11-07-2023
The Fame Monster | |||||
EP Леди Гага | |||||
---|---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
18 ноября 2009 |
||||
Записан |
2009 |
||||
Жанр | |||||
Длительность |
34:15 |
||||
Продюсеры |
Леди Гага, Darkchild, Фернандо Гарибэй, RedOne, Рон Фэр, Space Cowboy, Тедди Райли |
||||
Лейблы |
Streamline, Kon Live, Cherrytree, Interscope |
||||
Хронология Леди Гага | |||||
|
|||||
Хронология EP Леди Гага | |||||
|
|||||
Альтернативная обложка | |||||
Обложка альтернативного издания альбома
|
|||||
Синглы из The Fame Monster | |||||
|
The Fame Monster (рус. Монстр Славы) — третий мини-альбом (EP) американской исполнительницы Леди Гаги[1][2][3][4][5], выпущенный 18 ноября 2009 года. Изначально планировалось, что это будет переиздание дебютного альбома The Fame, куда должны были бы войти восемь новых композиций. Но впоследствии певицей было принято решение о том, что эти песни будут выпущены самостоятельным изданием. 15 декабря стало доступно издание Super Deluxe Fame Monster, содержащее сразу оба альбома.
Альбом посвящён тёмной стороне славы, которую Гага испытала во время своего первого мирового тура, и которая выражена метафорой monster (монстр)[6]. Связь с дебютным альбомом проходит через концепцию инь и ян. Оформлением альбома занимался французский дизайнер Эди Слиман (фр. Hedi Slimane), придавший певице готический образ на фотосессии, а сами композиции вдохновлены сочетаниями готической музыкой с модными дефиле, реализованными в поп направлении. Большинство отзывов критиков были либо смешанными, либо положительными, но практически все отдали своё предпочтение композициям «Bad Romance», «Telephone» и «Dance in the Dark».
После выпуска альбома в ряде европейских стран его еженедельные продажи стали суммироваться с продажами альбома The Fame, в то время как в чартах Америки, Канады и Японии можно встретить оба альбома. The Fame Monster достиг первого места в большинстве крупных стран, как и первый сингл «Bad Romance». Песня возглавила хит-листы Британии и Канады, и второй позиции в Billboard Hot 100. Тур в поддержку альбома, — The Monster Ball — стартовавший 27 ноября в Канаде, продлился до мая 2011 года. В 2011 году альбом был номинирован на премию «Грэмми» сразу в двух категориях — «Альбом года» и «Лучший вокальный поп-альбом» — и победил в последней.
Содержание |
В Северной Америке и Великобритании The Fame Monster был выпущен как восьмитрековый альбом 23 ноября 2009 года. Между тем, официальный сайт Гаги подтвердил выход делюкс-версии, которая будет включать первый альбом певицы The Fame как бонус-диск. Первоначально было запланированно выпустить делюкс-версию, однако, Гага посчитала это неправильным и было решено выпустить альбом отдельным диском[7]. Во время совместного с Dr. Dre выпуска её также названных наушников, Гага сказала о переиздании:
|
Относительно названия The Fame Monster Гага сказала, что это было лишь совпадением, что оно похоже на название наушников, которые она смоделировала. Она к тому времени, в марте, уже написала песню «Monster», до того, как у неё была встреча с Dr. Dre и Нилом Ли, президентом компании Monster Cable Products, для того, чтобы обсудить будущее сотрудничество[6]. Позже Гага объяснила, что тогда она сходила с ума по фильмам с монстрами и заявила, что: «Это было похоже на то, что меня захватило изучение звёздности и тех способов, которыми слава становиться монстром в обществе. И это то, о чём мой новый альбом, и это прекрасный шаг вперёд»[6]. Первым синглом из нового альбома был выпущен «Bad Romance»[8]. Позже Гага сообщила, что переиздание будет содержать восемь новых песен, плюс её дебютный альбом полностью[9]. The Fame Monster написан о той стороне славы, с которой Гага столкнулась в 2008—2009 годах. Она объяснила, что:
|
Среди других песен Гага выделила балладу «Speechless», которую она посвятила своему отцу. Она также отметила, что новые песни не затрагивают темы денег и славы, а скорее что-то среднее между ними и были написаны для её фанатов[9]. Гага сравнила настроение альбомов «The Fame» и «The Fame Monster», как противоположные и назвала их соответствующими инь и ян. По её утверждениям она чувствовала раздвоение личности во время создания альбома. В интервью каналу MTV она говорила: «Я готова к будущему, но я жалею о прошлом […] И это действительно важный обряд для движения — необходимо всё отпустить. Вы должны всё оплакать так, как будто оно умерло и после вы сможете двигаться дальше, примерно об этом и альбом»[10].
