Lt304888.ru

Туристические услуги

Агинский дацан

16-06-2023

Агинский дацан
Тип

местная религиозная организация буддистов

Год основания

1811 год

Расположение

 Российская Федерация: пгт.Агинское, Забайкальский край

Сайт

http://datsan.aginskhost.ru

Агинский дацан "Дэчен Лхундблинг". В переводе с тиб.яз. — "Обитель спонтанной реализации великого блаженства".

Содержание

История возникновения

В 1811 году агинские буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана. Перед выбором подходящего места, Мархаеву приснился сон, где он увидел большое количество лам, услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй, напротив горы Улиртуй и реки Аги. Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники, построившие до этого Согчен-дуган в Анинском дацане, так как в это время была тенденция строительства каменных дацанов. Здание было первым каменным дуганом среди существовавших дацанов в Агинской степи.

После окончания строительства в 1816 году агинские буряты приглашают на «рамнай» - освящение дугана Ринчин ламу, шэрээтэ Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», ныне Джидинского района р. Бурятия. Ринчин лама освящает дацан и дает ему название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», только поменяв местами словосочетание, в итоге: «Дэчен Лхундублинг». И так как в Дырестуйском дацане гением-хранителем является могущественный сахюсан Жамсаран, то и в Агинском дацане его гением-хранителем становится именно Жамсаран.

Хотя официально датой начала строительства Агинского дацана считается 1811 г., когда был заложен первый камень в его основание, но в войлочных юртах он был основан уже в начале XIX века. Появление лам в агинской степи относится к концу XVIII века, когда из Ана-дацана (Анинский дацан, основан в 1775-1795 г.г.) представители из восьми хоринских родов откочевали в долины рек Ингода, Онон, Ага, Онон-борзи, Газимур, Шилка и Аргунь. В документе 1875 года ”Распределение приходов 34 дацанов Восточной Сибири” расписаны границы Агинского дацана»: с севера - по течению реки Ингода, доходит до г. Читы, оттуда на север мимо Кенонского озера по реке Угдан доходит до Яблоневого хребта; с запада - по вершинам трех Долдургинских Сооктуев прямо к северу реки Ингода, против устья реки Танга...”

Архитектура первого здания Агинского дацана, выстроенного в 1811-1816 годах с помощью русских плотников, отличалась несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Во второй половине XIX века в бурятских улусах возникло свое строительное ремесло. Среди бурятских мастеров славились плотники, столяры, резчики, маляры, художники росписи по дереву. И все-таки храмов строго тибетского образца не было, а были отдельные элементы тибетских, китайских и русских конструкций, которые сочетались в разных вариантах. Их восточный облик создавался декоративной имитацией особенностей конструкции крыши, карнизов, фриза.

В середине прошлого века началась переписка о строительстве нового здания, первоначальная постройка которого предполагалась в 1865 году. Так в «особом докладе» от 24 декабря за № 118 сообщалось Военному губернатору Забайкальской области о совершенной ветхости дацана, но доклад остался без внимания. 29 августа 1874 г. шэрээтэ повторил ходатайство заново, и только 14 декабря 1874 г., после освидетельствования здания читинским окружным исправником, подтверждающего доклад шэрээтэ Пушигеева, ламы составили новое ходатайство о разрешении строительства нового здания.

Шестого июля следующего года прихожане Агинского дацана на общем собрании составили подробные сметы, план, приговор о том, что:

  1. дацан будет строится на хранящуюся при дацане сумму 7938 руб., для образования которой никакого сбора не производили, а составилась она постепенным накоплением определенной части из ежегодных доходов дацана, согласно § 56 Положения о ламайском духовенстве;
  2. что построение нового дацана агинцам действительно необходимо;
  3. что предполагаемый дацан будет иметь три этажа, из которых два нижних этажа, как и в старом дацане, будут каменные, а третий -деревянный. Нижний этаж будет длиною 14 саженей, а шириною 12 саженей по наружности;
  4. на сооружение нового дацана сверх имеющей при дацане суммы 7938 руб., набралась еще сумма 8062 рубля добровольных пожертвований.

В заключение сход прихожан обратился с просьбой, чтобы высшее начальство командировало в Агу архитектора для проектирования плана предполагаемой постройки дацана. Командированный архитектор, обещавший составить смету и план в течение 5 недель, выполнил заказ лишь через полтора года.

