14-09-2023
Басманова Марианна Павловна | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Жанр: |
Марианна Павловна Басманова (20 июля 1938, Санкт-Петербург) — петербургский художник, книжный график.
Содержание |
Родилась 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье художников. Её мать, Н. Г. Ланг, происходила из семьи петербургских немцев[1]. Во время блокады вместе с матерью была эвакуирована. После войны семья Басмановых живёт в СПб, в д. 15 на ул. Глинки, в бывшей квартире художника Н.А Тырсы, знакомого П.И Басманова с довоенного времени : «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа»[2].
В 1950-е гг. в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ). Училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства с 1956 по 1960 год у художника Владимира Васильевича Стерлигова[3]. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова»[4].
С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой[5].
В 1962—1963 году сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой[6].
С 1962 года известна также как муза и жена поэта Иосифа Бродского.
Член Союза Художников России с 1975 года. Участница городских и всесоюзных выставок.
М. П. Басманова уделяет много внимания сохранению памяти о своём отце, принимая деятельное участие в подготовке и проведении выставок его работ: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009[7].
В 2000-х гг. работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция»[8].
Марианна Басманова в конце 1950- хх. стала первой ученицей художника и педагога В. В. Стерлигова, основывавшего свою работу на педагогической системе, созданной К. С. Малевичем и практиковавшейся в ГИНХУКе. По этой системе художники последовательно изучали новейшие системы в искусстве (импрессионизм, постимпрессионизм, сезаннизм, кубизм), супрематизм. В начале 1960- х гг. В. В. Стерлигов сделал вывод из супрематизма Малевича, и, взяв геометрическую форму как модуль строения мира, живописного и космогонического, открыл уже свою идею «чашно-купольного строения Вселенной». Первой, кого он в эту идею посвятил, стала Марианна Басманова.[9]Привлечённая Стерлиговым к работе над новым пластическим пространством — сферическим, криволинейным, — Басманова создаёт свои работы: живопись, акварели, книжная графика, и прежде всего свои первые книги: «Муха-цокотуха» (1960) и «Весёлые песенки» (1961). Этот же принцип виден и во всех последующих работах художницы: как в композиции её работ, так и в присущей её учителю «светимости цвета».[10] Творчество Басмановой Стерлигов оценивал высоко, видя в нём:
«Образ богатой духовной жизни, в котором заключается не само движение, а возможность его, образ, полный скрытой динамики, духовной силы или лирической мечтательности. Этот образ особенно свойственен русскому изобразительному искусству»— В.В. Стерлигов [11].
М. П. Басманова всю жизнь работала в детской книге. Все трое художников этой незаурядной семьи отличались по творческому почерку, хотя многие книги М. П. и Н. Г. Басманова делали вместе.
« Мир представлений Басмановой замыкается образами природы. Природа господствует в иллюстрациях художницы. И детские фигурки, иногда появляющиеся в рисунках растворяются в природных формах, становятся как бы одним из её элементов, органически сливаясь с деревьями, птицами, цветами в единый образ…
Трогающая зрителя вера в совершенство природы пронизывает всё творчество Басмановой, и является основой для поэтического восприятия её рисунков. Для того, чтобы выразить своё понимание природы, Басманова избрала тональный принцип цветового решения; краски растекаются по листу бумаги, незаметно переходя в из одного в другой цвет, образуя тончайшую гамму. Акварель, в технике которой художница обычно делает иллюстрации, .по своим возможностям отлично соответствует такому принципу. Для создания своих образов она пользуется не только краской, но и другими средствами изобразительного искусства: расположением цветовых пятен на листе и развороте книги, ритмикой этих пятен, линией. Виртуозно владея всеми этим средствами и согласуя их между собой, она убедительно передаёт своё проникновенное чувство природы.»— Г.И.Чугунов [12]
Отец — Павел Иванович Басманов (1906—1993) — художник, книжный график.
Мать — Наталия Георгиевна Басманова (урожд. Ланг, 1906—2000) — художница, книжный график.
Дядя — Михаил Иванович Басманов (1918—2006) — дипломат. С 1949 по 1969 г. работал в полномочном представительстве СССР в КНР; секретарем посольства СССР в Пекине; вице-консулом генерального консульства СССР в Тяньцзине; управляющим советского Генерального консульства в Шэньяне (Мукдене); генеральным консулом в Синьцзяне. Поэт, автор многочисленных переводов китайской поэзии на русский язык. См. Басманов М. Избранное: Стихи. М.: 2004.
Дед — Георгий Фёдорович Ланг (1875—1948), действительный член Академии медицинских наук СССР, терапевт, выдающийся клиницист.
Сын — Андрей Осипович Басманов (р. 8 октября 1967) — художник .
Сборник стихотворений И. А. Бродского «Новые стансы к Августе». США, Мичиган: Ardis, 1983 составлен из стихотворений 1961—1982 гг., посвящённых Марианне Павловне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.» Стихи из этого цикла стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский[15]; стихи читает (закадровый голос) А. О. Басманов. М. П. Басманова является также творческим консультантом художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж . Андрей Хржановский.
Басманова, Марианна Павловна.