"Знаете, мой отец пятнадцать лет страдал пороком сердца. У него были проблемы с кровообращением, и долгое время его тело перекачивало только треть необходимой крови при каждом ударе его сердца. И после он решил, что не будет делать хирургическую операцию, и сказал моей матери и мне, что он решил, пусть всё идёт, как идёт. <…> И я была в турне и не могла уехать, поэтому я пошла в студию и написала эту песню «Speechless». <…> Мой отец позвонил мне после того, как выпил немного алкоголя и я не знала, что сказать. Я онемела и я просто боялась, что потеряю его и не смогу быть там. <…> Я написала эту песню, как просьбу к нему."[11]
По мнению обозревателя газеты The Independent, первая песня альбома — «Bad Romance» — задаёт тон всему альбому, чья доминантная атмосфера и эстетика, от монохромной обложки до использования эмблемы меча в оформлении, — полностью готична. Слова «I want your ugly; I want your disease…» в «Bad Romance» отсылают к произведениям Boney M., и он музыкально напоминает пятый студийный альбом Black Celebration группы Depeche Mode[12][13]. Лирика содержит зомби-метафоры в песне «Monster» («Он съел моё сердце…»), «казачью» музыку в «Teeth» («Попробуй кусок моего мяса плохой девочки…») и «Dance in the Dark» («Силикон, солончак, яд, введён в меня…»). Последующая лирика также обращается к знаменитым людям, которые погибли трагической смертью: Мэрилин Монро, Джуди Гарленд, Сильвия Плат, принцесса Диана, Либераче и Джон-Беннет Рэмсей[12][3]. «Monster» музыкально состоит из пилозвучащих синтезаторов и инструментовки из жёстких ударных[14]. «Speechless» — это вохновлённая роком 1970-х баллада, затрагивающая тему жестокости в отношениях с лирикой: «I can’t believe how you slurred at me with your half-wired broken jaw» (рус. Я не могу поверить, ты ударил меня, с твоей полузашитой, сломанной челюстью). Песня состоит из вокальных гармоний и гитарных рифоф, которые, по мнению электронного журнала PopMatters, сопоставимы с работами Фредди Меркьюри и Queen[14]. Песня записана только с живым инструментами: ударные, гитары, бас. Гага записала партию фортепиано. Песня была спродюсирована Роном Фэйр[15].
Пятый трек альбома, песня «Dance in the Dark», описывает девушку, которая чувствует себя некомфортоно занимаясь сексом. Говоря о песне, Гага сказала: «Она не хочет, чтобы её мужчина видел её голой. Она будет свободной и она выпустит своего внутреннего зверя наружу, но только когда погаснут огни»[16]. В «So Happy I Could Die» Гага представляет оду сексуальным чувствам и действиям, где она поёт «I love that lavender blonde/ The way she moves the way she walks/ I touch myself, can’t get enough» (рус. «Я люблю ту лавандовую блондинку/ То как она двигается, то как она ходит/ Я трогаю себя, но не могу полностью насладиться»). По существу, это песней о любви, но объектом любви в данном случае оказывается сама Гага, в то время как она говорит с собой, смотрит на себя, выпивает танцует и мастурбирует. Голос Гаги в песне кажется очень спокойным[12][3]. В песне также используется auto-tune[13]. «Alejandro» включает элементы музыки групп ABBA и Ace of Base, с лирикой, говорящей о том, что Гага отвергает гарем латиноамериканских мужчин. «Telephone» говорит о том, что певица предпочитает танцевать больше, чем отвечать на звонки своего парня[17]. Последняя песня «Teeth» содержит в себе элементы госпела, а лирика написана в садо-мазо стиле[3].