Не дождавшись официального разрешения на постройку, агинчане тем не менее приступили к заготовке стройматериалов, на что получили разрешение Забайкальского губернатора с оговоркой, что ответственность за убытки ложится на прихожан сего дацана. Переписка с разными инстанциями продолжалась нескольких лет, 4 июля 1878 г. под № 2161, за подписью статс-секретаря Макова было уведомлено, что со стороны Министерства не встречается препятствий к постройке вместо ветхого, нового, каменного, Агинского дацана. Извещая Агинскую Степную думу о получении разрешения, Военный губернатор области уведомил, что составленный план оказался не утвержденным надлежащей подписью, поэтому препровожден обратно в IV отделение Главного управления Восточной Сибири. В результате чего, агинчанам пришлось дожидаться плана до ноября 1878 г., к постройке они смогли приступить только весной 1879 г..

Решение о возведении сокчен-дацана было принято в 1881 г. по инициативе тайши Жалсарая Зориктуева, шэрээтэ Ёнзон-ламы (Д.-Ж. Данжинова), заседателя Тарбы Моодоева, цугольских лам Шойбона и Цэрэнжаба, заседателя Очирова Дары. Для сбора пожертвований были посланы ламы по разным [[дацан|дацанам] хоринских и кижингинских бурят, сбор от двух дацанов составил 1300 баран, 624 головы крупного рогатого скота, 70 лошадей, 3000 рублей, шесть пудов серебра и пр. Из селенгинского Оронгоя пригласили мастера Цэжэва, который прибыл осенью 1881 г. с десятью подмастерьями, оговорив сумму за работу в 18000 рублей.

Это время характерно массовым строительством и реконструкцией главных храмов на всей территории Забайкалья. С 1853 по 1910 гг. в 24 бурятских дацанах были перестроены, расширены и переоборудованы все главные храмы и второстепенные сумэ. В Агинском дацане в течение 25 лет беспрерывно велись крупные постройки одна за другой. С 1875 по 1886 гг. строился новый каменный дацан. В декабре 1885 г. дацаном был собран новый сход с привлечением прихожан, которым сообщили, что для завершения строительства им необходимо позаимствовать из «вне отчетных» денег дацана в виде займа по меньшей мере 2000 руб., так как за последние годы увеличилась стоимость стройматериалов и цены на провианты. Деньги были выделены, и основное строительство закончилось в том же году. Но для окончательного устройства сокчен-дацана потребовался еще год. Дацан выделил из своей казны 2111 руб. 31 коп., и 600 руб. были собраны прихожанами. Указанная сумма необходима была для приобретения позолоченных буддийских символических фигур (ганжира, 2-х жалсанов и 2-х зэндэмэни), 80-ти позолоченных перекрещенных ваджр для фасадной части, 16 позолоченных зеркал (толи), которым украшался фриз здания, 8-ми «угулза» (мифических драконовых голов), которыми должны были оканчиваться концы кровли по 4 углам крыши 2-х нижних этажей здания, требовалось еще 4 дулэ - особые формы по углам 3 этажа, наконец, нужно было 2 Намчжу-вандана (особое изображение древнесанскритскими буквами шестисложной формулы - «ом-мани-бад-мэ-хум»). Кроме этого на навес портика необходимо было поставить известную формулу, изображающую восьмирадиусное колесо, с двумя коленопреклонными перед ними газелями (боди-гуроhон).

Летом 1886 г. строительство было окончательно завершено. Освящен дацан осенью 1887 г. Ёнзон-ламой без праздничных увеселений. Ценность «внутренней утвари, бурханов и книг» на 1 января 1887 г. по отчету, определялась в 19606 руб. 18 коп.. Позднее в Сибирской энциклопедии указывалось, что оборудование Агинского дацана стоило свыше 1 млн. золотых руб. В 1897 г., судя по архивным источникам, в дацане был произведен ремонт железной крыши. В 1915 г. обновлялись угловые и деревянные украшения, а на следующий 1916 г. ламы и прихожане сделали добровольное пожертвование в 7000 руб., на ремонт дацана и постройку ограды вокруг него.

