11-09-2023
«One» | ||||||||||
Сингл U2 из альбома Achtung Baby |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сторона «Б» |
«Lady With the Spinning Head (UV1)» |
|||||||||
Выпущен |
март 1992 |
|||||||||
Формат | ||||||||||
Записан |
декабрь 1990 — сентябрь 1991, Hansa Ton Studios (Берлин), Elsinore (Долки, Дублин), Windmill Lane Studios (Дублин) |
|||||||||
Жанр | ||||||||||
Длительность |
4:36 |
|||||||||
Авторы песни |
Боно (слова) |
|||||||||
Лейбл | ||||||||||
Хронология синглов U2 | ||||||||||
|
||||||||||
|
RS | Позиция №36 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
«One» — третий сингл ирландской рок-группы U2 из альбома Achtung Baby, записанный на трех студиях: Hansa Ton Studios, Elsinore и Windmill Lane Studios и выпущенный в марте 1992 года.
«В тот момент, когда мы записывались, у меня было сильное чувство своей власти. Мы все играли вместе в большой комнате записи, огромном, жутком танцзале, полном призраков войны, и все встало на свои места. Это был обнадеживающий момент, когда все, наконец, пошли: „О, отлично, этот альбом начался“. Это — причина, по которой ты находишься в группе, когда вдохновение нисходит на тебя, и ты создаешь что-то действительно важное. „One“ — невероятно подвижный отрезок. Он бьет прямо в сердце».
—Эдж, на записи «One».[1]
|
Ища вдохновение накануне объединения Германии, U2 начали запись сессий для Achtung Baby в Берлине на Hansa Studios в конце 1990 года[2]. Тем не менее, настроение было мрачное, внутри группы возникли разногласия на тему музыкальной режиссуры и качества материала. Хотя басист Адам Клейтон и барабанщик Ларри Маллен предпочитали звук, подобный звуку из предыдущих работ U2, вокалист Боно и гитарист Эдж были вдохновлены европейским индастриалом и электронной танцевальной музыки того времени и выступали за изменение[2]. У группы также возникли трудности в разработке демо и идей в готовых песнях[2]. Боно и Эдж считали, что отсутствие прогресса — вина группы, Клейтон и Маллен полагали, что проблемой были идеи песни[2]. Маллен сказал, что он «думал, что это может быть концом группы»[2].
В конце концов, прорыв на сессиях был достигнут. Разбирая песню «Sick Puppy» — раннюю версию «Mysterious Ways» —, группа пробовала разные последовательности аккордов для бриджа[1][3]. Джем остановился и Эдж пытался играть их в одиночестве на акустической гитаре, как и «каждый пытался решить, был ли толк от их работы»[3]. По предложению продюсера Даниэля Лануа Эдж играл отдельные разделы последовательно. Группе понравилось то, как это проходило, и они решили попробовать поиграть вместе. Говоря об импровизации, Эдж сказал: «Внезапно что-то очень мощное [случилось] в комнате»[3]. Он добавил: «Все признали, это была особая часть. Это было так, словно мы поймали то мгновение, когда песня может существовать»[4]. Впоследствии группа развила музыкальную партию в «One»[1][5]. Боно вспоминает: «Мелодия, структура — все это было сделано за 15 минут»[6]. Он также заявил, что песня «просто упала с неба, словно дар», концепция была навеяна расколом между участниками группы[7], воссоединением Германии[8], и скептицизмом Боно по отношению к идеям хиппи о «единстве». Боно позже направил письмо Далай-ламе, отклоняющему приглашение на фестиваль под названием Oneness, включающее слова о песне: «Одно целое, но не одно и то же»[1]. Написание самой песни вдохновило группу и изменило их взгляд на записи сессий. Маллен сказал, что песня вновь подтвердила «подход с чистого листа» группы к записи, и заверил группу, что не все было потеряно[1].
После первоначальной импровизации в песни, ленты с записями сессий были предоставлены продюсеру Брайану Ино для того, чтобы он помог и внес свой вклад в работу[6]; Ино провел долгое время вдали от сессий, прежде чем приняться за их рассмотрение, он посчитал, что дистанцирование от работы позволило ему смотреть свежим взглядом на материалы группы каждый раз, когда он вновь присоединился к ним[9]. Музыканты были весьма обеспокоены качеством материала, но когда Ино приехал в Берлин, они были удивлены, узнав, что ему понравилась большая его часть[6]. Однако, как вспоминает Боно, Ино сказал: «Там только одна песня, которую я действительно презираю, и это „One“»[6]. Ино чувствовал, что им необходимо разобрать песню[6].
