03-08-2023
Асексуа́льность — определение или самоопределение людей, которые не испытывают или испытывают слабое половое влечение.
Содержание |
Асексуальность отличается от антисексуальности. В то время как асексуалы могут иметь много общего с антисексуалами, асексуальность не подразумевает положительного/отрицательного отношения к самому явлению секса. Также асексуальность не следует путать с физической неспособностью к половому акту и/или продолжению рода.
Некоторые полагают, что асексуальность попадает под определение сексуальных расстройств[1]. Однако, хотя в отдельных случаях отказ от секса и может порождаться подобными причинами, в целом современная медицина признает, что асексуальность не является патологией и не причиняет ущерба физическому или психическому здоровью. Это подтверждают и многие люди, относящие себя к асексуалам, отрицая, что какие-либо из перечисленных причин имели место в их случае, а также добавляя, что, раз их асексуальность не вызывает каких-либо страданий, то её нельзя относить к медицинским или эмоциональным расстройствам.
До сих пор ведутся дискуссии по поводу того, следует считать асексуальность четвёртой ориентацией или половой конституцией. Также всё еще нет единого мнения по поводу определения асексуальности, в особенности касательно того, лишён асексуал полового влечения вообще или же, в рамках определения, может иметь относительно слабо выраженное половое влечение.
В русскоязычном сегменте интернета существует Российское сообщество асексуалов (AVENru), которое зародилось под покровительством сообщества Asexual Visibility and Education Network (AVEN). Целью как англоязычного AVEN, так и русскоязычного AVENru сообществ декларируется объединение асексуалов и людей близких к асексуальности по мироощущению, а также распространение информации об асексуалах и асексуальности по всему миру. Стоит уточнить, что AVEN — это не только асексуалы, но и те, кто близок к асексуалам и те, кому близка или интересна тема асексуальности.
Относительно асексуальности было мало исследований, однако те из них, что были проведены, утверждают, что она как минимум не менее распространена, чем, к примеру, гомосексуальность (Богарт, 2005).
Исследования, проведённые на овцах, показали, что около 2—3 % изученных особей не имеют никакого видимого интереса к спариванию вообще с особями любого пола. В других исследованиях, проведённых на крысах и песчанках, до 12 % самцов не показали интереса к самкам. Подсчёта их взаимоотношений с другими самцами не производилось, однако, и эти исследования имеют ценность в вопросе рассмотрения асексуальности (Вестфал, 2004).
Имеется целый класс животных, [1]
В опросе о сексуальности, проводимом в Великобритании, и включавшем вопрос о сексуальном влечении, 1 % респондентов ответили, что они «никогда не чувствовали никакого сексуального влечения вообще ни к кому» (Богерт, 2004). Институт Кинси также способствовал небольшому опросу на эту тему, пришедшему к выводу, что «асексуалы, кажется, лучше характеризуются низким уровнем полового влечения и сексуального возбуждения, чем низким уровнем сексуального поведения или высокой степенью сексуальной подавленности» (Прауз и Грехем, 2002). Эти исследования также упоминают конфликт определений «асексуальности»: это изучение выявило четыре разных определения в литературе, и констатировало, что не является ясным, относят ли эти определения асексуальность к ориентации.
Существуют исследования, показывающие намного более внушительные цифры — в особенности когда в качестве критерия задается не отсутствие полового влечения когда-либо на протяжении жизни, а практическая повседневная жизнь человека. Так, среди женщин широко распространена За 2 предшествовавших опросу года более 11 % российских женщин и 7,2 % мужчин сознательно избегали интимной близости. Эти данные были получены авторитетным Европейским институтом, занимающимся проблемами современных семейных отношений и брака. Примечательно, что среди опрошенных более 5,2 % супружеских пар также заявили, что воздерживаются от близости, и при этом больше половины чувствуют себя вполне счастливо. Интересно также, что образованных людей среди них гораздо больше, чем тех, кто окончил только среднюю школу. Примерно те же цифры исследователи получили и в Западной Европе, исключая Испанию и Италию (ранее аналогичные результаты были получены и в США).
