Lt304888.ru

Туристические услуги

Война и мир (опера)

20-10-2023

Опера
Война и мир
Композитор

Сергей Прокофьев

Автор(ы)
либретто

Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон-Прокофьева

Источник сюжета

Роман Льва Толстого «Война и мир»

Жанр

Лирическая музыкальная драма, народная музыкальная драма

Год создания

1944

Первая постановка

16 октября 1944 (в концертном исполнении)

Место первой постановки

Москва

Война и мир — опера Сергея Прокофьева, в тринадцати картинах с хоровым прологом, на либретто композитора и Миры Мендельсон-Прокофьевой по роману Льва Толстого.

Содержание

Действующие лица

  • Князь Николай Андреевич Болконский — бас
  • Князь Андрей Болконский, его сын — баритон
  • Княжна Марья, сестра князя Андрея — меццо-сопрано
  • Граф Илья Андреевич Ростов — бас
  • Наташа, его дочь — сопрано
  • Соня, кузина Наташи — меццо-сопрано
  • Ахросимова, родственница Ростовых — меццо-сопрано
  • Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов — бас
  • Пьер Безухов — тенор
  • Элен Безухова — контральто
  • Анатоль Курагин, брат Элен — тенор
  • Поручик Долохов, приятель Курагина — бас
  • Ямщик Балага — бас
  • Цыганка Матреша — контральто
  • Подполковник Денисов — бас
  • Платон Каратаев — тенор
  • Император Александр I — без пения
  • Перонская — меццо-сопрано
  • Хозяин бала — тенор
  • Хозяйка бала — сопрано
  • Адъютант на балу — баритон
  • Лакей на балу — тенор
  • Старый лакей Болконского — баритон
  • Горничная Болконских — меццо-сопрано
  • Камердинер Болконских — бас
  • Дуняша, горничная Ахросимовой — меццо-сопрано
  • Лакеи Гаврила — баритон
  • Тихон Щербатый — бас
  • Федор — тенор
  • Матвеев — баритон
  • Старостиха Василиса — меццо-сопрано
  • Тришка — контральто
  • Вестовой князя Андрея — тенор
  • Мавра Кузьминична, ключница Ростовых — контральто
  • Молодой фабричный — тенор
  • Лавочница — сопрано
  • Иванов — тенор
  • Адъютант Кутузова — тенор
  • Генерал Бенигсен — баритон
  • Генерал Барклай де Толли — тенор
  • Генерал Ермолов — бас
  • Генерал Раевский — баритон
  • 1-й штабной — тенор
  • 2-й штабной — бас
  • Император Франции Наполеон — баритон
  • Метивье, французский доктор — бас
  • Французский аббат — тенор
  • Маршал Бертье — бас
  • Маршал Коленкур — без пения
  • Генерал Бельяр — бас
  • Министр двора де Боссе — тенор
  • Адъютант Наполеона — бас
  • Адъютант маршала Мюрата — контральто
  • Адъютант генерала Кампана — тенор
  • Адъютант принца Евгения — тенор
  • Голос за кулисами — тенор
  • Маршал Даву — бас
  • Капитан Рембаль — бас
  • Лейтенант Бонне — тенор
  • Жерар — тенор
  • Жако — бас
  • Французский офицер — баритон
  • 1-я французская актриса — сопрано
  • 2-я французская актриса — меццо-сопрано
  • Конвойный — без пения
  • 1-й немецкий генерал — без пения
  • 2-й немецкий генерал — без пения
  • 1-й сумасшедший — тенор
  • 2-й сумасшедший — бас
  • 3-й сумасшедший — без пения
  • Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

Краткое содержание

Картина первая

Князь Андрей Николаевич Болконский гостит в имении графа Ростова. Опечаленный безвременной смертью жены, он полон безрадостных мыслей о будущем. Появление Наташи Ростовой прерывает его печальное раздумье. Наташа, взволнованная красотой весенней ночи, восторженно обращается к своей кузине Соне.

Картина вторая

Великосветский бал. Съезжаются приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой-красавицей Элен, её брат Анатоль Курагин. Танцы, веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса её приглашает Болконский, Наташа счастлива, Андрей очарован ею.

Картина третья

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, но старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая её недостойной своего сына.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших её чувствах.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Картина шестая

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Её душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

Картина седьмая

После посещения Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

Картина восьмая

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своём плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов — начинается Бородинское сражение.

Картина девятая

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

Картина десятая

Деревенская изба в селе Фили. Военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос — рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал даёт приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остаётся один, погруженный в раздумье о судьбе Родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.

Картина одиннадцатая

Пожар на улицах Москвы. Французские офицеры Рембаль и Бонне с тревогой говорят о событиях последних дней. Город, покинутый жителями, встретил их неприветливо. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французских солдат. Появляется Пьер; он узнает, что Ростовы уехали из Москвы, оставив все имущество и захватив с собой раненых, в том числе князя Андрея. Пьер полон решимости отомстить за страдания народа, принять участи е в его борьбе. Маршал Даву приказывает расстреливать всех, кто заподозрен в поджоге Москвы. Случай помогает Пьеру, оказавшемуся среди арестованных, избежать этой участи. Его присоединяют к отряду пленных, где он знакомится с Платоном Каратаевым. Входит окружённый свитой Наполеон. Перед ним внезапно обрушивается стена здания. Зарево пылающей Москвы предвещает гибель его армии. Движется скорбное шествие с телами расстрелянных горожан.

Картина двенадцатая

Темная изба. Тяжело раненый князь Андрей лежит в бреду. В его болезненно возбуждённом сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительно предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить её за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.

