Lt304888.ru

Туристические услуги

Дзержинская линия

13-10-2023

Дзержинская линия
Новосибирский метрополитен
Открытие первого участка:

31 декабря 1987 года

Длина, км:

5,4 км

Количество станций:

5

Время поездки:

~ 10 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

5

Число вагонов в составе поезда:

4

Интервал движения в часы «пик»:

6 минут

Наземные участки:

нет

Электродепо:

ТЧ-1 «Ельцовское»

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить
Дзержинская линия
Площадь Гарина-Михайловского
ССВ к Красного проспекта
Сибирская
Маршала Покрышкина
Берёзовая роща
Золотая Нива
Гусинобродская
Волочаевская
ТЧ-2 «Волочаевское»

Дзержи́нская ли́ния — одна из двух действующих линий Новосибирского метрополитена. Первый её участок введён в эксплуатацию 31 декабря 1987 года. Обозначается на схемах зелёным цветом.

Содержание

История

Появление второй линии метрополитена было обусловлено тем, что, согласно трассировке Ленинской линии в правобережных районах, линия не подходила к главному вокзалу города, который, таким образом, остался на расстоянии двух километров от ближайшей станции метро.

В результате, нагрузка на улицу Челюскинцев (прямой путь от вокзала до станции «Красный Проспект») оказалась очень высокой, что создавало серьёзные проблемы для наземного транспорта в период почти двух лет до открытия первого участка Дзержинской линии.

Распоряжение СМ РСФСР от 12 декабря 1978 года

Эта проблема была решена путём постройки первого участка Дзержинской линии в составе двух станций, включая станцию «Вокзальная» (рабочее название «Площади Гарина-Михайловского»).

Проект

Проект первой очереди Новосибирского метрополитена в составе девяти станций Ленинской линии (от станции «Площадь Калинина» до «Площади Маркса», включая «Спортивную») и первого участка из двух станций Дзержинской линии (от «Вокзальной» до «Сибирской») был утверждён Советом Министров РСФСР 12 декабря 1978 года. Причём именовалась Дзержинская линия тогда Кировской.[1]

Расположение

Согласно утверждённому проекту, линия проходит по территории четырёх районов правобережной части Новосибирска: Железнодорожному, Центральному, Дзержинскому и Октябрьскому. В перспективе, трасса должна пройти по территории Ленинского района (её левобережный участок).[2]

Строительство

Первый участок линии

Схема линии до 28.12.2000 г

К строительству первого участка линии приступили задолго до открытия в январе 1986 года Новосибирского метрополитена. Станцию «Сибирскую» (рабочее название «Нарымская»[3]), в связи с тем, что она является пересадочной на Ленинскую линию и имеет общий вестибюль с «Красным проспектом» начали строить одновременно со станцией «Красный проспект». Строительные работы по обоим станциям начались в декабре 1980 года: под обе станции на перекрёстке Красного проспекта и улицы Гоголя были раскрыты два котлована глубиной около 20 м.[4][3]

Ещё ранее, в начале 1980 года, приступили к работам по станции «Вокзальная». В начале работ у метростроителей из тоннельного отряда возникли трудности — грунт на площади у главного вокзала оказался слишком твёрдым и в него не шли сваи. Было принято решение позвать на помощь «Взрывпром». Летом 1987 года строители начали возводить конструкции на 100-метровом участке сопряжения правого тоннеля и станции «Вокзальная».[5] А в конце того же года — первый участок линии (длина 1,6 км) был принят Государственной комиссией в эксплуатацию.[6] Первое время после открытия, линию обеспечивал только один единственный электропоезд, ходивший по левому тоннелю.[4] В 2000 году поездов стало два.[5]

Вторая очередь

После открытия первых станций началось постепенное продление линии на восток. В 1988 году начался демонтаж трамвайной линии по улице Гоголя, которая дублирует на поверхности трассировку Дзержинской линии (от Центрального рынка до парка культуры «Берёзовая роща»). В 1990 году были поставлены заборы под станцию «Фрунзенская» (рабочее название станции «Маршала Покрышкина»). Начато раскрытие котлована станции и камер для щитов. Затем была начата проходка тоннелей в сторону «Сибирской».

