12-10-2023
K-pop | |
Направление: | |
---|---|
Истоки: |
танцевальная музыка • электроника • электропоп • хип-хоп • рок • современный ритм-н-блюз |
Годы расцвета: |
1990-е — настоящее время |
Родственные: | |
См. также: | |
K-pop (/keɪ pɔp/, аббревиатура от англ. Korean pop[1][2]; кор. 가요 каё[3]) — музыкальный жанр, возникший в Южной Корее[4] и вобравший в себя элементы западной электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза[3]. Появившись изначально как музыкальный жанр, кэй-поп превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодёжи во всём мире[5].
Согласно автору американского музыкального журнала Rolling Stone, K-pop представляет собой «смесь модной западной музыки и высокоэнергетического японского попа» и «охотится за головами слушателей при помощи повторяющихся „цеплялок“, иногда на английском языке». K-pop «идёт по линии смешения стилей, сочетает и пение, и рэп и делает особое ударение на действо и мощные визуальные эффекты»[2]. Хотя в самой Корее, под этим терминам могут пониматься почти любые направления корейской поп-музыки, за пределами страны же, под кэй-попом понимается исключительно музыка исполняемая так называемыми идолами, схожими по своей концепции с японскими идолами, исполненная в смеси указанных выше жанров[6].
K-pop — не только музыка, он перерос в популярную среди молодёжи всего мира субкультуру, движимую интересом к современной южнокорейской моде и стилям. Благодаря Интернету и доступности цифрового контента K-pop достигает широкой аудитории, прежде немыслимой.[7] Поп-культура Южной Кореи сегодня является одним из движущих факторов молодёжной культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с особым акцентом на Китай, Гонконг, Японию, Тайвань и значительную часть Юго-Восточной Азии.
Содержание |
Кэй-поп прошёл путь от слабоизвестного вне азиатского региона музыкального жанра до громадной по популярности во всём мире молодёжной культуры. При этом, кэй-поп всегда шёл вслед за развитием корейской IT-индустрии, по максимуму используя новейшие разработки в области социальных сетей и мобильных устройств для своей популяризации[8]. По мнению издания The New York Times, хоть попытки корейских групп проникнуть на западный рынок были довольно успешными и до огромного расширения социальный сетей, но в нынешний момент создание корейскими артистами своих аккаунтов на таких ресурсах как Twitter, Facebook и других, позволило ознакомить с кэй-поп намного более широкую аудиторию и активнее популяризовать жанр[9]. Рост поклонников жанра отмечается во всём мире[10], и по мнению некоторых экспертов, кэй-поп становится одним из важнейших частей экспорта Южной Корее, влияя в том числе на популярность корейской культуры в мире[11].
BBC описывает корейские поп-группы Super Junior и Wonder Girls как «превосходно спродюсированные группы из сладких мальчиков и девочек с гибкими танцами и запоминающимися мелодиями»[12]. Клипы в этом жанре всегда необычайно красочны и поддерживают броские ритмы песен[13], а вокальные партии разнообразны, с сильным влиянием хип-хопа. Всё это подчёркивается ярким образом музыкантов[14] и пышностью, театральностью выступлений на концертах[15][16]. Танцы являются неотъемлемой частью кэй-попа, во время исполнения певцы и певицы часто синхронизируют танец с пением, делая выступление более броским и походя в этом на западные бойз-бенды 90-тых.
В Корее существует традиция, согласно которой фанаты дарят любимым музыкантам мешки риса, символизируя этим свою поддержку и уважение. По данным издания Time, для первого шоу BIGBANG в дар музыкантам было передано 12,7 тонн риса, подарки выложили в один ряд, назвав это «алтарём K-pop-идолов». После этого были основаны компании, чья цель — убедиться, что рис попадёт любимому музыканту. Один из них, Ро Сынъгу, имеет 24 отделения в мире и сотрудничает с фермерами, от которых доставляет рис кораблём в пункт назначения[17] . Другая возможность продемонстрировать поддержку любимому исполнителю — это прислать кумиру обед. Данная практика появилась после того, как многие поклонники были обеспокоены, что звёзды зачастую не могут поесть из-за напряжённого графика, после чего появились компании, специализирующиеся на доставке обедов[18].
