21-10-2023
Эскадренные миноносцы типов G и H | |
---|---|
G and H class destroyer | |
Эсминец HMS Grenade типа G
|
|
Проект | |
Страна | Великобритания |
Изготовители | William Denny and Brothers Alexander Stephen and Sons Scotts Shipbuilding and Engineering Company Swan Hunter Fairfield Shipbuilding and Engineering Company Vickers-Armstrongs Cammell Laird J. Samuel White John I. Thornycroft & Company |
Операторы | ВМС Великобритании ВМС Канады ВМС Доминиканской республики ВМС Бразилии ВМС Польши ВМС Нидерландов |
Предшествующий тип | типы E и F |
Последующий тип | тип I |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Серийные корабли: 1335 — 1370 (Бразильские корабли - 1400) т стандартное 1854 — 1890 (Бразильские корабли - 1930, впоследствии серийные 1980 — 2095, бразильские - 2020 - 2030) т полное Лидеры: 1455 - 1456 т стандартное 2033 - 2053 (впоследствии 2270) т полное |
Длина | Серийные корабли: 95,1 м (по ватерлинии) 98,45 м (наибольшая) Лидеры: 97,23 (Hardy - 99,36) м (по ватерлинии) 100,58 (Hardy - 102,72) м (наибольшая) |
Ширина | Серийные корабли: 10,06 м Лидеры: 10,52 (Hardy - 10,36) м |
Осадка | Серийные корабли: 3,78 (впоследствии 3,96 — 4,06) м, Бразильские корабли - 3,89, впоследствии 3,99 — 4,04) м Лидеры: 4,11 (Hardy - 3,89) м |
Двигатели | 2 ТЗА Parsons 3 ПК Адмиралтейского типа (Hyperion 2 - Адмиралтейского типа, 1 - Johnson, лидер Grenville 3 - Yarrow) |
Мощность | 34 000 (лидеры - 38 000) л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 36 (Бразильские корабли - 35, лидеры - 36,5) узлов |
Дальность плавания | 5 530 (Бразильские корабли - 5 500) миль на 15 узлах[1]. Запас нефти 443 - 461 (лидеры - 470) т |
Экипаж | 145 человек (Лидеры - 178 человек) |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 1 — 120-QF Mk. IX (бразильские корабли — 3 × 1, лидеры — 5 × 1) |
Зенитная артиллерия | 2 × 4 — 12,7-мм пулемёта |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 4 (Glowworm — 2 × 5) 533-мм ТА[2][3] |
Изображения на Викискладе | |
Эскадренные миноносцы типов G и H — типы эскадренных миноносцев, состоявшие на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1930-е годы и в период Второй мировой войны. Седьмая и восьмая серии британских межвоенных серийных эсминцев (т. н. «стандартные» эсминцы). 6 кораблей типа H с незначительными изменениями исходного проекта были заказаны ВМС Бразилии, но с началом войны выкуплены британским правительством и включены в состав флота Великобритании. В качестве лидеров флотилий построены эсминцы Grenville и Hardy, отличавшиеся усиленным артиллерйиским вооружением и увеличенными размерами. На основе типа G разработано и построено 6 эсминцев для ВМС Аргентины (тип Buenos-Aires)[4] и 2 эсминца для ВМС Греции (тип Vasilefs Georgios)[5].
Содержание |
Эскадренные миноносцы типов G и H стали логическим продолжением линии развития британских «стандартных» эсминцев межвоенного периода. По сравнению с предшественниками, эсминцами типов E и F, новые корабли несколько уменьшились в размерах, что стало возможным благодаря отказу от турбин крейсерского хода[6]. Общая мощность энергетической установки снизилась с 36 до 34 тысяч л.с. при неизменной скорости. Внешне эсминцы типа G, строившиеся по программе 1933 года, отличались от своих предшественников типа Е наличием треногих мачт[7].
Корабли программы 1934 года (тип Н) не отличались от типа G за исключением перехода на артустановки Mk.XVII с естественной балансировкой 120-мм орудия. Большее пространство для отката при максимальном угле возвышения позволило отказаться от кольцевых колодцев, применявшихся на типах E и F. Hereward и Hero получили новые мостики со скошенной лобовой частью — характерной чертой всех последующих британских эсминцев вплоть до типа Battle[7].