В 1991 году было начато само строительство второй очереди Дзержинской линии, от «Сибирской» до станции «Гусинобродская» (рабочее название «Золотой Нивы»), протяжённостью 4,1 км с тремя станциями: «Маршала Покрышкина», «Берёзовая роща» и станцией «Золотая Нива». Общая протяжённость второй очереди метрополитена — от станции «Площадь Гарина-Михайловского» должна была составить 5,86 км строительной или 5,53 км эксплуатационной длины, с длинами перегонов[6]:

  1. от станции «Сибирская» до станции «Маршала Покрышкина» — 1,58 км.[6]
  2. от станции «Маршала Покрышкина» до станции «Берёзовая Роща» — 1,17 км.[6]
  3. от станции «Берёзовая Роща» до станции «Золотая Нива» — 1,71 км.[1]

Так как от «Маршала Покрышкина» всего в 300 м по курсу глубокая выемка скоростной Ипподромской магистрали, то тоннели Дзержинской линии ныряют под неё. Между уровнем проезжей части и верхней кромкой тоннеля глубина порядка 6 м. Поскольку тоннель заглубляется, перед метростроителями стояла задача пройти водоносные горизонты. Как раз когда началась проходка тоннеля в сторону «Берёзовой рощи», начался экономический кризис, и федеральная власть перестала финансировать метростроение. Тоннелепроходческий щит был остановлен.

В 1996 году первый президент России Борис Ельцин в ходе предвыборной поездки в Новосибирск обещал выделение финансирования, однако никаких денег федеральный бюджет Новосибирску так и не дал.[7] А тем временем щит, застряв в водонесущих грунтах, вышел из строя. Вытащить щит из влажного грунта удалось только через несколько лет. В результате «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. Вместе с новой станцией был запущен правый тоннель до «Площади Гарина-Михайловского», длиной 1,58 километров. С этого момента количество электропоездов, обслуживающих линию, было увеличено.[4]

В 2002 году в город пришёл новый генеральный подрядчик — «Бамтоннельстрой». Горнопроходческая компания начала активные работы, по прокладке правого тоннеля и возведению станции «Берёзовая роща». Правый тоннель был пройден канадским тоннелепроходческим щитом «Lovat». 25 июня 2005 года станцию торжественно открыли[8], однако при этом было организовано челночное движение (по одному тоннелю).[9] Открытию нормального движения помешали две проблемы:

  1. техническая — нужно было вытаскивать щит из левого тоннеля;
  2. финансовая — сдав станцию, «Бамтоннельстрой» не получил от заказчика порядка 400 млн рублей.

В 2004 году в Новосибирске проводилось совещание строителей и на нём глава Росстроя Николай Кошман пообещал обеспечить федеральное финансирование на запуск «Берёзовой рощи» в 2004 году. Однако его слова так и остались лишь обещанием.

«Бамтоннельстрой», проложив правый тоннель до «Берёзовой рощи», успел проложить от «Берёзовой рощи» участок левого тоннеля. Щит «Lovat», которым прокладывался этот участок, остановили и разобрали, а затем вытащили на поверхность земли. Остался небольшой 42-метровый непроложенный участок второго тоннеля, где сидел старый щит. Дело до него дошло только в 2006 году. Утонувший щит вытащили и к концу года прокопали оставшийся участок. После чего, второй тоннель стал рабочим, а Дзержинская линия — полноценной, без челночного движения.[9]

К возведению объектов третьей станции, входившей во вторую очередь Дзержинской линии, приступили в 1993 году. Однако через пять лет, в связи с недостатком денежных средств, все строительные работы были прекращены.[10] Строительство было возобновлено только в мае 2007 года. На тот момент было пройдено 44 метра левого тоннеля и 7 метров — правого. К середине года строители из «ТО-39» прошли уже 240 метров левого перегонного тоннеля. Работы осложняли устаревшие щиты и сложные геологические условия — большой объём грунтовых вод.

7 октября была открыта, а затем 26 октября 2010 года закрыта (на 30 суток решением суда) станция «Золотая Нива».[11][12][13] Повторное её открытие состоялось только 9 февраля 2011 года.[14]

Техническая информация

Депо

До постройки запланированного «Волочаевского» электродепо, с момента ввода и по настоящее время, Дзержинскую линию обслуживает «Ельцовское» электродепо, которое находится по нечётной стороне улицы Нарымской, в пойме реки 1-й Ельцовки.