В 1991 году группа вернулась в Дублин для записи в особняке «Elsinore» на берегу Долки[10]. U2 продолжали работу над песней там, добавляя различные наложения записей, но не найдя соединения, они были удовлетворены[6]. Эдж считал, что у них есть фундамент для песни, но он нуждается в «переднем плане»[6]. Ино вступился, объясняя группе, что «One» был одним из треков сессий, в котором «песня пошла бы, независимо от того, нравится ли тебе эта песня или уже нет», и что трек «исчез под слоями наложений»[9]. Он создал свой собственный микс, который дал группе более полное представление о том, им понравилось[6]. Ино хотел, чтобы группа избавилась от элементов меланхолии в песне, и убедил их убрать акустическую гитару из трека[1]. Он также объединился с Лануа и Эджем, что «подорвать „слишком красивое“ чувство», и именно поэтому они добавили «плачущую гитарную партию, у которой была агрессии к ним»[1].
Марк «Флад» Эллис, сессионный звукорежиссёр, был неубежден миксом, сказав, что он «был ворчаще-сомневающийся. Я всегда чувствовал, что это было немного прямолинейно, пока мы не сделали окончательный микс»[6]. Финальный микс был завершен в Windmill Lane Studios в сентябре 1991 года в последнюю ночь записи сессий альбома[6][10], когда были сделаны последние дополнения. Боно не понравилась вокальная партия, и он провел большую часть дня, записывая вокал повторно[6]. Позже, когда микс был только завершен производственной командой, Эдж придумал гитарную партию, которую он хотел добавить к концу песни к строчке «Love is a temple»[6][10]. После убеждения производственной команды вставить дополнение Эдж сыграл партию один раз, и через 10 минут она была помещена в песню.
«One» — рок-баллада в размере 4/4, в темпе 91 удар в минуту. Гармония песни состоит из последовательности аккордов Am–Dsus2–Fmaj7–G[11].
Боно описал тему песни так: «Это песня об объединении, но это не старая идя хиппи „Давайте жить вместе“. Это, фактичеси, наоборот. Это значит, мы одни, но не одинаковы. Это не значит, что мы даже хотим прожить, но мы должны быть вместе в этом мире, если хотим выжить. Это напоминание о том, что у нас нет выбора»[12]. Эдж описал это однажны, как «горький, скрученный, резкий разговор между двумя людьми, которые прошли через неприяные, тяжелые вещи»[1]. В другой раз он сказал, что строка «we get to carry each other» придает «изящности» песне и что фраза «get to» (вместо «got to») важна, так как предполагается, что помощь другу — привилегия и большая честь, но не обязанность[1]. Большое количество людей рассказало группе, что эта песня играла у них на свадьбах, на что Боно отвечал: «Вы с ума сошли! Это песня о расставании!»[1]. Существовало предположение, что эта песня о разговоре отца и его вич-инфицированного сына-гомосексуалиста, основанное на связи песни с художником-гомосексуалистом Дэвидом Войнаровичем, который умер от СПИДа[6].
«One» был выпущен в качестве третьего сингла из альбома в марте 1992 года. Сингл был благотворительным, все доходы, полученные от продаж, направлялись в фонд помощи больным СПИДом.
Обложка сингла — фотография Дэвида Войнаровича. На фотографии запечатлены падающие с обрыва бизоны, за которыми гонятся индейские охотники. Надпись на обложке пояснят, что Войнарович «отождествляет себя с бизоном, которого столкнули в неизвестность, которой мы не можем управлять или даже понять»<>.
Сингл занял 7 место в UK Singles Chart, 10 место в US Billboard Hot 100 и первые места в US Album Rock Tracks[13] и Alternative Songs[14].
Для «One» было снято три клипа. Первое видео, режиссёром которого стал Антон Корбейн, было снято в Берлине. Оно показывает участников группы, играющих в Hansa Studios, кадры с Trabant (автомобиль Восточной Германии, который полюбился музыкантам как символ новой Европы) и кадры, где U2 выглядели, как женщины — были одеты в женскую одежду и обувь, накрашены, также Эдж появлялся в женском парике. Боно объяснил, что идея с переодеваниями «была основанна на идее о том, что если U2 не может сделать это, мы должны сделать это!», и это было сделано на опыте группы переодеваться для Карнавала в Санта Крус де Тенерифе[15]. Однако, группа убрала из эфира видео, опасаясь, что статус сингла, доходы от которого шли на помощь больным СПИДом, приведет к поискам критиками интерпретаций, связанных со СПИДом. Эдж сказал: «Мы не хотели быть вовлеченными в откладывание проблемы СПИДа в сферу сексуальности. Это не стоило риска людей, предполагающих, что мы что-то говорили о СПИДе с помощью переодеваний, это было совсем не то, что мы хотели высказать»[16].
