23-10-2023
«Арно» (до 03.1915 – «Лиз») | |
---|---|
англ. HMS Arno | |
Служба | |
Великобритания | |
Назван в честь | Риу-Лис |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Изготовитель | «Ансальдо», Италия[1] |
Строительство начато | 1913 год[1] |
Спущен на воду | 22 декабря 1914 года[1] |
Введён в эксплуатацию | 1 июня 1915 года[1] |
Статус | 23 марта 1918 года затонул у Дарданелл из-за столкновения с эсминцем «Хоуп»[1] |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
нормальное — 600 т, полное — 750 т[2] |
Длина |
70,5 м (наибольшая)[2], 70,1 м (между перпендикулярами[2] |
Ширина | 6,7 м[2] |
Осадка | 2,19 м[2] |
Двигатели | 2 паровых турбины Парсонса, 4 паровых котла Ярроу[2] |
Мощность | 8000 л. с.[2] |
Скорость хода | 28 узлов[2] |
Экипаж | 70 человек[2] |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 76-мм[2] |
Минно-торпедное вооружение | 3 × 457-мм торпедных аппарата |
Медиафайлы на Викискладе | |
«Арно» (англ. HMS Arno) — британский эскадренный миноносец. Единственный относительно крупный корабль британского Королевского флота, купленный за границей в годы Первой мировой войны[1]. Строился в Италии для ВМС Португалии, в 1915 году выкуплен Великобританией, вошёл в строй в том же году. Служба эсминца проходила на Средиземноморском театре Первой мировой войны, в частности, он принял участие в Дарданелльской операции. 23 марта 1918 года затонул у входа в Дарданеллы в результате столкновения с британским эсминцем «Хоуп».
Строился на итальянской верфи «Ансальдо» для ВМС Португалии и носил наименование «Лиш»[прим. 1] (порт. Liz). Стал первым португальским военным кораблём с нефтяным отоплением паровых котлов[3]. Заложен в 1913 году, спущен на воду 22 декабря 1914 года, в ходе достройки в марте 1915 года выкуплен британским Адмиралтейством. Из Генуи корабль был переведён в португальский порт Сезимбра, где был передан англичанам; на переходе кораблём командовал старший лейтенант Оливейра Музанти , будущий адмирал[3]. Вошёл в состав британского Королевского флота 1 июня 1915 года[1].
Внешне напоминал британские эскадренные миноносцы типа «Ривер» , однако конструктивно являлся развитием итальянских кораблей типа «Берсальере» (тип «Сольдати» 1-й серии), проект которых был разработан ещё в 1905 году. От них «Арно» отличался наличием высокого полубака, увеличенным мостиком, числом и формой дымовых труб, иным размещением торпедных аппаратов. По отзывам британских моряков, «Арно» показал хорошую для своих размеров мореходность[1].
Силовая установка состояла из двух паровых турбин Парсонса с прямой передачей и 4 водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением (давление пара — 17,5 атмосфер). Проектная скорость составляла 28 узлов, однако на испытаниях корабль развил 30,87 узла при мощности 10 000 л. с.. Запас угля, согласно Патянину, — 130 тонн[4].
Артиллерийское вооружение: четыре 76-мм (12-фунтовых) орудия Mk.I с длиной ствола 50 калибров; минно-торпедное: три 450-мм торпедных аппарата с тремя запасными торпедами. Применение орудий этой модели — так называемых «18-центнеровых» — было необычным для британских эсминцев, которые вооружались более лёгкими «12-центнеровыми» орудиями[2].
Расположение орудий: два побортно на полубаке, третье на юте, четвёртое — по одним данным, позади второй трубы, по другим, также на юте, однако на снимке «Арно», напечатанном, например, в известном справочнике «Conway», правое кормовое орудие отсутствует — возможно, оно временно снималось (например, для передачи на сухопутный фронт). Из трёх торпедных аппаратов два стояли побортно, с некоторым смещением по длине (аппарат правого борта ближе к носу), третий, кормовой — в диаметральной плоскости эсминца. В торпедных аппаратах использовались торпеды Mk.VIII. В состав вооружения также входили два 60-см боевых прожектора[2].
О боевой службе корабля сведений практически нет. Известно, что вся его служба прошла в Восточном Средиземноморье. Вскоре после вступления в строй эсминец принял активное участие в Дарданелльской операции. В тот период «Арно» нёс бортовой номер 6A. Уже 7 августа 1915 года (через два месяца после вступления в строй) он упоминается в числе кораблей, участвовавших в высадке десанта в заливе Сувла на полуострове Галлиполи[2].
18—19 декабря 1915 года, во время эвакуации союзников с плацдарма в Сувле, он принял на борт командующего морскими силами союзников адмирала Джона де Робека и генерала Уильяма Бёрдвуда, о чем де Робек упомянул в своих мемуарах. 16 февраля 1916 года эсминец доставил представителей союзного командования в Ставрос и Салоники, а в дальнейшем занимался эскортной деятельностью в Эгейском море[2].
23 марта 1918 года «Арно» (командир — лейтенант Валентайн Рейли)[5] затонул после столкновения с британским эсминцем «Хоуп» (лейтенант Ч. Хатчинсон)[6] в районе входа в Дарданеллы. Согласно имеющимся данным, потерь при этом не было[2].
Статья является кандидатом в добротные статьи с 8 октября 2023. |
HMS Arno.