17-10-2023
Большеохтинский мост | |
59°56′33.75″ с. ш. 30°24′04.75″ в. д. / 59.942708° с. ш. 30.401319° в. д. (G) (O) (Я) |
|
Область применения |
автомобильный, пешеходный |
---|---|
Пересекает | |
Место расположения | |
Конструкция | |
Тип конструкции |
Боковые пролёты — сквозные металлические клёпаные арочные фермы с проезжей частью по нижнему поясу[1] |
Основной пролёт |
Разводной двукрылый металлический клёпаный[1] |
Общая длина |
335 метров[2] |
Ширина моста |
23,5 метра[2] |
Полезные ссылки | |
Объект культурного наследия РФ |
|
Большеохтинский мост на 59°56′33.75″ с. ш. 30°24′04.75″ в. д. / 59.942708° с. ш. 30.401319° в. д. (G) (O) (Я) |
Большео́хтинский мост[3] (до 1917 года — мост импера́тора Петра́ Вели́кого, с 1917 по 1956 годы — Большео́хтенский мост) — мост через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет исторический центр города (по трассе Тульской улицы) с районом Малая Охта (Красногвардейская площадь).
Содержание |
Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста.
Боковые пролёты — сквозные металлические клёпаные арочные фермы с проезжей частью по нижнему поясу, длиной по 136 метров каждый. Центральный пролёт — разводной поворотный двукрылый, металлический, клёпаный. Длина среднего пролёта — 48 метров. Оси крыльев вращаются неподвижные горизонтальные, судопропускной пролёт раскрывается вверх. Левобережный устой сооружён на свайном основании, остальные опоры моста имеют кессонные основания. Опоры облицованы гранитом, у левобережной опоры устроены гранитные спуски к воде[1]. У правобережной опоры спуск к воде существовал до 1983 года, но был ликвидирован при строительстве магистральной автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.
Металлоконструкции моста весят 8 920 тонн; из них масса противовесов разводного пролёта составляет — 1 065 тонн.[2]
Стены башен построены выше крайних ферм. На верху башен кубические четырёхгранные фонари. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. На стенах башен моста установлены шесть бронзовых досок, на которых выбиты имена строителей моста.
Въезды на мост оформлены в виде металлических порталов, ригели которых выполнены по многоцентровой кривой. На стойках-пилонах с вертикальными прорезями установлены улиткообразные держатели с подвешенными к ним удлинёнными плоскими многогранными фонарями.
Строительство моста, который бы соединил город с охтинским пригородом, обсуждалось ещё в 1880-х годах, однако этому всячески препятствовало лобби перевозчиков, не желавших терять доходный бизнес. В 1900 году, когда начал строиться Троицкий мост, начались работы по выбору, подготовке места для строительства и разработке задания на проектирование. В этих работах участвовал инженер-мостостроитель В. А. Берс, который вернулся со строительства Транссиба[4].
Работы по подготовке задания на проектирование заняли около года и в 1901 году был объявлен конкурс на проект моста. Из 16 проектов, половина которых исходила от иностранных фирм, не был выбран ни один из-за несоответствия техническим условиям.
Наиболее подходящим был признан внеконкурсный проект, носивший девиз «Свобода судоходству», который был выполнен профессором Николаевской инженерной академии полковником Г. Г. Кривошеиным в соавторстве с военным инженером подполковником В. П. Апышковым.[1] Авторам было предложено доработать свой проект.
В доработке проекта приняли участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий. В 1907 он был утверждён, строительство начато 26 июня 1909 года, мост получил название «Мост Императора Петра Великого». Руководителем строительства стал Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод.[1]
26 октября 1911 года мост был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 в соответствии с новыми правилами орфографии в Большеохтинский.
Первые ремонтные работы благодаря высокому качеству строительства потребовались только в 1971.
В 1982—1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта — инженеры А. Д. Гутцайт, Р. Р. Шипов; архитекторы — Ю. Г. Шиндин, Н. А. Дибцев[1].
В это же время мост пришлось закрыть на капитальный ремонт. В процессе работ:[1]
Несмотря на недостаток финансирования ремонт был завершён в 1997 году. Во время реконструкции на мосту была восстановлена ранее демонтированная надпись "Мостъ императора Петра Великаго", что породило слухи о переименовании моста в мост Петра Великого. 2000 году заработала новая подсветка моста.
В 2005 на мосту прекращено трамвайное движение. А в октябре 2010 года с моста окончательно убрали трамвайные рельсы.
В апреле 2011 года были начаты ремонтные работы, в том числе ремонт и окраска металлоконструкций и оформление подсветкой, которые планировалось завершить к концу ноября.[5].
По мосту проходит троллейбусная линия маршрутов № 7, 16, 33. До моста можно доехать также на троллейбусах № 5, 11, 15, 18.
Архитектура петербургского модерна | |
---|---|
Особняки | |
Доходные дома |
|
Общественные здания |
Дом городских учреждений • Витебский вокзал • Дом компании «Зингер» • Мост Петра Великого • Здание Попечительства Императорского человеколюбивого общества |
Храмы | |
Архитекторы | |
Портал:Санкт-Петербург | Категория:Архитектура Санкт-Петербурга | Проект:Санкт-Петербург |
Большеохтинский мост.