Шэрээтэ ламы (настоятели) (в скобках время на посту шэрээтэ)

1 Лама Ригден Пагбаев (1816-1819 г.),
2 в 1819 г. его сменил Сультим Мункуев, он, не пробыв в этой должности и года, умер,
3 Галсан-Нима Раднаев (1820-1821 г.)(из рода харгана),
4 Жамьян-Зундуй (1821-1858 г.),
5 Галсан-Жимба Тугултуров (c 1858 г. по 1873 г.),
6 Галсан-Чойнпэл Пушигеев (1873-1878 г.),
7 Лубсан-Доржи Данжинов (с 1878 по 1901 гг.),
8 Галсан-Чойдаг Сундаров (с 1901 по 1912 гг.),
9 Данби-Жалсан Жамсаранов (с 1912 по 1924 гг.),
10 Дарижаб Норбоев (с 1924 по 1932).

В послереволюционное время активно проводилась работа против ламаистского духовенства. Аресты в Агинском дацане начались в 30-м году, и к концу 1937 года в нем осталось 32 ламы. В январе 1938 года их увезли в Читу, где в скором времени расстреляли. Дацан официально был закрыт, но в нем оставались огромные ценности не только религиозного, но и общекультурного и художественного значения. В 1940 году в дацане была временно размещена воинская часть. Начало послевоенной деятельности дацана относится к февралю 1947 года, а датой регистрации в Москве является 1 апреля 1946 года.

11 Жигжитов Намхай Самбу (1946-1953 г.),
12 Цыбиков Базар (1953-1956 г.) из Хоринского района Бурятии,
13 Гомбоев Жамбал Доржи (1956-1963 г.),
14 Гончиков Галсан Жимба (1963-1973 г.), из рода "хуацай",
15 Дылыков Лундог (1973-1976 г.), из Еравнинского района Бурятии,
16 Цыгмитов Даши (1976-1980 г.),
17 Цыбиков Гомбо (1980-1987 г.), тоже из Еравнинского района,
18 Жигмитов Золто Дамрабазарович (Самбу Золто) (1987-1992 г.), которого связывают с визитом в Агинский дацан Его Святейшества Далай Ламы XIV, где он был главным инициатором его приезда.
19 Лыгдынов Жанчиб (1992-1993 г.),
20 Дондукбаев Андрей Лупсандашиевич (Цырен лама)(с 1994-2000г.), ныне Дид Хамбо лама (заместитель Главы Буддийской Традиционной Сангхи России) по Забайкальскому краю.
21 Цыбиков Бадма Дашигалсанович (с 2000 года по настоящее время), рабжамба, доктор буддийской философии, депутат окружной думы 3,4-го созывов.

История и современность

Агинский дацан к середине XIX века он стал одним из крупнейших в Забайкалье буддийских университетов. В самом названии «Чойде ченбо Дэчен Лхундублинг» подчеркивался университетский уровень монастыря. По классификации монастырей, по Б. Барайдину, Агинский дацан относится к «образовательно-школьному типу «шадда». Собственные богословские школы в бурятских дацанах возникли в середине XIX века. Наибольшей популярностью пользовались школы цаннита, называемые “чойра”. Богословская школа цаннита шойрын-дуган в Агинском дацане была открыта в 1861 году шэрээтэ (настоятелем) дацана Галсан Жимбэ Тугулдуровым. Окончившие 8 классов школы цаннита ламы получали звание гэбши, что соответствовало среднему богословскому образованию, а еще через 12 лет учебы можно было получить звание габжа, что соответствовало высшему богословскому образованию. Когда открылась школа чойра, появилось церковное требование обязательному обучению цанниту каждого ламы, без этого образовательного ценза продвижение по должностной иерархии дацанского управления стало невозможным. Затем была открыта астрологическая школа и тантрический факультет. В 1884 году была основана медицинская школа, ныне ставшая Агинской Буддийской Академией

К середине прошлого века Агинский монастырь стал одним из крупнейших в Забайкалье буддийских университетов. В 1850-60 гг. настоятелем Галсан Жимбой Тугулдуровым был основан философский факультет (цаннит дацан), для которого в 1861 г. выстроили специальный храм. В 1880 г. в монастыре открылся факультет Тантры (джуд дацан), а в 1884 г. - медицинский факультет (манба дацан), где практиковали 60 опытных эмчи лам. Порядок проведения хуралов и система обучения всем дисциплинам Агинского дацана соответствовали традиции тибетского монастыря Лавран в Амдо.