Многие поклонники едут в организованные туры, чтобы увидеть в живую любимые группы, так например, множество поклонников приезжает на корейские концерты с помощью туров из Японии и Китая[11]. Один раз, через K-Pop-тур в Сеул прилетело свыше 7000 поклонников, чтобы посмотреть выступление группы JYJ[19]. Во время другого концерта этой группы множество поклонников со всего мира провели ночь в Барселоне, чтобы впоследствии попасть на выступление[20].
|
|
|||||||||
Слева: рис, подаренный фанатами из Германии в дар Ынхёку, участнику группы Super Junior. Справа — поклонники группы в Дюссельдорфе
|
Большинство групп данного жанра находятся в управлении единиц музыкальных агентств.[21]. Для того, чтобы гарантировать успех, подобные компании стараются в полной мере субсидировать и контролировать профессиональную жизнь и карьеру будущего исполнителя, тратя около 400 000 долларов на подготовку и «запуск» молодого исполнителя. По данным издания The Wall Street Journal, SM Entertainment и другие южнокорейские продюсерские центры разработали процесс подготовки молодых певцов и певиц для участия в музыкальном бизнесе. В большинстве случаев, будущие идолы входят в «систему» в возрасте 9-10 лет и живут вместе в доме, подчиняясь строгим правилам. Они посещают школу в течение дня и обучаются пению и хореографии по вечерам[22].
Посетив много разнообразных концертов, я был поражён корейской поп-музыкой. Постановка, хореография и исполнение были удивительны, но что ещё важнее, я почувствовал душу музыки. Корейскую музыку ждёт светлое будущее. Куинси Джонс в интервью корейскому журналу[23].
Крупнейшим потребителем корейской поп-музыки является Япония, данный жанр составляет 7,81 % от её музыкального рынка, и эта доля растёт[24]. В 2011 году продажи продукции корейских исполнителей в стране превысили 300 миллионов долларов, что на 22 % выше, чем в прошлом году[25], невзирая на общее снижение продаж на японском музыкальном рынке[26].
Всё больше американских исполнителей соглашаются работать с корейскими, среди них такие известные музыканты как Канье Уэст и Jonas Brothers[24]. Помимо этого, корейская поп-музыка была положительно оценена такими известными музыкальными продюсерами, как Куинси Джонс[23], Тэдди Райли[27], а также продюсером Грэмми Алишей Киз.
Журнал Billboard c 2011 года начал публиковать горячую сотню кэй-попа (Billboard Korea K-pop Hot 100)[28], а YouTube на встрече с президентом Южной Кореи объявил об открытии специального канала по адресу "youtube.com/KPOP"[29]. Нью-йоркский фестиваль корейской поп-музыки собрал более 40000 посетителей[30], а французские концерты прошли с 14-тысячными аншлагами[24]. Корейский певец Rain возглавил список ста влиятельнейших людей 2011 года по версии читателей журнала Time[31], а CNN назвала кэй-поп третьей причиной посетить Корею[32]. Big Bang попали в топ-10 сервиса iTunes[33], SHINee стали первой корейской группой, проведшей концерт в Лондоне[34], в то время как другие корейские группы начали часто появляться в топах немецкого MTV[35]. Wonder Girls стали первой корейской поп-группой, которая возглавила Billboard Hot 100[36][37].
Успех корейской поп-индустрии аналитики связывают с тем, что её модель маркетинга отличается от мировой практики. Прежде всего это развитая система фан-клубов, тематических заведений и услуг для фанатов, а также активное участие кумиров в общении с поклонниками через социальные сети[38][39]. Этому также способствовали активная поддержка и распространение продукции и информации через Интернет благодаря социальным сетям, порталам и видео-ресурсам[40][41].
Корейская поп-индустрия довольно часто подвергается критике. Тот факт, что крупные агентства стараются получить максимальную прибыль от молодых талантов, и контрактами жёстко связывают карьеру певцов с собой, BBC назвала[42] «контрактным рабством». С исполнителями часто заключают эксклюзивные контракты на многие годы, что по ряду мнений, просто не выгодно музыкантам в финансовом плане. Ведущие компании в этом бизнесе часто критикуются за попытку максимально заработать на музыкантах и и планированием чрезмерных рабочих графиков. В июне 2009 года состоялся суд с участием SM Entertainment, которых обвиняли в злоупотреблении и создании слишком плотного рабочего графика члены TVXQ и Super Junior, в итоге чего суд вынес решение в пользу музыкантов[43][44].
