Lt304888.ru

Туристические услуги

HMS Arno

23-10-2023

«Арно» (до 03.1915 – «Лиз»)
англ. HMS Arno
Служба
 Великобритания
Назван в честь Риу-Лис
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Изготовитель «Ансальдо», Италия[1]
Строительство начато 1913 год[1]
Спущен на воду 22 декабря 1914 года[1]
Введён в эксплуатацию 1 июня 1915 года[1]
Статус 23 марта 1918 года затонул у Дарданелл из-за столкновения с эсминцем «Хоуп»[1]
Основные характеристики
Водоизмещение нормальное — 600 т,
полное — 750 т[2]
Длина 70,5 м (наибольшая)[2],
70,1 м (между перпендикулярами[2]
Ширина 6,7 м[2]
Осадка 2,19 м[2]
Двигатели 2 паровых турбины Парсонса, 4 паровых котла Ярроу[2]
Мощность 8000 л. с.[2]
Скорость хода 28 узлов[2]
Экипаж 70 человек[2]
Вооружение
Артиллерия 4 × 76-мм[2]
Минно-торпедное вооружение 3 × 457-мм торпедных аппарата
Медиафайлы на Викискладе

«Арно» (англ. HMS Arno) — британский эскадренный миноносец. Единственный относительно крупный корабль британского Королевского флота, купленный за границей в годы Первой мировой войны[1]. Строился в Италии для ВМС Португалии, в 1915 году выкуплен Великобританией, вошёл в строй в том же году. Служба эсминца проходила на Средиземноморском театре Первой мировой войны, в частности, он принял участие в Дарданелльской операции. 23 марта 1918 года затонул у входа в Дарданеллы в результате столкновения с британским эсминцем «Хоуп».

История строительства

Эскадренный миноносец «Лиш», 1915 год. Вскоре будет выкуплен британцами.

Строился на итальянской верфи «Ансальдо» для ВМС Португалии и носил наименование «Лиш»[прим. 1] (порт. Liz). Стал первым португальским военным кораблём с нефтяным отоплением паровых котлов[3]. Заложен в 1913 году, спущен на воду 22 декабря 1914 года, в ходе достройки в марте 1915 года выкуплен британским Адмиралтейством. Из Генуи корабль был переведён в португальский порт Сезимбра, где был передан англичанам; на переходе кораблём командовал старший лейтенант Оливейра Музанти[pt], будущий адмирал[3]. Вошёл в состав британского Королевского флота 1 июня 1915 года[1].

Конструкция

Внешне напоминал британские эскадренные миноносцы типа «Ривер»[en], однако конструктивно являлся развитием итальянских кораблей типа «Берсальере» (тип «Сольдати»[en] 1-й серии), проект которых был разработан ещё в 1905 году. От них «Арно» отличался наличием высокого полубака, увеличенным мостиком, числом и формой дымовых труб, иным размещением торпедных аппаратов. По отзывам британских моряков, «Арно» показал хорошую для своих размеров мореходность[1].

Главные размерения:

  • водоизмещение: нормальное — 600 т, полное — 750 т[2];
  • длина: 70,5 м (наибольшая), 70,1 м (между перпендикулярами)[2];
  • ширина: 6,7 м[2];
  • осадка: 2,19 м[2].

Силовая установка состояла из двух паровых турбин Парсонса с прямой передачей и 4 водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением (давление пара — 17,5 атмосфер). Проектная скорость составляла 28 узлов, однако на испытаниях корабль развил 30,87 узла при мощности 10 000 л. с.. Запас угля, согласно Патянину, — 130 тонн[4].

Схема размещения вооружения

Артиллерийское вооружение: четыре 76-мм (12-фунтовых) орудия Mk.I с длиной ствола 50 калибров; минно-торпедное: три 450-мм торпедных аппарата с тремя запасными торпедами. Применение орудий этой модели — так называемых «18-центнеровых» — было необычным для британских эсминцев, которые вооружались более лёгкими «12-центнеровыми» орудиями[2].

Расположение орудий: два побортно на полубаке, третье на юте, четвёртое — по одним данным, позади второй трубы, по другим, также на юте, однако на снимке «Арно», напечатанном, например, в известном справочнике «Conway», правое кормовое орудие отсутствует — возможно, оно временно снималось (например, для передачи на сухопутный фронт). Из трёх торпедных аппаратов два стояли побортно, с некоторым смещением по длине (аппарат правого борта ближе к носу), третий, кормовой — в диаметральной плоскости эсминца. В торпедных аппаратах использовались торпеды Mk.VIII. В состав вооружения также входили два 60-см боевых прожектора[2].

Служба

О боевой службе корабля сведений практически нет. Известно, что вся его служба прошла в Восточном Средиземноморье. Вскоре после вступления в строй эсминец принял активное участие в Дарданелльской операции. В тот период «Арно» нёс бортовой номер 6A. Уже 7 августа 1915 года (через два месяца после вступления в строй) он упоминается в числе кораблей, участвовавших в высадке десанта в заливе Сувла на полуострове Галлиполи[2].

18—19 декабря 1915 года, во время эвакуации союзников с плацдарма в Сувле, он принял на борт командующего морскими силами союзников адмирала Джона де Робека и генерала Уильяма Бёрдвуда, о чем де Робек упомянул в своих мемуарах. 16 февраля 1916 года эсминец доставил представителей союзного командования в Ставрос и Салоники, а в дальнейшем занимался эскортной деятельностью в Эгейском море[2].

23 марта 1918 года «Арно» (командир — лейтенант Валентайн Рейли)[5] затонул после столкновения с британским эсминцем «Хоуп»[en] (лейтенант Ч. Хатчинсон)[6] в районе входа в Дарданеллы. Согласно имеющимся данным, потерь при этом не было[2].

Комментарии

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Патянин, 2011, с. 63.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Патянин, 2011, с. 64.
  3. ↑ ] // Revista da Armada. — 2006. — № 6. — P. 21.
  4. Патянин, 2011, с. 63—64.
  5. H.M.S. Arno (1914) (англ.). The Dreadnought Project (1 мая 2020). Дата обращения: 22 октября 2023.
  6. H.M.S. Hope (1910) (англ.). The Dreadnought Project (17 декабря 2017). Дата обращения: 22 октября 2023.

Литература

  • Балакин С. А. ВМС Великобритании 1914—1918 гг. — Москва: Моделист-конструктор, 1995. — 32 с. — (Морская коллекция № 4 / 1995). — 8000 экз.
  • Патянин С. В. «Арно» // Морская кампания. — 2011. — № 6. — С. 63—64.
  • March, Edgar J. British Destroyers: A History of Development, 1892–1953; Drawn by Admiralty Permission From Official Records & Returns, Ships' Covers & Building Plans. — London : Seeley, Service, 1966.

Ссылки

  • H.M.S. Arno (1914) (англ.). The Dreadnought Project (1 мая 2020). Дата обращения: 8 октября 2023.

HMS Arno.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01