31-07-2023
Менины | |
Las Meninas | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Игорь Подольчак |
Автор сценария |
Игорь Подольчак |
В главных ролях |
Мыкола Вересень |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
99 мин |
Бюджет |
850 000 $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 1330039 |
«Менины» (Las Meninas) — дебютный фильм режиссёра Игоря Подольчака, Украина, 2008 г. В этом проекте Подольчак выступил как сценарист, режиссёр-постановщик и продюсер фильма. Фильм был снят MF Films (подразделение Фонда Мазоха). Первый украинский фильм, принявший участие в конкурсе Роттердамского кинофестиваля в 2008 году. Фильм принял участие в более чем 27 международных кинофестивалях, из них в 10 в конкурсной программе.
Содержание |
Среди современных художников, ставших кинорежиссерами, Игорь Подольчак — фигура одиозная. В отличие от Мэтью Барни и Марины Абрамович, он не балансирует на грани концептуального видео-арта, а занимается кинематографом в чистом виде. В то же время, фильмы Подольчака гораздо ближе к экспериментальному кино, чем те фильмы, которые снимают другие современные художники Джулиан Шнабель, Синди Шерман, Сэм Тэйлор-Вуд и Стив Маккуин.
Семья из четырех человек (Отец, Мать, Дочь и Сын) обитает в почти полной социальной изоляции в загородном доме, который кажется лабиринтом из комнат и зеркальных отражений. Это замкнутое пространство настолько запутано[1], что превращается в неориентируемую поверхность наподобие «ленты Мебиуса». Из-за этого временная ось также искривляется, следствием чего является переплетение прошлого и настоящего – в этом доме не существует различие между направлением «вперед» и «назад» во времени, как не существует различия между смутными воспоминаниями и фактическими событиями.
Главный герой — 30-летний Сын, почти не появляется на экране, но ощущение его присутствия тотально. Страдающий с детства от экземы и астмы, он использует свои болезни для манипулирования родителями и сестрой. Жизнь семьи превращена в бесконечный ритуал удовлетворения его прихотей и тревожного ожидания очередного астматического кризиса. Фильм строится без традиционной драматургии кульминаций. Это зеркальная драматургия, драматургия замкнутого круга. Отказываясь от нарративности и действия, режиссер затягивает зрителя в свой фильм, предлагая ему роль «невидимого наблюдателя», лишенного защитных психологических механизмов. Таким образом, зритель в какой-то момент перестает чувствовать грань между собственной рефлексией и рефлексиями персонажей фильма. Именно в этой точке «стирания граней» становится очевидной связь фильма и одноименной картины Диего Веласкеса, к которой апеллирует режиссер.
Мишель Фуко писал, что картина Las Meninas стала поворотным моментом в формировании «со-временной» личности и ее способа восприятия. По Фуко, Веласкес создал уникальную оптическую систему, благодаря которой зритель в определенный момент осознает, что находится в той самой точке, в которой находятся и король с королевой, отраженные в зеркале. Тем самым, зритель как бы наблюдает момент рисования его самого. То есть, если вместо нарисованного зеркала поместить настоящее, то став в определенную точку перед картиной, зритель смог бы увидеть самого себя. Аналогичные игры с перспективами и точками зрения в фильме Игоря Подольчака оставляют зрителя одного в особняке с призраками, предоставляя ему возможность самому собирать «пазл смыслов» как в рамках фильма, так и за его рамками. Именно поэтому Подольчак не объясняет мотивов своих персонажей – он лишь отстраненно фиксирует их передвижения по дому и пассивные разговоры, погружая зрителя, безропотно наблюдающего и слушающего, в состояние, близкое кататонии. Зрителю самому предстоит понять, что скрывается за этим поворотом головы, этой гримасой, этим жестом, взглядом, смехом или слезами. А главное – чьи это гримасы, жесты и взгляды? Возможно, что самого зрителя.
Главные персонажи (Отец, Мать, Дочь, Сын) имели четко разработанные психо-неврологические характеристики, которые создают определенный ансабль, где инструментами выступают компульсии (Мать), тики (Отец), стереотипии (Дочь).
Идея сценария возникла после рассказа Яноша Саноцкого (главный невропатолог львовской области) про случай из своей врачебной практики. В 2005 году сценарий был в основном готов. С января по август 2006 года проводилась его детальная разработка с привлечением различных специалистов: Яноша Саноцкого (невролог), Александра Королева (психиатр), Богдана Мотузенко (социолог), Владимира Верлоки (философ, литератор). В написании диалогов принимал участие литовско-русский писатель Андрей Левкин. Одновременно происходил поиск локаций для съемок и разработка декораций. Режиссёрский сценарий был закончен перед самым началом съемок. Уже во время разработки режиссёрского сценария, авторы фильма осознавали и декларировали некоммерческий характер проекта. Съемочный период проходил с 15 сентября по 24 октября 2006 года в Киеве (павильон — зал бывшего «Балета на льду», ул. Л. Украинки) и в Пуще Водице. Всего было 28 съемочных дней. С 15 по 17 октября 2006 года в съемках участвовал известный американский клипмейкер Дин Кар[2] в качестве сорежиссёра музыкальной части фильма.