В 2009 году, актриса Чан Чаён, известная участием в популярной дораме Мальчики краше цветов, покончила жизнь самоубийством, и в прощальной записке обвинила менеджера и ряд директоров в склонении к сексуальным актам[45]. В апреле 2012 года полиция арестовала владельца лейбла и агентства, предъявив ему обвинения в систематических сексуальных домогательствах и угрозах[46].
В 2002 году, издание Time сообщило, что ряд корейских телевизионных продюсеров были арестованы по обвинении в организации системы расценок за гарантированные выступления для молодых групп и исполнителей. Согласно окружному прокурору Сеула Ким Кюхон, арест был лишь малой частью широкого расследования системной коррупции в корейском музыкальном бизнесе[5]. Согласно изданию The Economist, коррупция процветает в корейском шоубизнесе, в 2011 году по обвинению в ней было арестовано 29 должностных лиц связанных с радио и телевидением, а теневой доход от манипуляции служебным положением равняется более 30 миллионам вон[47] .
Что касается музыкальных характеристик жанра, то здесь наибольшей критике подвергается конвеерный характер производства кэй-поп музыки, а также её коммерческая направленность. Некоторые критики также обвиняют исполнителей жанра в бездумной имитации американской поп-музыки, выделяя в корейской поп-музыке «поверхностные или просто бессмысленные тексты вперемешку с простыми фразами на английском языке, бесконечных подражателей более успешных исполнителей и общие отсутствие оригинальности». Другие же обвиняли жанр в искусственности и ориентированности на внешний эффект больше, чем на музыку[48][49][50][51][52]. В доказательство часто приводят факт того, что несмотря на огромную популярность в мире, кэй-поп так и не смог пробиться на американский рынок[53].
Журнал «Нью-Йорк» замечает, что корейские герл-группы набирают девушек по внешним данным, которые затем улучшаются пластической хирургией, а песни назвал «заразными, но неоригинальными». Основным фактором популярности этих групп журнал называет внешность участниц, а не музыку, при этом очень высоко отзываясь об их «скромности» и отношению к поклонникам. «Когда ты видишь их на сцене, создается впечатление, что они пришли к тебе лично».[54]
Среди других проблем также называют пропаганду сексуального насилия, по мнению некоторых критиков, вызванное откровенной сексуальностью корейских исполнителей[55].
Основным моментом в критике кэй-попа является озабоченность одержимостью некоторых поклонников жанра, а также их импульсивность и склонность к вторжению в личную жизнь музыкантов. Для именования таких поклонников, в Корее используется термин «сасэн», в основном к нему относят девочек и молодых девушек[56]. Известно, что некоторые поклонницы нанимают такси для тайной слежки за своими кумирами, причём фирмы открыто предлагают свои услуги для подобного рода вещей. Корейские чиновники признали уникальность данной проблемы, а также выразили озабоченность ею[56][57].
На одной из пресс-конференций, участники JYJ подтвердили случаи подобного преследования, а также попыток вмешательства в их жизнь. По словам певцов, были неоднократные попытки взлома их домов, с фотографированием помещений и кражи личных вещей[58]. Участники группы столкнулись с подобным явлением уже в 2003 году, когда вышел их дебютный альбом. Рядом с домом одного из участников группы, Пак Ючхона, поклонницы установили ряд скрытых видеокамер[59], а певцу Чон Юнхо из другой группы кто-то добавил в коктейль суперклей[60], после чего ему пришлось оказывать медицинскую помощь[61]. Впоследствии оказалось, что за этим стоял один из ненавистников группы[62][63].