Проникновение религиозных ламаистских обычаев в повседневный быт бурятского населения создали предпосылки для появления духовной литературы. Потребности развивающегося ламаизма не могли уже полностью удовлетворяться ввозом дорогостоящей печатной продукции и культовых предметов из Тибета, Китая и Монголии. “...Приобретение буддийских богословских книг и других священных предметов могло производиться не иначе как путем выписки из-за границы... согласно новым требованиям жизни, дозволение отпечатывать у нас богослужебные буддийские книги устранило бы один из поводов к нежелательному сношению бурят с иностранным буддийским духовенством. Ходатайство Пандидо Хамбо-ламы Восточной Сибири о разрешении печатания буддийских книг и молитв при всех дацанах Восточной Сибири, Его Превосходительство не признал возможным уважить на том, во-первых, основании, что при некоторых дацанах вовсе не имеются типографские дощечки, при других же материалы для печатания книг и молитв находятся в таком ничтожном количестве, что прихожане сих дацанов поневоле должны обращаться к другим дацанам за печатанием необходимых для них молитв и книг".

Агинский дацан был широко известен именно как центр книгопечатания. Печатня дацана размещалась в отдельном двухэтажном деревянном здании, стены которого были обиты железом. На первом и втором этажах были расставлены шкафы, в них хранились 47525 ксилографических дощечек с тибетскими и монгольскими текстами. Кроме этого, имелись 592 доски с рисунками и культовыми изображениями. Опыт ксилографического книгопечатания дацанские мастера переняли у монголов и тибетцев. В начале каллиграф в зеркальном порядке наносил постранично текст на отшлифованную доску. Затем баршин (резчик) удалял поверхностный слой дерева вокруг букв текста. Вырезанное клише вычитывалось при помощи зеркала. Если обнаруживались ошибки, то текст снимали резцом, и на пустое место приклеивалась деревянная пластинка с новыми буквами. Для изготовления этих типографских матриц дацанские книгопечатники применяли либо мягкую древесину - ольху, либо твердую - березу. На ольховых дощечках гравировка шла быстрее и легче, чем на березовых, но зато березовые матрицы отличались большей прочностью. Агинский дацан имел каталог матриц на тибетском языке и два каталога книг на монгольском языке, изданных в 1862 и 1892 годах. Чтение монголо-язычной литературы не представляло особых трудностей для бурят. Светская литература в Агинском дацане не издавалась. Здесь печатали молитвенники, книги по тибетской медицине, богословские и философские трактаты. Только в Агинском дацане была издана в полном объеме монастырских школ вся учебная литература. В нем широко издавали азбуку и учебные пособия, в общей продукции дацанской печатни они занимали десять процентов.

Буддийский комплекс кроме главного храма сокчена состоял из 7 сумэ в честь богов пантеона, крупнейшими из которых были: сумэ Димчик, сумэ Амитаюса (старый сокчен-дуган), сумэ Будды грядущего Майтреи. Здесь находилась всеми почитаемая бронзовая скульптура Майдари с двумя учениками высотой в 60 локтей и сумэ Дара эхэ. На территории монастыря были три субургана, посвященные: Будде Шакьямуни, памяти пятого настоятеля дацана Тугулдурова и седьмого Данжинова. Новый соборный храм, посвященный Будде Шакьямуни, строительство которого шло с 1875 года по 1886 гг., представляет собой великолепное трехэтажное здание, украшенное с южной стороны портиком с шестью колоннами. В храм ведут три двери, украшенные ажурной резьбой. Основной объем здания, почти квадратный в плане(30,08X25,8), включает в себе главный зал молитвенных собраний, перекрытие которого поддерживают 30 расписных колонн, расположенных в пять рядов. Второй этаж занимает верхний, более скромный молитвенный зал. На третьем этаже, опоясанном галереей с колонными, размещался гонкан храма. Главный сокчен храм окружен большим сосновым парком.

Майдари сумэ и Сокчен дуган. Начало XX века


Как упоминалось ранее, 1940 году в дацане разместили воинскую часть. Возможно, именно военное начальство информировало о находящихся в нем ценностях. Так или иначе, но именно в 40-м году из Ленинграда прибыл известный востоковед Георгий Адамович Гловацкий. Он пробыл в Агинском дацане около трех месяцев и сумел все, что сохранилось, собрать, упаковать и отправить в Ленинград. Экспедиция Академии наук СССР доставила в Ленинград большую коллекцию предметов, собранных в Агинском монастыре. Свыше 200 ящиков с материалами поступило в музей... Особенный интерес представляет 15-метровая статуя Будды Майтреи из бронзированной меди. Фигура со всеми украшениями прекрасно сохранилась. В числе новых экспонатов - литая бронзовая фигура буддийского многорукого и многоголового божества и коллекция ламаистских икон. В разобранном виде доставлена большая экспозиция “Ламаистского рая”.