Режиссёром второго видео стал Марк Пеллингтон. Это было изображение двух цветущих подсолнухов, название песни на многих языках (в том числе и на русском) и замедленная съемка бегущих бизонов, постепенно приходящая к фотографии Войнаровича, которая стала обложкой снгла «One». Как и в случае первого видео, группа не была удовлетворена впечатлением, которое производил клип[17].
Третье видео было снято в попытке обратиться к более широкой аудитории. Оно было снято режиссёром Rattle and Hum Филом Джоуноу в 1992 году в манхеттенском ночном клубе Nell’s[17][18]. В видео съемки Боно, сидящего за столом, курящего сигару и пьющего вино, сменяется кадрами выступлением группы на концерте[18]. В то время, пока проходили съемки Боно, остальные участники группы в подвале на вечеринке вместе с моделями и трансвеститами ожидали, пока начнутся их съемки. Однако, съемки так и начались, и к трем утра они поняли, что видео будет сосредоточено на Боно[19].
После выхода Achtung Baby критики высоко оценили «One». В обзоре альбома Entertainment Weekly назвал песню «сильной и беспрецедентно эмоциональной» и выразил мнение, что «экстравагантный стиль и дикие эмоции […] делают песню одним из самых драматических моментов Боно в записи»[20]. Rolling Stone в своем обзоре назвал песню «сияющей балладой», отметив, что «немного групп способно выстроить такую возвышенную силу, но это только один из многих моментов на Achtung Baby, напоминающих нам, почему эти парни, прежде чем стать объектом циничных шуток, были героями рок-н-рола, каковыми они являются и сейчас»[21]. Найэл Стоукс из Hot Press опубликовал восторженный обзор песни, назвав ее одним из треков альбома, «чье могущество бросает вызов двусмысленности». Стоукс сказал, что песня в первый раз, и во все последующие «кажется трансцендентной, великолепным синтезом элементов, слов и музыки, ритма, инструментальной аранжировки и интонации, создающим то, что говорит на языке за пределами логики, категорическом языке эмоциональной правды». По его словам, мелодия напоминала Led Zeppelin, вокал вызывал воспоминания об Эле Грине и The Rolling Stones и их «Sympathy for the Devil». Стоукс не смог выделить чего-то, что сделало песню настолько «совершенно вдохновляющей», но сказал, что это была «душа музыки, позволяющая избежать очевидных клише жанра и порезов на сердце»[22].
Q назвал исполнение Боно песни «более тихим моментом», который «никогда не был настолько убедительно нежен»[23]. Газета Chicago Tribune написала, что песня «строится с неприступным величием баллады Роя Орбисона» и что строка «We’re one / But we’re not the same» одна из «самых мощных проницательных вещей о противоречии брака»[24]. Orlando Sentinel назвала трек «несчастным» и сравнила его с музыкой The Rolling Stones[25]. Los Angeles Times назвала трек «разочаровывающим» среди ярких моментов альбома[26]. Allmusic написала, что песня была «среди лучших записей U2», и похвалила ее «лирическую простоту, душераздирающее вокальное исполнение, а также всплывающую в памяти музыку». Allmusic назвали игру Эджа «необычно теплой и проникновенной»[27]. В 1992 году по результатам опроса Pazz & Jop, проводимого газетой The Village Voice, «One» поместили на 8 место в списке «Best Single»[28].
В 1992 году Эксл Роуз в интервью журналу RIP сказал, что «One» — одна из самых величайших песен, когда-либо написанных, и он плакал, когда впервые услышал её.
«„One“ […], конечно, песня о разрыве. Но она также во многом об обязанности остаться вместе, о поиске своего рода связи во время войны, разделении, чуме, нищите и культурных различиях. О слишком сильной вере в идею хиппи глобальной исключительности, но большом количестве сторонников, чтобы опровергнуть ее».