В 2009 году продажи кэй-поп индустрии оценивались в более чем 30 миллионов долларов[12]. В тоже году, продажи альбомов в этом жанре достигли 8,8 миллионов копий, и розничная стоимость индустрии составила примерно 97 миллионов долларов[64]. Примерно в начале двухтысячных рынок корейской популярной музыки был почти уничтожен наступлением цифровой эпохи и распространения свободного обмена файлами. При этом, в 2006 году цифровой музыкальный рынок превысил физический[65], вместе с этим более половины продаж стали поступать с цифрового распространения музыки[66]. Популяризация корейской поп-музыки на западе через социальные сети, также помоглп увеличить доходы и вывести компании на американский рынок[67].
В 2011 году более 1100 альбомов было выпущено в Южной Корее, две трети песен на каждом альбоме включали элементы хип-хопа[68]. Одна треть же включала элементы рока, кроссовера или фолка. На данный момент, это основные элементы корейской поп-музыки[68].
Год | Физические носители* |
Цифровой контент |
---|---|---|
2005 | 27[69] | |
2006 | 27[70] | |
2007 | 32[71] | 23[66] |
2008 | 24[72] | |
2009 | 24[64] | 14[66] |
2010 | 21[73] | |
2011 | 11[66] |
* включая синглы, альбомы и DVD
Из 2,28 миллиардов просмотров корейских поп-музыкальных видео на YouTube в 2011 году 240 миллионов пришлось на Соединенные Штаты Америки, что больше чем вдвое привышает цифру 2010 годв (94 из общих 800 миллионов)[74].
На 25 августа 2012 года из общего числа просмотров видео «Gangnam Style» 47% составляли просмотры из США, 7% из Великобритании и Северной Ирландии, 6,8% из Канады и 4% из Южной Кореи[75].
Только видео, загруженные правообладателем.
Последнее обновление: 8 октября 2012
№ | Лэйбл | Исполнитель | Год | Название | Просмотры (млн*) |
---|---|---|---|---|---|
1 | YG Entertainment | PSY | 2012 | «Gangnam Style» | 400 |
2 | S.M. Entertainment | Girls' Generation | 2009 | «Gee» | 88 |
3 | YG Entertainment | PSY feat. Hyuna | 2012 | «Oppa Is Just My Style» | 76 |
4 | S.M. Entertainment | Girls' Generation | 2011 | «Mr. Taxi» (Dance Ver.) (на яп. языке) | 65 |
5 | S.M. Entertainment | Girls' Generation | 2011 | «The Boys» | 59 |
6 | JYP Entertainment | Wonder Girls | 2008 | «Nobody» (выступление на Mnet Сountdown) | 58 |
7 | S.M. Entertainment | Girls' Generation | 2010 | «Oh!» | 57 |
8 | YG Entertainment | 2NE1 | 2011 | «I Am the Best» | 55 |
9 | S.M. Entertainment | Super Junior | 2011 | «Mr. Simple» | 54 |
10 | YG Entertainment | Big Bang | 2012 | «Fantastic Baby» | 45 |
11 | S.M. Entertainment | Super Junior | 2010 | «Bonamana» | 42 |
12 | S.M. Entertainment | Girls' Generation | 2010 | «Run Devil Run» | 42 |
13 | S.M. Entertainment | Super Junior | 2009 | «Sorry, Sorry» | 41 |
14 | YG Entertainment | Big Bang & 2NE1 | 2009 | «Lollipop» | 39 |
15 | DSP Media | Kara | 2011 | «Step» | 37 |
16 | S.M. Entertainment | SHINee | 2010 | «Lucifer» | 37 |
17 | Cube Entertainment | Hyuna | 2011 | «Bubble Pop!» | 36 |
18 | S.M. Entertainment | SHINee | 2009 | «Ring Ding Dong» | 36 |
19 | YG Entertainment | 2NE1 | 2009 | «Fire» (Space Ver.) | 31 |
20 | YG Entertainment | Big Bang | 2008 | «Haru Haru» | 31 |
* округлено до ближайшего миллиона
<ref>
; для сносок JeffBenjamin2012
не указан текст<ref>
; для сносок bbc-lure
не указан текст<ref>
; для сносок omg1
не указан текст<ref>
; для сносок nationalism
не указан текст<ref>
; для сносок lyrics
не указан текст<ref>
; для сносок lowered
не указан текст<ref>
; для сносок fast_music
не указан текст
K-pop.