Lt304888.ru

Туристические услуги

Дараната

12-06-2023

Таранатха Кюнга Ньингпо
ཏ་ར་ན་ཐ་ཀུན་དགའ་སྙིང་པོ་
тибетская танка с изображением Таранатхи
Джебдзун-Дамба-хутухта
1575 — 1634
Предшественник: Кюнга Дролшог
Преемник: Дзанабадзар
 
Рождение: 1575
Тибет, Дронг
Смерть: 1634
Тибет, Лхаса

Тарана́тха Гунга́ Ньинбо́ (тиб. ཏ་་ར་ན་ཐ་ཀུན་དགའ་སྙིང་པོ་; Вайли: ta ra na tha kun dga' snying po, 15751634), также Дарана́татибетский буддийский мыслитель, историк и наставник; знаток тантрических текстов и специалист по тантрическим практикам. Один из крупнейших представителей буддийской школы джонанг; политик, оппонировавший школе гелуг.

Содержание

Биография

Ранние годы и обучение

Родился в области Дронг в Тибете в роду Гья (rGya). При получении монашеских обетов получил имя Кюнга Ньингпо (санскр. Анандагарбха), однако сам предпочёл, чтобы его именовали санскритским именем Таранатха (санскр. तरनाथ - Защищаемый Тарой), т.к. очевидно, хотел подчеркнуть факт своей классической санскритоязычной образованности, а также в подражание свему индийскому наставнику, Буддагуптанатхе.[1]

Его выдающиеся способности к обучению были замечены ещё в раннем возрасте. Он учился наставников разных школ: кагью, сакья, джонанг; его учителями были Дже Драктопа, Еше Вангпо, Кюнга Таши и Джампа Лхундрупа, а индиец Буддагуптанатха был его "коренным учителем". Таранатха был признан ламой Кхенчен Лунгриг Гьяцо в качестве перерождения одного из ближайших учеников БуддыАнанды, индийского махасиддхи Кришначарьи, а также его собственного учителя, Кюнга Дролшога (1507-1566).[2] В связи с этим Таранатха получил титул "достопочтенный праведник" (тиб. rje btsun dam pa).

Основные работы

Опираясь на труды Долпопы и других патриархов школы джонанг, а также классические буддийские трактаты индийских философов, Таранатха продолжил начатое его предшественниками развитие доктрины об «особой пустоте» (жентонг) в рамках философской школы мадхьямика.[3] Кроме того, он основывал в Тибете монастыри (крупнейший - Дакдан-Пунцоглинг в 1614), собирал и восстанавливал памятники истории Тибета, написал сочинения «Сиддханта» и «История буддизма в Индии» (1608). Его переводы санскритских грамматических сочинений вошли в состав тибетского канона.[4]

Политическая деятельность

Статуэтка Таранатхи во дворце-музее Богдо-гэгэна (Улан-Батор)

Поскольку основным учителем Таранатхи был индиец, он не чувствовал особенной преданности к тибетским религиозным иерархам и не признавал за собой ничьей духовной власти как лидер автономной школы джонанг. Кроме того, в биографии своего учителя Буддагуптанатхи Таранатха сообщает, что его наставник-махасиддха во время своего паломничества на Яву невзлюбил монахов-тхеравадинов, резко критиковавших буддийскую Тантру.[1] Вероятно, предубеждение Буддагуптанатхи передалось и его ученику, что нашло отражение в его неприятии быстро растущего в Тибете влияния сравнительно молодой школы гелуг, ратующей за строгое соблюдение правил Винаи. Поэтому он скооперировался с тибетской (цзанской) политической партией, поддерживавшей школы линии кагью, и даже попытался искалечить молодого Далай-ламу, когда дядя последнего, принадлежащий к школе карма-кагью, привёл к нему мальчика для получения благословения:

На церемонии посвящения этот хубилган [Таранатха] сказал: "Ну-ка, посмотрим на этого резвого хубилгана далай-ламы", - и, приблизив мальчика к себе, поранил ему угол глаза. Поэтому мальчик, будущий далай-лама, остался кривым на один глаз. Хубилган Джэбдзун-Таранатха издавна вёл борьбу против далай-лам, начиная ещё с Содномджамцо, а также против Панчен-богдо. Это никто иной, как он, был учителем царя Цзана Пунцогнамджила и давал тому тайные указания об уничтожении жёлтого учения. Он был ярый противник далай-лам и для того, чтобы правдами и неправдами устранить их, искалечил мальчика.[5]

Ещё до начала череды поражений про-кагьюпинских сил в Тибете и Монголии Таранатха пытался наладить контакты с маньчжурами с целью привлечения в Тибет интервенции для разгрома школы гелуг. Это навлекло на него подозрения лхасских властей:

Панчен-богдо ненавидел Джэбдзун-Таранатху как врага жёлтой религии и представителя учения ничтожных китайских хэшанов. Джебдзун-Таранатха поранил угол глаза Далай-ламе, когда тот был ещё ребенком, поэтому Далай-лама затаил на него злобу. Вдобавок ко всему, несколько монгольских послушников перешли из монастыря Брэбун во вновь основанный Джебдзун-Таранатхой монастырь Дакдан-Пунцоглин. Вследствие этого Далай-лама и Панчен-богдо рассердились на него "до тошноты". Воспользовавшись неурядицами между тибетскими провинциями Уй и Цзан, они схватили Джэбцзун-Таранатху, привезли в Лхасу и убили (1634). А монастырь Дакдан-Пунцоклин разорили (1642).[6]

Школа гелуг, стремясь использовать одиозное имя Таранатхи в своих целях вне Тибета, в 1650 году опознала тулку Таранатхи в сыне монгольского Тушэту-хана, лояльного школе гелуг. Мальчик, получивший монашеское имя Дзанабадзар, стал первым монгольским Богдо-гэгэном.

Примечания

  1. ↑ Буддагуптанатха и последние дни традиции сиддхов в Индии (2003)
  2. Incarnations of Javzandamba
  3. Тулку Тхондуп Ринпоче. Развитие Буддизма в Тибете
  4. Огнена Е. Д. Таранатха // Словарь буддизма (www.dhamma.ru)
  5. Эрдэнипэл Г. Конечная причина религий в Монголии. // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. - сс. 243-244
  6. Эрдэнипэл Г. Конечная причина религий в Монголии. // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2004. - сс. 234-235

См. также

Библиография

  • Jetsun Taranatha : Le Soleil de la confiance, La vie du Bouddha, Éditions Padmakara, 2003, ISBN: 2906949280
  • Taranatha : Le cœur des trois voies, Éditions Marpa, 1999, ISBN: 2906254150
  • Taranatha : La guirlande dorée, traduit du tibétain par Marc Rozette, Édition les deux océans, 2006, ISBN: 2866811437
  • Taranatha, A. Chattopadhyaha (trad), L. Chimpa (trad) Taranatha's History of Buddhism in India Motilal Banarsidass, (juillet 1990) (ISBN 8120806964) (ISBN 978-8120806962)
  • Taranatha, Hopkins, Jeffery (trad) The Essence of Other-Emptiness Snow Lion(2007). (ISBN 1559392738)

Ссылки

Дараната.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01