В 1938 году ВМС Бразилии заказали 6 эсминцев британского типа H. Они получили названия Japarua, Jurua, Javary, Jutahy, Juruena и Jaguaribe. Спущенные на воду незадолго до начала войны, в сентябре 1939, они были перекуплены правительством Великобритании и включены в состав Королевского флота. В целом они повторяли технические характеристики типа H, но имели ряд некоторых особенностей. К их числу относится иная система управления огнем главного калибра — директор и дальномер были совмещены, а также «экспортный» вариант торпедного вооружения — торпеды «Whitehead». Одно 120-мм орудие и тральное оборудование было снято с целью усилить средства ПЛО. Корабли вводились в строй в условиях большой спешки. Лишь два последних корабля вошли в строй полностью укомплектованными, часть эсминцев оставались без торпедных аппаратов, часть вступила в строй с недоукомплектованной системой управлением огнем[8][9].
Неопробованная экспортная техника часто доставляла неудобства при эксплуатации непривыкшим к ней британским морякам. Ниже приводятся впечатления Дональда Макинтайра, назначенного командиром эсминца Hearty, переименованного впоследствии в Hesperus:
Практика показала, однако, что из-за поспешного окончания постройки корабля стальные листы верхней палубы не были должным образом зачеканены, в результате чего на всех находившихся на нижней палубе непрерывно лила вода. Наш гирокомпас не принадлежал к уже испытанным гирокомпасам Сперри, установленным почти на всех военных кораблях, и предназначался для тихоходных торговых судов. Монтаж системы управления артиллерийским огнем не был закончен, не успели установить и прицела центральной наводки. Шкалы приборов и орудийные прицелы были отградуированы вместо градусной по какой-то десятичной системе, которую мы так и не смогли понять. В связи с этим наводка орудий на цель могла осуществляться лишь допотопными методами — указаниями рукой или фуражкой.
Что касается торпед (их было восемь), то они, как и артиллерийские системы, принадлежали к распространенному типу и свободно продавались по коммерческим ценам. Для моих же торпедистов, привыкших к торпедам, которые выпускались Адмиралтейством, они были чем-то вроде закрытой книги. Откровенно говоря, мы и не прикасались к ним, так как в их боевые зарядные отделения не входило предохранительное устройство, предназначенное для предотвращения их взрыва при ударе бомбой или осколком в случае атаки корабля с воздуха. Наши опасения не были напрасны. Как мы узнали позже, во время боевых действий в норвежских водах польский эскадренный миноносец, вооруженный подобными торпедами, развалился от взрыва на две части в результате попадания бомбы в его торпедный аппарат. Всё это вместе взятое раздражало нас. Радовала лишь новейшая гидроакустическая аппаратура, а также машинная установка, которая мчала нас 30-узловым ходом, при этом корпус корабля вибрировал очень незначительно.[10] |
Во время своей службы корабли неоднократно подвергались изменениям в составе вооружения. В начале службы на Hereward опробовалась сдвоенная 120-мм артустановка Mk XII, планировавшаяся к установке на эсминцы типа Tribal. Один из торпедных аппаратов на многих эсминцах был заменён на 76-мм зенитное орудие. В конце службы оставшиеся корабли выполняли функции эскортных миноносцев с вооружением из 2-3 120-мм орудий, 6 20-мм зенитных автоматов, одного четырёхтрубного 533-мм торпедного аппарата, реактивного бомбомёта «Хеджехог» и 125 глубинных бомб[6]. Корабли всех типов приняли активное участие в морских операциях Второй мировой войны и понесли в её ходе очень высокие потери. В ходе войны было 17 кораблей типов G, H и H для ВМС Бразилии, включая лидеры флотилий Grenville и Hardy. 2 эсминца были переданы КВМФ Канады, еще 1 — польским ВМС.