Первоначально альбом должен был стать просто переизданием дебютного альбома Гаги The Fame в двухдисковом бокс-сете. Однако, в интервью MTV 12 ноября 2009 года, Гага сказала, что альбом выйдет на одном диске, как самостоятельная творческая работа. Гага также объявила о версиях альбома The Fame Monster Deluxe Edition и Super Deluxe Fame Monster Pack, которые были изданы 15 декабря 2009 года. Второй из двух должен был содержать эксклюзивные продукты, изготовленные креативной командой Гаги Haus of Gaga, и даже локон волос исполнительницы[1]. Гага объяснила эти решения так:
В середине работы над The Fame Monster, ко мне неожиданно пришло откровение, что это по сути мой второй альбом […] Я не могла не добавить, ни убрать ни одной песни с этого EP. Альбом оказался полностью законченной, концептуальной и сильной, крепко стоящей на ногах пластинкой, которой не нужен The Fame. Для тех, у кого нет моего дебютного альбома, мы выпустили серию коллекционных двойных дисков, включающих оба альбома, и специальные арт-продукты, созданные Haus of Gaga совместно с нашим руководителем Эди Слиманом[1].
3 мая 2010 года, The Fame Monster был издан на USB Drive как The Fame Monster Limited Edition. В альбом вошла изменённая версия альбома The Fame Monster, а также 9 ремиксов, 8 музыкальных видео Гаги, цифровой буклет, обложки синглов и фото-галерея исполнительницы[18].
Две обложки для альбома были сняты дизайнером и фотографом Хейди Слимэн. Первая изображение показывает Гагу с белыми волосами, одетую в чёрный жакет. Второе изображение показывет Гагу с чёрными волосами и потёкшей тушью[19]. Объясняя концепцию обложки, Гага говорила, что когда она села и стала придумывать общую концепцию альбома, ей захотелось сделать обложку в темнейшем и острейшем ключе, чем всё созданное ей ранее[10]. Однако, её лейбл посчитал представленную работу слишком сложной и готичной, назвав её не попсовой. Гага заявила в ответ, что:
Вы понятия не имеете, что такое поп, потому что каждый говорил мне, что я не была попсовой в прошлом году, ну и что из того, уж я то знаю, что такое поп. […] Это забавно, потому что я думала и думала и думала над этим, и, в конечном итоге, остановилась на двух обложках, потому что хотела через них представить инь и ян концепцию моего альбома […] Мне не хочеться создавать гламурные фото, где я буду похожа на всех этих блондинок. Я хочу чтобы мои фанаты увидели эти фото и сказали: «Я понимаю, что она чувствует»[20].
В России диск дебютировал в чарте «Pоссия Top 25» 1 декабря 2009 года на 7 позиции (как и в большинстве стран продажи были суммированны с продажами альбома The Fame) и сразу же получил статус трёхкратного золотого диска с общим тиражом двух альбомов более 30 тысяч копий[21]. Во вторую неделю продажи диска упали до 11-й позиции[22]. В третью неделю альбом достиг 6 позиции[23]. В четвёртую неделю альбом достиг 5-й позиции (наивысшая точка для «The Fame») и был признан дважды платиновым, с суммарным проданным тиражом более 40 тысяч копий[24]. Далее по неделям альбом занимал: 5-ю позицию (5-я неделя)[25], 4-ю позицию (6 неделя)[26], пока не достиг своего пика (3 позиция) в седьмую и восьмую недели продаж[27][28]. В марте 2010 года альбом, достигший тиража продаж более 60 тысяч копий, получил трёхкратный платиновый статус[29]. 16 июня 2010 альбом достиг четырежды платинового статуса в России — впервые после того, как такого же статуса достиг альбом Мадонны Hard Candy, выпущенный в 2008 году[30]. Общий тираж альбома составил более 80 тысяч копий.
В общей сложности альбом провёл в российском чарте 66 недель, став четырежды платиновым, но максимальным достижением для него была лишь третья позиция[31].
В США отдельный диск The Fame Monster занял пятую позицию с объёмом продаж в 174 000 экземпляров, в то время как двойной диск делюкс-издания, включая альбом The Fame, занял шестую позицию с объёмом продаж 151 000[32]. Альбом также возглавил Top Digital Albums с продажами в 65 000 загрузок. Семь из восьми песен с альбома также попали в Hot Digital Songs[33]. Альбом также возглавил Dance/Electronic Albums, заменив первоначальную версию The Fame[34]. В Канаде альбом дебютировал и достиг шестой позиции в Canadian Albums Chart[35].