Картина тринадцатая

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъём.

Премьеры и исполнения

  • В концертном исполнении 16 октября 1944, Москва;
  • 1-я часть (8 картин) пост. 12 июня 1946, Ленинградский Малый оперный театр (Наташа Ростова — Лаврова, князь Андрей — Петров, Пьер Безухов — Чишко, старый князь Болконский — Журавленко, Анатоль Курагин — Андрукович, Ахросимова — Головина, Кутузов — Бутягин; дирижёр Самосуд, пост. Покровского, худ. Дмитриев).
  • Во 2-й ред. «Война и мир» ставилась в концертном исполнении в июне 1953, Москва;
  • 1 апр. 1955 ост. Ленингр. Малым оперным театром (Наташа Ростова — Лаврова, князь Андрей — Шапошников, Пьер Безухов — Глебов, Старый князь Болконский — Матусов, Анатоль Курагин — Андрукович, Ахросимова — Головина, Кутузов — Бутягин, Наполеон — Модестов; дирижёр Грикуров, пост. Покровского, худ. Дмитриев);
  • 8 ноября 1957 — Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва (полная ред. в 13 картинах) (Наташа Ростова — Каевченко, князь Андрей — Морозов, Пьер Безухов — Щавинский, Анатоль Курагин — Радзиевский, Ахросимова — Янко, Кутузов — Пирогов, Наполеон — Канделаки; дирижёр Шавердов, реж. Баратов и Златогоров, худ. Волков, хормейстер Степанов);
  • 15 декабря 1959 — Большой театр, Москва (Наташа Ростова — Галина Вишневская, князь Андрей — Кибкало, Пьер Безухов — В. Петров, Анатоль Курагин — Масленников, Кутузов — Кривченя, Наполеон — Лисициан, Ахросимова — Авдеева, Элен — Архипова; дирижёр Мелик-Пашаев, постановка Бориса Покровского, худ. Рындин, хормейстеры Рыбнов и Хазанов);
  • 3 ноября 1956 «Война и мир» поставил Театр оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наташа Ростова — Пономаренко, князь Андрей — Пузин, Пьер Безухов — Борищенко, Кутузов — Роменский, Наполеон — Козак; дирижёр Климов, реж. Скляренко, худ. Петрицкий, хормейстеры Колесников и Венедиктов, балетмейстер Ярыгина).

За рубежом

  • 1957 — Софийская нар. опера (Наташа Ростова — Попова и Георгиева, князь Андрей — Генов и Янков, Пьер Безухов — Бодуров, Анатоль Курагин — Арсов и Цолов, Ахросимова — Тодорова, Кутузов — Попов; дирижёр Найденов, постановка сов. режиссёра Б. Покровского, худ. Попов).
  • 28 сентября 1973 — Сиднейский оперный театр (первая постановка, произведённая в этом здании с момента постройки).

Известные значимые записи

  • По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007:

С.Прокофьев. «Война и мир». Исполнители: Е. Кибкало, Г. Вишневская, В. Петров, И. Архипова, А. Масленников, А. Кривченя, П. Лисициан, Г. Шульпин. Хор и оркестр Большого театра, дирижёр А. Мелик-Пашаев. 1961.

В записи занята практически вся молодежь театра, для которой исполнение самой значительной и масштабной работы двадцатого века было первым успехом. Исполнительский состав, нужно отметить, подобран идеально. В Большом было принято давать партию Наташи Ростовой драматическим сопрано, хотя роль эта, казалось бы, должна исполняться мягким и лирическим голосом. Вишневская, которая может петь и то, и другое, блестяще совмещает в себе и «La belle Natalie», и «Madame Rostoff». Кибкало, которому не было и тридцати, как нельзя лучше подходит для роли Андрея. Он молод (и это чувствуется по голосу), умен (вся партия продумана с первой до последней ноты), и его голос обладает удивительной чистотой, которой так не хватает многим другим Андреям (исключение, как всегда, Ю.Мазурок). Архипова и Масленников в ролях Элен и Анатоля великолепны, а Безухов в исполнении Владимира Петрова становится одним из важнейших героев оперы. (В отличие от романа Толстого, Безухов не главный персонаж оперы.) Шульпин (Платон Каратаев) исполняет свою роль как «великий представитель угнетенного класса». Лисициан, обладающий «отрицательным» голосом, так часто пел «положительных» героев, что его Наполеон кажется самым благородным из всех злодеев мира. Кривченя, обладающий «непероломимым» басом, как всегда, маниакально-патриотический Кутузов. Мелик-Пашаев вновь доказывает свой талант театрального дирижера.

Другие записи

ИСПОЛНИТЕЛИ: Наташа — Екатерина Морозова, Андрей — Родерик Вильямс, Пьер — Джастин Лавендер, Кутузов — А.Юинг, Наполеон — Алан Опи, Элен — Елена Ионова, Анатоль — Олег Балашов, Ахросимова — Виктория Ливенгуд, хор Государственной Академической Симфонической капеллы России п/у В. Полянского, оркестр фестиваля в Сполето (Италия), дирижёр — Ричард Хикокс, 1999 год.

Издания

  • Партитура, Прокофьев С. С., Собр. соч., тт. 7а, б, М." Музгиз, 195S;
  • Клавир, Собр. соч., тт. 6а, б, М., Музгиз, 1958.

Литература

Ссылки

  • Война и мир на сайте Belcanto
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Война и мир» на сайте «100 опер»
  • Либретто оперы Война и мир

Война и мир (опера).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01