Подрыв на мине с последующей потерей хода эскадренного миноносца Hunter 13 мая 1937 года стал причиной коренного пересмотра проекта советских эсминцев типа 7 («Гневный»). Причина, по которой корабль лишился возможности самостоятельно передвигаться, заключается в особенности расположения его машинно-котельной установки (т. н. «линейное расположение» — в передних отсеках котельные, в расположенных ближе к корме — турбинные агрегаты). На совещании Комитета Обороны проект был объявлен «вредительским» и переработан в сторону изменения размещения котлов и турбин: турбинные и котельные отделения размещались попарно[11][12].
Номер вымпела[13] | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H03 | HMS Grenville | Yarrow, Скотстаун, Глазго | 29 сентября 1934 | 15 августа 1935 | 1 июля 1936 | 19 января 1940 | Подорвался на мине юго-восточнее Хариджа и затонул |
Номер вымпела[13] | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H59 | HMS Gallant | Alexander Stephen and Sons, Линтхаус, Глазго | 15 сентября 1934 | 26 сентября 1935 | 25 февраля 1936 | 5 апреля 1942 | Не восстанавливался после тяжёлых повреждений от бомб в ходе ремонта на Мальте, использовался как блокшив |
H37 | HMS Garland | Fairfield Shipbuilding, Гован, Глазго | 22 августа 1934 | 24 октября 1935 | 3 марта 1936 | 1964 | Передан ВМФ Польши, в 1947 году возвращён и передан КВМФ Нидерландов, в 1950 переименован в HNLMS Marnix, продан на слом в 1964 |
H63 | HMS Gipsy | Fairfield Shipbuilding, Гован, Глазго | 5 сентября 1934 | 7 ноября 1935 | 22 февраля 1936 | 21 ноября 1939 | Подорвался на мине в устье Темзы, выбросился на мель |
H92 | HMS Glowworm | John I. Thornycroft & Company, Вулстон, Саутгемптон | 15 августа 1934 | 22 июля 1935 | 22 января 1936 | 8 апреля 1940 | Потоплен артогнем германского тяжёлого крейсера Admiral Hipper западнее Тронхейма |
H89 | HMS Grafton | John I. Thornycroft & Company, Вулстон, Саутгемптон | 30 августа 1934 | 18 сентября 1935 | 20 марта 1936 | 29 мая 1940 | Торпедирован германской подводной лодкой U-62 у Дюнкерка, спустя два часа оставлен экипажем |
H86 | HMS Grenade | Alexander Stephen and Sons, Линтхаус, Глазго | 3 октября 1934 | 12 ноября 1935 | 28 марта 1936 | 29 мая 1940 | Тяжело поврежден германской авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, через несколько часов взорвался |
H05 | HMS Greyhound | Vickers-Armstrongs, Барроу-ин-Фёрнесс | 20 сентября 1934 | 15 августа 1935 | 31 января 1936 | 22 мая 1941 | Потоплен германской авиацией у острова Крит |
H31 | HMS Griffin | Vickers-Armstrongs, Барроу-ин-Фёрнесс | 20 сентября 1934 | 15 августа 1935 | 6 марта 1936 | 1946 | В 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Ottawa, в 1946 продан на слом |
Номер вымпела[13] | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H87 | HMS Hardy | Cammell Laird, Биркенхед | 1935 | 7 апреля 1936 | декабрь 1936 | 10 апреля 1940 | Тяжело поврежден артиллерией германских эсминцев в битве при Нарвике, выбросился на берег |
Номер вымпела[13] | Название | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H24 | HMS Hasty | William Denny and Brothers, Дамбартон | апрель 1935 | 5 мая 1936 | 11 ноября 1936 | 15 июня 1942 | Торпедирован германским торпедным катером S-55, оставлен экипажем, добит эсминцем HMS Hotspur в 80 милях северо-западнее Дерны |
