Lt304888.ru

Туристические услуги

Вагон

23-10-2023

Вагоны в составе поезда

Железнодоро́жный ваго́н (фр. wagon, от англ. waggon — повозка) — несамоходный рельсовый экипаж, предназначенный для тяги локомотивом. Прототип — небольшая повозка, представлявшая собой ящик, передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях.

Вагон является единицей подвижного состава железных дорог. Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, соответственно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда[1]. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.

В России прообразы вагона — вагонетки — появились на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах в 1764 году на Колываново-Воскресенском заводе на Алтае, а затем в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске, в 1810 на Змеиногорском руднике, а с паровой тягой — на Нижнетагильской железной дороге, построенной в 1834 году.

Для Царскосельской железной дороги подвижной состав, в том числе и вагоны, были закуплены в Англии. Производство первых вагонов для железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было налажено на Александровском заводе (Санкт-Петербург) в 1846 году[2].

Содержание

Виды и классификация вагонов

Вагоны различаются по числу колёсных пар (осности) — выпускаются 4, 6, 8, 12, 16 и 20-осные; по устройству ходовых частей — тележечные и нетележечные. Основные параметры, характеризующие вагон: грузоподъёмность, собственная масса вагона (тара), осевая нагрузка, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка).

В настоящее время железные дороги России располагают парком пассажирских и грузовых вагонов: цельнометаллический пассажирский (СВ, купейный, плацкартный, межобластной), цельнометаллический багажный (почтово-багажный), платформа, крытый вагон, полувагон, цистерна, хоппер, рефрижераторные вагоны (или вагоны-термосы) и рефрижераторные секции, специализированные вагоны (для перевозки контейнеров (фитинговые платформы), для перевозки автомобилей, для перевозки леса, битумовозы, транспортёры, сборно-раздаточные вагоны, вагоны для перевозки скота, вагоны для перевозки бумаги и т. д.).

Для поездок по железным дорогам высокопоставленных государственных должностных лиц и для руководящего состава железных дорог выпускаются новые, или переоборудуются из обыкновенных пассажирских, вагоны-салоны. Вагоны-салоны могут иметь бронирование подоконного пояса, пуленепробиваемые стекла и усиленную, вследствие увеличения веса из-за бронирования, экипажную часть с трёхосными тележками.

Некоторые вагон-салоны, имеющие историческое значение, сохранены в музеях.

Современные вагоны могут быть несамоходными и самоходными, к самоходным относятся моторные электрифицированные железнодорожные вагоны электропоездов, трамвайные вагоны, вагоны метрополитена, вагоны дизель-поездов[3].

Вагоны грузового парка

Крытый вагон

Крытый вагон предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

К крытым вагонам относятся также вагоны изотермического парка: вагон-ледник, рефрижераторный вагон, вагон-термос.

Полувагон

Полувагон предназначен для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Marcadet^ модели 12-132

Вагон-цистерна

Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефтепродуктов, химически-активных и агрессивных жидких веществ, сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки и цемента.

Платформа

Платформы предназначены для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.

Фитинговая платформа

Фитинговая платформа, это специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами.

Хоппер

Хоппер предназначен для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта.

Вагоны пассажирского парка

Модельный ряд

Вагоны нового модельного ряда(нефирменные поезда):

  • 61-4174 — вагон пассажирский купейный «СВ»
  • 61-4179 — вагон пассажирский купейный с установкой кондиционирования воздуха
  • 61-4186 — вагон пассажирский купейный штабной
  • 61-4194 — вагон пассажирский плацкартный с установкой кондиционирования воздуха

Вагоны премиум класса:

  • 61-4440 — вагон пассажирский купейный
  • 61-4445 — вагон пассажирский купейный штабной
  • 61-4447 — вагон пассажирский плацкартный
  • 61-4458 — вагон пассажирский купейный с местами для сидения

Типы вагонов

  • Л — двухместный мягкий, СВ. 9 двухместных купе.
  • М — мягкий. Вагон-люкс.
  • К — купейный. Пример: жёсткий купированный вагон постройки ГДР. 36 мест + двухместное купе проводника.
  • П — плацкартный. 54 спальных места.
  • О — общий. 81 сидячее место.
  • С — места для сидения. Межобластной с креслами для сидения — 56, 60, 62 или 64 места в зависимости от модели вагона.

Вагоны повышенной комфортности, в зависимости от категории и комплекса предоставляемых услуг делятся на:

  • Э — экономический
  • Б — бизнес

Вагоны RIC:

  • I класс (22 места)
  • II класс (33 места)

См. также

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  2. Джордж Мортимер Пулльман и его вагоны
  3. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.

Ссылки

  • Расшифровщик номеров вагонов
  • Схемы пассажирских вагонов на Яндексе


Вагон.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01