24-07-2023
«Выборг» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Трёхмачтовый линейный корабль «Фершампенуаз» |
Организация | Балтийский флот |
Изготовитель | Охтенская верфь[1], Санкт-Петербург |
Корабельный мастер | И. А. Амосов |
Строительство начато | 22 июня (4 июля) 1839 года |
Спущен на воду | 30 июля (11 августа) 1841 года |
Введен в эксплуатацию | осень 1841 года |
Выведен из состава флота | исключён из списков 7 (19) декабря 1863 года |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 57,3 м[2] |
Ширина по мидельшпангоуту | 15,3 м (без обшивки) |
Осадка | 5,9 м |
Двигатели | Паруса |
Вооружение | |
Общее число орудий | 74/82 |
«Выборг» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России. Был заложен 22 июня (4 июля) 1839 года на Охтенской верфи Санкт-Петербурга, спущен на воду 30 июля (11 августа) 1841 года. Первый русский винтовой линейный корабль.
Содержание |
Корабль «Выборг» был одним из трёх кораблей типа «Фершампенуаз». Эти корабли были более крупными, чем те, что строились в Архангельске. Кроме того они отличались круглой формой кормы и имели хорошие мореходные качества. Несмотря на то, что официально все корабли этого типа считались 74-пушечными, фактически они имели до 82 орудий.
В 1843, 1845, 1847 и 1851 годах корабль в составе эскадр выходил в плавания в Балтийское море и Финский залив. В 1844 с эскадрой вице-адмирала Г. И. Платера ходил в практическое плавание в Северное море. В 1848—1850 годах принимал участие в экспедиции Балтийского флота в датские воды.
13 мая 1848, находясь в составе 3-й дивизии контр-адмирала И. П. Епанчина, вышел из Кронштадта и 25 мая прибыл к острову Мэн. Дивизия крейсировала в районе этого острова, а также островов Рюген и Борнгольм до 22 августа. 1 сентября «Выборг» вернулся в Кронштадт, а с 28 июля по 30 августа 1849 года он, в составе второй дивизии контр-адмирала З. З. Балка, ходил в крейсерство к острову Готланд.
29 июня 1850 с третьей дивизией вице-адмирала И. П. Епанчина корабль вышел из Кронштадта и направился к берегам Дании. С 11 июля по 16 сентября он стоял на Зондербургском рейде, после чего дивизия возвратилась в Кронштадт.
С 23 октября 1852 года по 21 мая 1854 года корабль тимберовали в доке Петра Великого с переобоудованием в винтовой. «Выборг» стал первым русским винтовым линейным кораблём. Работами по обращению корабля руководил А. В. Мордвинов. Корпус «Выборга» был удлинён, было установлено четыре котла, паровая машина мощностью 450 л. с. и усилена артиллерия — теперь она состояла из 72 орудий 30-, 60 и 68-фунтового калибра.
После тимберовки полное водоизмещение корабля составило 3505 тонн, а главные размерения возросли до 65,3×15,8×5,9×6,8 м. Переоборудованный «Выборг» мог развивать скорость 7,5 узлов и имел экипаж численностью 950 человек.
С мая по август 1856 года корабль был занят перевозкой русских войск из Свеаборга в Кронштадт, а 2 октября 1856 года с эскадрой контр-адмирала Е. А. Беренса вышел из Кронштадта в плавание по маршруту Киль — Христианзанд — Шербур — Кадис — Генуя — Виллафранка — Генуя — Специя — Тулон — Алжир — Лиссабон — Брест — Киль — Ревель. В Кронштадт корабль вернулся 7 августа 1857 года.
Находясь в Средиземном море корабль шёл под флагом генерал-адмирала великого князя Константина Павловича. Во время остановки в Лиссабоне экипаж корабля принимал участие в тушении пожара в городе.
В 1858—1860 годах «Выборг» с отрядом паровых судов ходил в практические плавания в Финском заливе.
7 декабря 1863 он был исключён из списков судов Балтийского Флота, а позже — разобран.
Командирами корабля служили:
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Выборг (линейный корабль, 1841).