H43 | HMS Havock | William Denny and Brothers, Дамбартон | 15 мая 1935 | 7 июля 1936 | 18 января 1937 | 5 апреля 1942 | Выскочил на камни у Келибии, оставлен экипажем |
H93 | HMS Hereward | Vickers-Armstrongs, Тайн | 28 февраля 1935 | 10 марта 1936 | 9 декабря 1936 | 29 мая 1941 | Потоплен германской авиацией у восточного побережья острова Крит |
H99 | HMS Hero | Vickers-Armstrongs, Тайн | 28 февраля 1935 | 10 марта 1936 | 23 октября 1936 | 1946 | В 1943 передан КВМФ Канады, переименован в HMCS Chaudiere, в 1946 продан на слом |
H55 | HMS Hostile | Scotts Shipbuilding, Гринок | 27 февраля 1935 | 24 января 1936 | 10 сентября 1936 | 23 августа 1940 | Тяжело поврежден при подрыве на итальянской мине в 18 милях юго-восточнее мыса Бон, оставлен экипажем, добит эсминцем HMS Hero |
H01 | HMS Hotspur | Scotts Shipbuilding, Гринок | 27 февраля 1935 | 23 марта 1936 | 29 декабря 1936 | 1972 | В 1948 передан ВМФ Доминиканской Республики, переименован в Trujillo, в 1962 году переименован в Duarte, продан на слом в 1972 |
H35 | HMS Hunter | Swan Hunter, Уоллсенд | 26 марта 1935 | 25 февраля 1936 | 20 сентября 1936 | 10 апреля 1940 | Потоплен германскими эсминцами в битве при Нарвике |
H97 | HMS Hyperion | Swan Hunter, Уоллсенд | 26 марта 1935 | 8 апреля 1936 | 3 декабря 1936 | 22 декабря 1940 | Подорвался на итальянской мине северо-восточнее мыса Бон, оставлен экипажем и добит эсминцем HMS Ilex |
Номер вымпела | Название[14] | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота |
Дата вывода из состава флота/гибели |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
H19[15] | HMS Harvester (Jurua) |
Vickers-Armstrongs, Барроу | 3 июня 1938 | 29 сентября 1939 | май 1940 | 11 марта 1943 | Потерял ход в результате повреждения форштевня после тарана германской подводной лодки U-444, вскоре потоплен подводной лодкой U-432 в Северной Атлантике |
H32[16] | HMS Havant (Javary) |
Каус | 30 марта 1938 | 17 июля 1939 | декабрь 1939 | 1 июня 1940 | Тяжело поврежден германской авиацией у Дюнкерка, оставлен экипажем, добит тральщиком HMS Saltash |
H88[17] | HMS Havelock (Jutahy) |
J. Samuel White, Каус | 31 мая 1938 | 16 октября 1939 | февраль 1940 | 1946 | Продан на слом |
H57[18] | HMS Hesperus (Juruena)[19] |
John I. Thornycroft & Company | 6 июля 1938 | 1 августа 1939 | январь 1940 | 1946 | Продан на слом |
H44[20] | HMS Highlander (Juguaribe) |
John I. Thornycroft & Company | 28 сентября 1938 | 16 октября 1939 | март 1940 | 1947 | Продан на слом |
H06[21] | HMS Hurricane (Japarua) |
Vickers-Armstrongs, Барроу | 30 июня 1938 | 29 сентября 1939 | июнь 1940 | 24 декабря 1943 | С 7 на 8 мая 1941 потоплен германской авиацией в Ливерпуле; поднят, введен в строй; 24 декабря 1943 торпедирован подводной лодкой U-415 в районе Азорских островов, потерял ход, оставлен экипажем и 25 декабря добит эсминцем HMS Watchman |
Эскадренные миноносцы КВМС Великобритании | |
---|---|
(1903—1914) |
|
Первой мировой войны |
HMS Arno* • тип «Медея» • тип «Талисман» • тип «Фолкнер» • тип «Лайтфут» • тип M • тип R • тип S • типы V и W • тип «Скотт» • тип «Шекспир» • тип «Колдуэлл»* • тип «Викс»* |
межвоенной постройки |
HMS Amazon** • HMS Ambuscade** |
|
|
«Чрезвычайной военной программы» |
|
|
|
и первых послевоенных проектов |
|
|
тип «Каунти» • тип 82 • тип 42 • тип 45 |
* — зарубежной постройки, ** — экспериментальные корабли. |
Эскадренные миноносцы типов G и H.