—— Blender
|
«One» часто появлялся в рейтингах лучших песен. В 2010 году Rolling Stone поместил песню на 36 место в списке «500 величайших песен всех времён», тем самым сделав «One» песней U2, стоящей на самом высоком месте в этом рейтинге[29]. В 2003 году специальный выпуск издания Q под названием «1001 Best Songs Ever» назвал «One» величайшей песней всех времён[30]. VH1 поставил песню на второе место в списке «Greatest Songs of the 90s»[31], в 2006 году зрители VH1 определили песню, как имеющую лучшую строчку в Великобритании: «One life, with each other, sisters, brothers»[32]. В 2005 году Blender поставил песню на 4 место в списке «The 500 Greatest Songs Since You Were Born»[4]. В следующем году читатели Q проголосовали за «One», признав ее пятой в списке лучших в истории[33]. Впоследствии появилась в справочнике 1001 Songs: The Great Songs of All Time and the Artists, Stories, and Secrets как одна из семи песен U2[34].
«One» была перепета многими исполнителями, такими, как Дэмьен Райс, Джонни Кэш, Адам Ламберт, Howie Day, Джо Кокер, R.E.M., Gregorian, Pearl Jam, Ванесса Паради. После того, как в 2005 году U2 пригласили на концерт в Нью-Йорке Мэри Джей Блайдж, она исполнила «One» и получила признание. Студийную запись с Блайдж сделали позже, она исполняла основную вокальную партию, Боно исполнял дополнительную вокальную партию, и группа исполняла инструментальные партии. Запись вошла в состав мультиплатинового альбома The Breakthrough, выпущенного в 2005 году. В качестве сингла запись вышла 3 апреля 2006 года. В мае Блайдж исполнила песню в финале American Idol с финалистом Эллиотом Ямином, опередив релиз на американском радио. Песня была использована телеканалом Fox в качестве саундтрека к Мировой серии 2006. По состоянию на 31 декабря 2006 года, «One» был объявлен BBC Radio 1 тридцать пятым, среди самых продаваемых синглов 2006 года в Великобритании[35]. В декабре 2006 года песня была номинирована на «Грэмми» за «Лучшее совместное вокальное поп-исполнение».
«One» впервые была исполнена 27 февраля 1992 года в Лэйкленде (штат Флорида) на концерте Zoo TV Tour[36] и с тех ор исполялась на каждом концерте U2[37]. Выступления Zoo TV сопровождались кадрами из второго клипа, на экранах показывались падающие бизоны, в конце появлялась фотография с обложки сингла «One»[38].
Еще более эмоциональное значение песня приобрела на шоу в Мехико в 1997 году в рамках Popmart Tour, показанном в PopMart: Live from Mexico City. Полное слёз исполнение было посвящено Майклу Хатченсу из INXS. До второго этапа U2 360° Tour песня исполнялась в тональности ля ♭ минор, тогда как официальная версия звучала на полутон выше. На протяжении истории Боно часто исполнял песню с дополнительными стихами, известными как «Hear Us Coming», текст которых изменён: «You hear us coming Lord? / You hear us call? / You hear us knocking, knocking at Your door? / You hear us coming, Lord? / You hear us call? / You hear us scratching, will You make me crawl?». Это было характерной особенностью Zoo TV Tour, PopMart Tour и Elevation Tour, но в Vertigo Tour такое исполнение встречалось реже. Эти стихи снова появились в U2 360° Tour в 2009 году, и хотя это не было особенность открытых ночей, Боно исполнял стихи достаточно часто.
«One» звучит во многих концертных фильмах: Zoo TV: Live from Sydney, U2 Go Home: Live from Slane Castle, Vertigo 2005: Live from Chicago, U2 3D и U2 360° at the Rose Bowl.
Год | Фильм | Примечания |
---|---|---|
1992 | Мелроуз Плейс | Эпизод «Dreams Come True» |
1993 | Эпизод «Peanut Butter and Jealousy» | |
1993 | Бивис и Баттхед | Эпизод «Baby Makes Uh, Three» |
2000 | Семьянин |
№ | Название | Слова | Музыка | Продюсер | Длительность |
---|---|---|---|---|---|
1. | «One» | Боно | U2 | Даниэль Лануа Брайан Ино |
4:36 |
2. | «Lady with the Spinning Head (UV1)» | Боно | U2 | Пол Барретт | 3:54 |
3. | «Satellite of Love» | Лу Рид | Рид | Эдж и Барретт | 4:00 |
4. | «Night and Day» (Steel String remix) | Коул Портер | Портер | Эдж и Барретт | 7:00 |
|
|
|
|
One (песня U2).