№ | Название | Автор | Продюсер(ы) | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Bad Romance» | RedOne, Леди Гага | RedOne | 4:55 |
2. | «Alejandro» | RedOne, Леди Гага | RedOne | 4:34 |
3. | «Monster» | RedOne, Леди Гага, Space Cowboy | RedOne | 4:09 |
4. | «Speechless» | Леди Гага | Рон Фэр | 4:31 |
5. | «Dance in the Dark» | Леди Гага, Фернандо Гарибэй | Гарибэй | 4:49 |
6. | «Telephone» (при участии Бейонсе) | Леди Гага, Родни Джеркинс, Лашон Дэниелс, Лэзонэйт Франклин, Бейонсе | Джеркинс | 3:41 |
7. | «So Happy I Could Die» | Леди Гага, RedOne, Space Cowboy | RedOne, Леди Гага, Space Cowboy | 3:55 |
8. | «Teeth» | Леди Гага, Таджа Райли | Тедди Райли | 3:41 |
North America iTunes Store bonus track | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Продюсер(ы) | Длительность | |||||
9. | «Bad Romance» (Starsmith Remix) | RedOne, Леди Гага | Starsmith | 4:56 |
USB edition bonus tracks | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Продюсер(ы) | Длительность | |||||
9. | «Bad Romance» (Starsmith Remix) | RedOne, Леди Гага | Starsmith | 4:56 | |||||
10. | «Telephone» (Passion Pit Remix) (при участии Бейонсе)) | Леди Гага, Джеркинс, Дэниелс, Франклин, Бейонсе | Passion Pit | 5:13 | |||||
11. | «Paparazzi» (Demolition Crew Remix) (radio edit)) | Леди Гага, Роб Фьюсари | Demolition Crew | 3:54 | |||||
12. | «Just Dance» (Deewaan Remix) (при участии Ashking, Wedis, Lush и Young Thoro)) | Леди Гага, RedOne, Aliaune Thiam | Deewaan | 4:17 | |||||
13. | «LoveGame» (Robots to Mars Remix) | Леди Гага, RedOne | Robots to Mars | 3:14 | |||||
14. | «Eh, Eh (Nothing Else I Can Say)» (Frankmusik Remix) | Леди Гага, Мартин Киршенбаум | Фрэнкмьюзик | 3:48 | |||||
15. | «Poker Face» (live at The Cherrytree House) (piano & voice version)) | Леди Гага, RedOne | Киршенбаум | 3:38 | |||||
16. | «Bad Romance» (Grum Remix) | RedOne, Леди Гага | Grum | 4:51 | |||||
17. | «Telephone» (Alphabeat Remix) (при участии Бейонсе)) | Леди Гага, Джеркинс, Дэниелс, Франклин, Бейонсе | Alphabeat | 5:13 |
Video EP[36] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Director | Длительность | ||||||
1. | «Just Dance» | Melina Matsoukas | 4:06 | ||||||
2. | «Poker Face» | Ray Kay | 3:40 | ||||||
3. | «Paparazzi» (Full Length Master With Strobing, With Text) | Jonas Åkerlund | 7:43 | ||||||
4. | «LoveGame» | Joseph Kahn | 3:43 | ||||||
5. | «Eh, Eh (Nothing Else I Can Say)» | Joseph Kahn | 3:03 | ||||||
6. | «Bad Romance» | Francis Lawrence | 5:14 | ||||||
7. | «Telephone» (Explicit Version) (featuring Beyoncé) | Jonas Åkerlund | 9:27 | ||||||
35:79 |
Леди Гага | |
---|---|
Дискография • Награды | |
Студийные | The Fame • Born This Way • Artpop |
Мини-альбомы |
The Cherrytree Sessions • Hitmixes • The Fame Monster • A Very Gaga Holiday |
Сборники | |
Видеорелизы |
Lady Gaga Presents the Monster Ball Tour: At Madison Square Garden |
Телевидение |
«The Last Days of Disco Stick» • «Theatricality» • «Born This Way» • «Lisa Goes Gaga» |
Туры | |
Книги | |
Другое | |
Леди Гага |
The Fame Monster.