Асексуальность в общем случае не связана с желанием иметь или не иметь детей. Асексуалы, которые хотят иметь детей, могут практиковать половые акты с целью зачатия, но могут также сделать выбор в пользу искусственного оплодотворения или усыновления.
Асексуалов можно поделить на тех, кто никогда не испытывал полового влечения, и тех, кто избавился от него (путем сознательного подавления или длительного добровольного воздержания).
Асексуальность не является тем же самым, что и сознательное воздержание от половой активности (каковое, в свою очередь, не следует отождествлять с одной лишь религиозной его формой — целибатом (обетом безбрачия)). Многие асексуалы вступают в половые отношения под действием социальных предрассудков или стремясь удовлетворить желание партнера, или же для продолжения рода; в свою очередь, не все придерживающиеся безбрачия являются асексуалами.
Многие верования и некоторые религиозные секты считают асексуальность более высоким духовным состоянием, напрямую связывая понятия святости, чистоты и непорочности с отсутствием секса и сексуальных помыслов. Полностью асексуальна буддистская нирвана (которая, впрочем, означает свободу вообще от всех желаний). Ряд асексуалов считают, что отсутствие у них «примитивных желаний» делает их более духовными, кроме того, есть асексуалы, считающие это самой высшей духовной позицией. Некоторые асексуалы заводят детей по своему желанию, и некоторые верования восхваляют и детей, и асексуальность. Более того, согласно некоторым религиозным убеждениям, сексуальность сама по себе свята или является даром Бога. Например, некоторые разновидности Тантры затрагивают половые отношения, а отдельные виды неоязычества и Нью-эйдж включают концепцию святости сексуальности.
В настоящий момент асексуальность, как правило, не сталкивается с религиозным неодобрением.
Возможно, первым асексуальным персонажем является Ипполит, избегавший женщин и посвятивший свою жизнь целомудрию.
Судя по всему, вполне асексуален и прославленный Шерлок Холмс Конан Дойля, а также другой знаменитый персонаж детективов — мисс Марпл Агаты Кристи. Вообще, в английской классической литературе можно встретить немало персонажей, ведущих себя вполне асексуально.
В научно-фантастическом романе Г. Гаррисона и М. Мински «Выбор по Тьюрингу» главный герой преодолевает половое влечение и становится асексуалом.
В научно-фантастической повести «Дистрес» (1995) Иган Грег описывает мир 22-го века, где «асекс» — один из признанных полов:
Асекс не представлял собой ничего особенного — лишь термин-прикрытие для определённых групп философов, стилей одежды, пластических операций и глубоких биологических изменений организма. Единственное общее между двумя асексами было в том, что параметры определения пола (общие, эндокринные, хромосомные и генитальные) были личным делом их самих, их любовников и, возможно, также их врачей и близких друзей. То что они делали для выражения своей позиции варьировалось от простого выбора клетки 'А' в анкетах переписи населения до выбора асексного имени, изменения груди или волосяного покрова, настройки тембра голоса, изменения лица и гениталий, и до полной физической и психологической асексуальности, гермафродизма или экзофродизма. |
Агора, одна из Метабаронесс Алехандро Ходоровски, была мутантом-асексуалом.
Один из главных героев произведения Курта Воннегута, «Малый Не Промах» (Deadeye Dick) (1982), был асексуалом из-за перенесённой в детстве травмы.
Асексуальность — одна из декларируемых черт митьков: «Митьки не сексуальны». При том, что большинство митьков имеет жён, а ещё одной чертой является неразборчивость в сексуальных связях (парадокс объясняется тем, что митьки иррациональны).
Асексуальность свойственна одному из главных персонажей американского фильма «Трасса 60» мистеру О. Ж. Гранту. По его словам: «Мир становится другим, когда не приходится всё время думать о сексе и сексуально на всё реагировать..». Что тем не менее в дальнейшем и опровергается словами главного героя и наличием у мистера Гранта жены.
Асексуал.