Съемки производились на цифровую камеру «Гармошка», «Pull-Push» и гиростабилизированная панорамная головка «Flight Head». Значитильная часть фильма была снята через зеркала [3], что вызывало довольно много проблем у оператора, поскольку постоянно существовала опасность попадения в кадр части съемочной группы. На съемочной площадкепроизошло упрощение сценария. Первоначальный режиссёрский сценарий предусматривал съемки каждой сцены через, как минимум, три зеркала. Съемки показали избыточность этого подхода. Кроме тогобыл изменен способ съемки одной сцены — она снималась не через зеркало, а с верхней точки над съемочной площадкой практически неподвижной камерой с крана. Одна из сцен (5 минут) была снята одним кадром с операторской тележки при постоянном движении. Во время движения перекладывали рейсы, менялись актёры на дублеров изменялся реквизит в кадре.
Монтаж, эффекты, цветокоррекция и тонирование фильма заняли 14 месяцев. Такой долгий срок выполнения работ был обусловлен тем, что практически все работы, кроме тонирования, выполнял сам режиссёр — сказывалась нехватка средств на постпродакшин. Las Meninas стала первым полнометражным фильмом (рассчитанным на релиз в кинотеатрах) на Украине, полностью созданным при помощи цифровых технологий[4]. Работы проводились на оборудовании и при использовании программного обеспечения Apple Final Cut Pro, эффекты изготавливались в Adobe After Effects. Видеозахват и пересчет материалов происходил при помощи видеокарты Aja Kona3. Цветокоррекция производилась в Color Final Cut Studio. Звукорежиссуру фильма исполнил известный украинский музыкант и телеведущий Мирослав Кувалдин.
Поскольку главный персонаж фильма Мать является бывшей виолончелисткой, а Сын в детстве учился игре на фортепиано, основная часть музыки создана именно для этих инструментов. Не отбрасывая полностью традиционного использования музыки в кино, как фона для диалогов или средства эмоциональной окраски кадра, режиссёр и композитор сосредоточили внимание на самостоятельной роли музыки, как смыслового контрапункта к словам и видеоряду. Во многих сценах музыка выходит на первый план и соединяется с шумами, как природными, так и созданными искусственно, которые смонтированы по музыкальным принципам. Поэтому весь звуковой ряд фильма можна рассматривать как целостную звуковую инсталляция. Для 15-минутной сцены фильма (воспоминания и бред Сына), которая не содержит ни одного слова, Александром Щетинским была создана Соната для виолончели и фортепиано — самостоятельная концертная композиция, которая может исполнятся отдельно от фильма. Стилистическая палитра музыки, соответственно многоплановой смысловой структуре фильма, довольно широка — от барочных, классических і познеромантических аллюзий до жесткого атонализма и сонорики. Однако композитор избегает коллажного объединения разных стилей, стремясь к их интеграции и синтезу.
Радикальный отказ Игоря Подольчака от «сюжетности» и линейности повествования в фильме «Las Meninas» имеет, как это ни парадоксально, связь с семейной сагой «мыльных» опер: бесконечно запутан клубок родственников, их отношений, интриг, болезней и смертей. Персонажи раздваиваются, повторяются, отражаются, превращая фильм в мангровые заросли генеалогических загадок. Именно в этом «семейном» аспекте, киноязык Подольчака ближе всего подходит к литературе, в частности к произведениям Милорада Павича, Бруно Шульца, Витольда Гомбровича. «Las Meninas» полон аллюзий на произведения живописи, но, в отличие от фильмов Питера Гринуэя эти аллюзии лишены конкретики. Если у Гринуэя внимание акцентируется на конкретные произведения определенных художников (будь то Франц Хальс, Ян Вермеер или Аньоло Бронзино), то у Подольчака в фильме возникает, скорее, некое субъективное видение барокко. Это выражено не только за счет игры светотени, сложных криволинейных планов и обилия деталей, но прежде всего в подходе к организации пространства в кадре. Как известно, существует два подхода к такого рода организации – конструктивный и декоративный. Барокко, естественно, был исключительно декоративным стилем. У Подольчака в кадре все конструкции интерьера также непременно маскируются эффектным оформлением, вплоть до состояния каскадов драпировок, мебели, посуды и зеркал. Зеркала – еще одна важная стилистическая примета барокко. Для динамичности (или скорее, для динамичной статичности) в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты, в том числе и с помощью зеркал. В «Las Meninas» зритель также сталкивается с оптическими обманками, двойными или тройными отражениями, ложной перспективой. В сочетании с флэшбеками, коими также полон фильм, мотив «двойников» достигает своего апогея – в фильме лишь четверо персонажей, а у зрителя возникает ощущение толпы. Амброз Бирс говорил, что в каждом диалоге принимают участие шестеро: «каждый как он есть (известный только Богу), каким он кажется себе и каким он кажется собеседнику». Подольчак смог это наблюдение Бирса визуализировать, беспрестанно меняя перспективу и играя с точками зрения, которые могут быть точкой зрения как персонажей, так и подгнивающей виноградной грозди или зеркала на стене. Любопытно, что на уровне фабулы (персонажи в замкнутом, практически «лабораторном», пространстве) и операторскими играми с бликами, отражениями и преломлениями, «Las Meninas» можно сравнить (с определенной долей условности) с фильмом Григория Кроманова «Отель «У погибшего альпиниста». Но у Подольчака зеркало – это не только инструмент для визуальных оптических находок. Это еще и определенный психоаналитический символ, связанный с термином Жака Лакана «стадия зеркала». В «Las Meninas» можно обнаружить все так или иначе интерпретируемые характеристики этого лакановского понятия – здесь и «конфликтная природа дуальных отношений», и «иллюзии сходства», и «отношения между Воображаемым и Реальным», и «либидозное отношение к образу тела», и «фрагментированная реальность». Многие из этих характеристик получат новые интерпретации в следующем фильме Подольчака «Delirium».