Подвижной состав

На линии используются вагоны 81-717/714. В настоящее время по линии ходят четырёхвагонные составы, хотя платформы всех станций рассчитаны на пять вагонов. Одновременно на линию выходят от двух до четырёх (в часы пик) составов.

Оснащение станций

В период с 2008 года по 2011 год на нескольких станциях («Площадь Гарина-Михайловского», «Сибирская») Дзержинской линии была внедрена круглосуточная система видеонаблюдения, аналогичная внедрённой ранее системе на Ленинской ветке.[15][16] Монтаж систем связи и систем наблюдения вёлся в соответствии с городской целевой программой «Безопасность Новосибирского метрополитена».[17]

К 2011 году вестибюли нескольких станций линии («Площадь Гарина-Михайловского», «Сибирская», «Маршала Покрышкина», «Берёзовая роща», «Золотая Нива») были оснащены рамками металлоискателей, для выборочного досмотра пассажиров.[18]

Статистика

  • Длина станций на линии, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-х вагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м.[19]
  • Общее время поездки — около 10,5 минут.[19]
  • Интервалы движения поездов на линии составляют от 6 минут (часы пик) до 12 минут (после 23.00).[20]
  • Перевозка за 6 месяцев 2012 года — 6,6 млн пассажиров.[21]

Перспективы

Перспективная схема линии

В 1980-х годах проектным институтом «Новосибметропроект» была разработана (и утверждена Советом Министров СССР) откорректированная «Генеральная схема развития метрополитена города Новосибирска»[22], согласно которой по Дзержинской линии должны быть расположены 8 станций, а её общая длина должна составлять 14,7 км.[2] В настоящее время на линии, общей протяжённостью 5,4 км, расположены 5 станций.[23]

Ближайшие перспективы

До августа 2011 года, «Площадь Станиславского», расположенная по Ленинской линии, была следующей (14-й) на очереди строительства станцией метро после «Золотой Нивы». А уже после её сдачи планировали вновь перейти на Дзержинскую линию, начав возводить станцию с проектным названием «Гусинобродская» (другое название — «Доватора»).[24]

Однако, 10 августа 2011 года вице-мэр города Андрей Ксензов заявил, что следующей станцией выбрана станция на Дзержинской линии, так как «хотя „Площадь Станиславского“ тоже важна и нужна городу, но всё же она даст существенно меньшее развитие пассажирских перевозок, чем „Доватора“».[25][26] В августе того же года было отмечено, что пуск перспективной станции ожидается (в случае успеха с финансированием проекта из федерального бюджета) в 2016 году.[26] В апреле 2012 года новый начальник МУП «УЗСПТС» А. Мысик добавил, что станция «Доватора» будет строиться открытым способом и будет иметь один вестибюль.[27]

После этого, по словам Мысика, на линии должны появиться «Волочаевское» электродепо и одноимённая наземная станция, зонного типа. Перспективное метродепо должно будет обслуживать Дзержинскую линию и освободить Ельцовское депо. По мнению начальника МУП «УЗСПТС», депо со станцией могут быть введены в течение 2-2,5 лет, в период с 2018 года до 2020 года.[28]

В ближайшее время по станции «Доватора» и «Волочаевскому» электродепо должна начаться разработка проектно-сметной документации. Ориентировочный срок начала строительных работ — период с 2012 года по 2014 год. По заявлению ряда чиновников, при их возведении «город рассчитывает на поддержку федерального бюджета» (в 2013 году).[29]

Внешние изображения
Схема развития линии, на карте города

В июне 2012 года стало известно, что ветка закончится в районе жилмассива Волочаевский станцией с рабочим названием «Молодёжная» (также называется «Волочаевской»), которая должна расположиться между улицей Волочаевской и улицей Коминтерна. Причём до Гусинобродского шоссе будут возведены подземные тоннели (и на пересечении улиц Доватора и Гусинобродского шоссе расположится станция «Гусинобродская»). А далее через примерно 400 м, на высоте порядка 5 метров, будет построена утеплённая крытая эстакада.[21] Эстакада длиной около 800 метров, согласно планам, будет идти параллельно шоссе.[30][31]В зимнее время она будет отапливаться. А после станции «Молодёжная» расположится депо «Волочаевское».[21]

Отдалённые планы

Внешние изображения
Схема «Развитие сети городского транспорта»

В дальнейшей перспективе имеются планы по продлению линии на левый берег Оби, в Ленинский район Новосибирска, с пересадкой на перспективную Кировскую линию и возможностью продления одной из этих линий в посёлок Кудряши. Кроме того, рассматривается возможность объединения Кировской и Дзержинской линий, в одну.

