22-05-2023
Содержание |
Фортепианная соната Сергея Сергеевича Прокофьева Ор.84 — соната № 8.
Тональность: Си-бемоль мажор.
Годы написания сонаты: 1939—1944
Некоторые исследователи считают, что соната № 8 является заключительной в тройке «военных сонат» композитора (№ 6-7-8).
Соната № 8 Прокофьева представляет собой значительный контраст по сравнению со своей предшественницей — Сонатой № 7 (Op.83), несмотря на то, что повторяет ее тональность си-бемоль мажор. Посвященная Прокофьевым Мире (Марии-Сесилии Абрамовне Мендельсон), своей близкой подруге с 1939 года и будущей официальной жене (Лина Любера, первая жена композитора, таковой у советских властей не считалась), соната была закончена в 1944 году и впервые исполнена по желанию автора 30 декабря в Большом Зале Московской Консерватории молодым тогда пианистом Эмилем Гилельсом.
По мнению Святослава Рихтера соната № 8 — это самая художественно насыщенная из сонат Прокофьева, хотя и представляющая собой значительные трудности для понимания вследствие этого своего обилия. Прокофьев использовал в ней темы, которые он набросал еще в 1939 году, что было связано, по-видимому, с его первой встречей с женщиной, которой посвящено это произведение.
В 1946 году Прокофьев получил за эту сонату (и за симфонию № 5) очередную Сталинскую премию (3-ю по счету).
I. Andante dolce
II. Andante sognando
III. Vivace
Предложенная слушателю с самого начала нежная мелодия повторяется в различных вариациях и получает свое наивысшее развитие перед Allegro moderato. Оно заканчивается возвращением к открывающемуся Andante dolce и претерпевшей изменение ткани Allegro.
Вторая часть, Andante sognando, проводится в ре-бемоль мажоре и характеризуется чрезвычайно органичными тональными смещениями.
Будучи нежно-лирической в своем общем настроении, соната сопровождается финальным Vivace в качестве ритмического контраста. Тональность ре-бемоль вновь появляется в Allegro ben marcato, исполненном движения значительной ритмической силы. Обогащенная тональным и тематическим разнообразием и развитием Соната к финалу возвращается к исходному Си-бемоль.
Сама соната, по словам одного из лучших пианистов современности Андрея Владимировича Гаврилова, рассказывает об уничтожении людей в XX веке, о смене чудовищных режимов. Особенно ярко соната раскрывает свою суть в третьей, заключительной части, где в правой руке, в высоких можно услышать гимны и бравурные марши; в средних же этот, казалось бы, торжественный мажор получает основу из минора, делая все словно звучащие внутри третьей части сонаты марши фальшивыми; в левой руке, в басах слышится тяжелый, ледяной, шагающий через время ужас. Особенного внимания стоит окончание третьей части и всей сонаты №8 - она обрывается в "грязном" аккорде, которым Прокофьев словно посылает проклятье через время всему человечеству.
Замечательное исполнение сонаты № 8 Прокофьева оставил в студийной записи 1962 года Святослав Рихтер.
Произведения Сергея Прокофьева | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Концерты |
|
|||||||
Симфонии | Симфония № 1 «Классическая» D-Dur • Симфония № 2 D-Moll • Симфония № 3 C-Moll • Симфония № 4 C-Dur • Симфония № 5 B-Dur • Симфония № 6 es-Moll • Симфония № 7 cis-Moll • Петя и волк | |||||||
Оперы | Война и мир • Любовь к трём апельсинам • Огненный ангел | |||||||
Балеты | Золушка • Ромео и Джульетта • Сказ о каменном цветке • Иван Грозный | |||||||
Музыка к кинофильмам | Иван Грозный • Поручик Киже • Александр Невский • Лермонтов • Котовский | |||||||
для фортепиано | Мимолётности • Соната № 2 (D Minor) • Соната № 7 (B flat major) • Соната № 8 (B flat major) • Соната № 9 (C major) | |||||||
кантата | Здравица |
Соната № 8 для фортепиано (Прокофьев).