Дин Карр, приглашенный режиссер для съемок музыкального эпизода фильма «Las Meninas», является автором множества музыкальных видеоклипов. На его счету клипы для Оззи Осборна, Мэрилин Мэнсона, Дюран Дюран, Iron Maiden, Cypress Hill и многих других.
Мировая премьера фильма состоялась на Роттердамском кинофестивале[5][6] 25 января 2008 года. На протяжении 2008—2011 годов фильм принял участие в конкурсных программах международных кинофестивалей в Бразилии[7], Хорватии[8], России[9], Польши[10], Словакии[11], Испании[12], Румынии[13], Италии[14], Венгрии[15]; в официальных программах фестивалей в Германии[16], Южной Кореи[17], Франции[18], Австралии[19], Греции[20], Великобритании[21], Колумбии[22], Эстонии[23], США[24], Швеции[25], Южной Африки[26], а также в официальной селекции Московского кинофестиваля[27] и Международного кинофестиваля в Карловых Варах [28].
Критика отмечала «привлекательную красоту кадра» фільма[29] и высоко оценивала операторскую работу Сергея Михальчука[30]. Украинская премьера состоялась 9 июня 2009 года в рамках Фестиваля европейского кино в Киеве[31]. Кинотеатральный релиз фильма на Украине[32] состоялся 5 октября 2009 года. Фильм прошёл ограниченным прокатом в Киеве (кинотеатр «Жовтень») и ещё 10 городах. На Украине фильм был воспринят неоднозначно. Критики заняли диаметрально противоположные позиции — от полного неприятия и обвинений в «бутафорщине» та «искусственности»[33] до аппологетики, высоко оценивая художественные качества фильма[34][35][36] и разрыв с традицией, так называемого «украинского поэтического кино»[37].
Лишенный сюжета и персонажей, фильм сводится к набору картинок и звуков. Эстетский видеоряд «Менин» вторит картине классической эпохи и является наиболее сильной стороной фильма. Это фильм-натюрморт. И если Подольчака-режиссёра можно и нужно критиковать, то Подольчак, как художник-постановщик профессионально великолепен. В целом, фильм производит впечатление чего-то ненастоящего, бутафорского. И дело не в том, что он ужасно затянут и бессюжетен. Ненастоящим в картине является не только человек (его слова, поступки и пр.), но и стоящий в центре эстетики «Менин» предмет. Ненастоящим, бутафорским является дом, где происходит действие (здесь возникает неутешительная для «Менин» ассоциация с бергмановским фильмом «Фанни и Александр» — изображенный там дом, хоть и живёт по особой логике сказочного пространства, безусловно, является подлинным). Ненастоящими являются приборы, которыми пользуются герои фильма. Бутафорским является и зеркало — центральный символ фильма[38]. |
Система зеркал в Las Meninas Подольчака — это продолжение небольшого зеркальца на полотне Веласкеса: в них зритель видит самого себя, со своими страхами и влечениями, всем фройдистским арсеналом (инцестом, Эдиповым и Электриным комплексами), про которые обычно не вспоминают, но всегда носят в себе. Именно факт такого узнавания, момент своеобразной мазохистской игры и является самой сильной стороной фильма. Сведя вместе психоанализ, историю живописи, монтажа и постпродакшина, автор Las Meninas впервые в современном украинском кино умудрился добиться интерактивности — именно того, что наиболее ценится в современном искусстве[1]. |
В 2010 году организаторы Межнародного Кинофестиваля Экспериментального Кино в Бухаресте позиционировали фильм[39] в ряду значимых эвропейских киноэкспериментаторов (Рой Андерссон, Дьёрдь Пальфи). В 2011 году фільм вошел 15-ку лучших фильмов Украины за 20-летие Независимости.[40]
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Эпизод №1 | |
Эпизод № 2 |
Внешние аудиофайлы | |
---|---|
"Соната" Саундтрек |
Внешние изображения | |
---|---|
Сценарий и документация | |
Фотографии со съемочной площадки. Автор Дмитрий Стойков |
|
Фотографии со съемочной площадки. Автор Дин Карр |
Las Meninas (фильм).