Lt304888.ru

Туристические услуги

Всенощная (музыкальное произведение)

22-10-2023

Всенощная (Всенощное бдение) — музыкальное произведение, основанное на богослужении православной церкви, объединявшем вечернюю и утреннюю службы (Всенощное бдение).

История

Возникшая ещё в Византии в первые века христианства, традиционная Всенощная состояла из молитвословий, предназначенных для чтения и пения. Неизменяемая часть состояла из гимнов и псалмов, изменяемую, приуроченную к определённым прздникам, составляли тропари и стихири[1].

На Руси Всенощное бдение было введено в ХI веке; право музыкального оформления Всенощной, как и других богослужений, принадлежало исключительно служителям церкви. Постепенно к концу XVI утвердилось многоголосное исполнение, а на рубеже XVII—XVIII веков, в борьбе с католичеством и в стремлении разработать тип пения, отличный от католического, — партесный стиль. Инструментальное сопровождение, как и в других богослужениях, не предусматривалось.

Известные Всенощные

С XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера, которые могли исполняться и вне богослужения; таковы «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва[1].

Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок старинных распевов — знаменного, киевского или греческого. Такие «Всенощные» создали М. М. Ипполитов-Иванов, В.И. Ребиков, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов и П. Г. Чесноков[1].

Лучшими образцами этого жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского (1881) и Сергея Рахманинова (1915). Оба произведения написаны в свободной манере: подлинные церковные напевы сочетаются в них с оригинальными мелодическими структурами[1].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Булучевский Ю. Фомин В. Всенощная // Краткий музыкальный словарь. С. 78

Всенощная (музыкальное произведение).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01