Музей этнографии первым откликнулся на просьбу буддийского религиозного центра о возвращении культовых предметов в возрождающийся дацан. В 1991 году в течение нескольких месяцев были оформлены документы, упакованы и отправлены в Агинский дацан 994 предмета. В их числе и драгоценная реликвия верующих бурят: 15-метровая статуя Будды Майтреи, носителя добра и благородства, к сожалению, большая часть статуи была утеряна. Сейчас ведутся работы по восстановлению статуи Майтреи. Признанием особой роли Агинского [[дацан|дацана] явилось решение в 1998 году на сессии АБКМ о том, что Агинский дацан будет вторым национальным центром АБКМ в России. Азиатская буддийская конференция за мир - это международная буддийская организация, штаб - квартира которой расположена в Улан-Баторе. Она была создана в 1970 году. Одним из инициаторов создания АБКМ был Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев, возглавлявший в то время Центральное духовное управление буддистов СССР. Хамбо-лама Д.-Ж. Гомбоев, ребенком поступив в Агинский дацан, сделал безупречную духовную карьеру, заслужив признание всего мира, умер в 1983 году, показав всей своей жизнью пример служения идеалам учения Будды.

В январе 2004 году после десятилетней реставрации в Сокчен дацане был проведен первый хурал после семидесятилетнего перерыва. В августе того же года в национальном буддийском центре «Агинский дацан» был проведен исполнительный совет Азиатско-Буддийской конференции за мир, где участвовали буддийские лидеры разных стран. Большим достижением деятельности Агинского дацана стало то, что под руководством Дид-Хамбо ламы Цырен ламы (Дондукбаев Ц), удалось отстоять одну из 33 мировых святынь буддизма - Алханай, когда она оказалась перед угрозой уничтожения из-за предполагавшейся здесь добычи золота. Алханай для верующих бурят имеет особенное значение, здесь организован центр медитации, ибо Алханай - это одни из ворот в страну Шамбала.

Сокчен дацан


В 2005 году при поддержке главы администрации АБАО Б.Б.Жамсуева отстроен заново 22-х метровой высоты субурган «Юмдун чодэн» и освящен Пандито Хамбо-ламой Дамба Аюшиевым. На данный момент в Забайкалье ведутся активные работы по реставрации памятников и уникальных архитектурных ансамблей, один из которых - Агинский дацан, являющийся историческим памятником федерального значения. Построены Дуйнхор - дуган, Сахюусан - сумэ, завершено строительство Майдари-дугана высотой 18 метра. Агинский дацан возрождается как один из крупнейших буддийских центров Восточной Сибири.

Ссылки

  • Официальный сайт Агинского дацана
  • Статья из буддийского словаря
  • Статья из энциклопедии буддизма

Используемая литература

"Буддизм: Персоналии" Составитель Лобсан Долгор, под общ. ред. В.Л.Чимитдоржиева. - Чита: Экспресс-издательство, 2011 г. ISBN 978-5-9566-0250-8, - 296 с.;ил.
"Orient". - Первый выпуск "Буддизм и Россия". 1992 г., ISSN 0130-4046, 176 л., ил.
"Буддизм: история, каноны, культура" Серафим Сидоров, при участии С.Рябова. - М:Дизайн. Информация. Картография:Астрель:АСТ, 2005, ISBN 5-287-00195-9 - 487, [1] с., ил.
"Памятник истории и архитектуры XIX века, Агинский дацан, п.Агинское, Читинской области" Проект реставрации, том II, книга IV, Историко-архивные и библиографические изыскания, Мин.Культуры Бурятской АССР, НРПКБ "Бурятпроектреставрация", 3 экз., г.Улан-Удэ, 1991 г., 254 машинописные л.
"Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность: Материалы международной конференции, посвященной 195-летию Агинского дацана 7-8 сентября 2006 г." - Чита-Агинское-Улан-Удэ, 2006. - 234 л., ил.
"История бурятского буддизма: письменные источники". - Ванчикова Ц.П., Улан-Удэ, 2006.
Из архивов Агинского дацана.

Контактная информация

chitaflag@mail.ru Пресс-центр Агинского дацана. (Просьба конкретизировать вопросы, проблемы и предложения)

См. также

Агинская Буддийская Академия

Агинский дацан.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01