Согласно «Карте-схеме комплексного развития общественного транспорта г. Новосибирска» от 2007 года, до моста (перспективного) через Обь, должны быть построены ещё три станции: в районе улицы Владимировской, ул. Ногина и около Заельцовского парка (См. схему «Развитие сети городского транспорта» из Генерального плана Новосибирска до 2030 года).[32]

Примечания

  1. ↑ Журнал «Строительство и горхозяйство Сибири» — 14 километров истории
  2. ↑ Новосибирское метростроение выходит из кризиса — Журнал «Федеральный строительный рынок» № 65, 14.12.2007
  3. ↑ Gelio (Степанов Слава) — Новосибирск. История строительства станций «Красный проспект» и «Сибирская» (1980—1987)
  4. ↑ История Новосибирского метрополитена — Мир метро / Metroworld, 2001—2008
  5. ↑ История метро Новосибирска. Станция «Площадь Гарина-Михайловского» (1980—1987)
  6. ↑ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА И ДРУГИХ ВИДОВ СКОРОСТНОГО ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА ДО 2015 ГОДА В Г. НОВОСИБИРСКЕ
  7. Станция «Маршала Покрышкина» — Мир метро / Metroworld
  8. Первому в Сибири метро — 20 лет — Архивариус N 1/2 2006 год
  9. ↑ Станция «Берёзовая роща» — Мир метро / Metroworld
  10. Отчёт областной контрольно-счётной палаты // оригинал
  11. Сибкрай.ru: В Новосибирске открыта станция метро «Золотая Нива»
  12. Новосибирцы остались без «Золотой Нивы» на 30 суток
  13. В Новосибирске Ростехнадзор закрыл станцию «Золотая Нива»
  14. Метрополитен: Станция метро «Золотая Нива» возобновила работу
  15. В новосибирском метро развивают систему видеонаблюдения — "ИД «Комсомольская правда», 22.05.2008
  16. Видеокамеры появились еще на одной станции новосибирского метро — «ИД „Комсомольская правда“», 20.01.2011
  17. Метрополитен стал безопасней и комфортней — Мэрия Новосибирска, 18.02.2009
  18. На станции «Красный проспект» заработал металлоискатель — НГС.НОВОСТИ, 9.11.2011
  19. ↑ Рождение метро в городе Новосибирске — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  20. Интервалы движения — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  21. ↑ Дзержинская линия: рельсы уходят в небо — НГС.НОВОСТИ, 04.07.2012
  22. Перспективы Новосибирского метрополитена — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  23. Технико-экономические показатели — Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  24. Правотека НСО
  25. Вице-мэр Ксензов: следующей станцией метро станет «Доватора» — НГС.НОВОСТИ
  26. ↑ Станция «Доватора»: три года ждать — НГС.НОВОСТИ, 16.08.2011
  27. На достройку «Золотой Нивы» в этом году нужны 72 млн рублей — НГС.НОВОСТИ, 23.04.2012
  28. Новосибирское метро будет состоять из пяти линий и 54 станций — Сибкрай.ru, 28.03.2012
  29. Дзержинская ветка метро вырастет до барахолки — АиФ, 11.08.2011
  30. Дзержинская линия метро продолжится крытой эстакадой — НГС.НОВОСТИ, 29.06.2012
  31. Дзержинскую линию закончат станцией «Молодёжная» — Деловой Квартал, 29.06.2012
  32. Генеральный план Новосибирска // Официальный сайт мэрии — Novo-sibirsk.ru

Ссылки

  • На станции метро «Пл. Ленина» установили памятный знак метростроителям — Мэрия Новосибирска, 22.01.2010
Линии Новосибирского метрополитена
1 Ленинская 2 Дзержинская 3 Кировская 4 Первомайская 5 Октябрьская

Дзержинская линия.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01