во время операций против флота Вишистской Франции в Западной Африке и против итальянского флота в Красном море, обеспечивал поддержку с моря во время подавления восстания в Ираке в 1941 г., и эскортировал океанские индийские конвои. Авианосец затонул в апреле 1942 г. после удара авиации с японского авианосца, но к этому моменту успел продемонстрировать ценность даже малого авианосного корабля в тех местах, где нет другой авиационной поддержки[1].
Мореходность корабля считалась вполне удовлетворительной, но остойчивость оставляла желать лучшего. С максимальным запасом топлива «Гермес» имел склонность самопроизвольно крениться на левый борт (до 4°). Из-за этого количество принимаемой в топливные танки нефти пришлось уменьшить на 600 т.
«Гермес» планировалось вооружить 152-мм орудиями, но уже в ходе постройки их заменили на 140-мм. В 1927 г. сняли одну из трех 102-мм пушек. В целом зенитное вооружение корабля не модернизировалось и к началу Второй мировой войны оставалось крайне слабым. Скорость к 1939 г. не превышала 22 — 23 узл.[2]
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
HMS Hermes (1919).