Lt304888.ru

Туристические услуги

Новосибирский метрополитен

05-05-2023

Новосибирский метрополитен
Информация
Страна

 Россия

Город

Новосибирск

Дата открытия

28 декабря 1985

Длина линий

16 км

Количество станций

13

Количество линий

2

Пассажиропоток за день

207,1 тыс. (2011)

Пассажиропоток за год

75.6 млн. (2011)

Схема линий

www.nsk-metro.ru
Новосибирский метрополитен на Викискладе

Новосиби́рский метрополитен — скоростная внеуличная транспортная система в Новосибирске, первый и единственный в Сибири, четвёртый и самый восточный метрополитен в России. По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в год около 70 млн пассажиров. По состоянию на начало 2012 года действуют 13 станций.

Содержание

Общие сведения

По состоянию на начало 2012 года новосибирский метрополитен насчитывает 13 действующих станций, расположенных на 2 линиях. Первый пусковой участок из 5 станций был введён в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, а открыт для пассажиров 7 января 1986 года[1]. Эксплуатационная длина действующих линий — 16 км. Среднесуточная перевозка в месяц наибольшего пассажиропотока — 261,4 тыс. пассажиров (декабрь 2010 года). Пиковый среднесуточный объём перевозок — 340,4 тыс. пассажиров (24 декабря 2010 года)[2].

Метрополитен Новосибирска состоит из двух линий — Ленинской и Дзержинской. Дзержинская линия на протяжении первых 20 лет (1987—2007) осуществляла челночное движение поездов. Лишь с июня 2007 года стало возможным организовать оборотное движение. Обе линии метро обслуживает единое электродепо «Ельцовское» (1985 год).

Интервалы между поездами - от 2,5 минут в час пик до 13 минут после 23.00[3] .

Начальники метрополитена

  • В настоящее время начальником Новосибирского метрополитена является Владимир Михайлович Кошкин.

Новосибирский метромост

Новосибирский метромост через Обь[5], длина которого вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 896 метров — русловая часть), является самым длинным метромостом в мире.

Метромост через р. Обь. Новосибирск

Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связывании левого и правого берегов надёжной транспортной системой. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель либо метромост. Предпочтение было отдано строительству моста, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект метромоста был разработан лениградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978-м году. Строительство продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985-го.

Новосибирский метромост состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «Речной вокзал», собственно мостового перехода, серой железобетонной коробки, и зелёного короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы Горской. Опоры моста имеют V-образный вид.

Обе галереи имеют остекление. В железобетонной коробке ранее также существовали окна-иллюминаторы, однако в середине 90-х годов они были «прикрыты» защитными створками из-за сильного заноса моста снегом во время бурь.

Статистика

По статистике Новосибирского метро:

Общий пассажиропоток по годам[6]

Год Пассажиропоток Год Пассажиропоток
1986 42,9 млн 1999 70,6 млн
1987 45,6 млн 2000 76,0 млн
1988 64,2 млн 2002 74,9 млн
1989 68,3 млн 2003 74,9 млн
1990 74,1 млн 2004 70,8 млн
1991 69,9 млн 2005 61,8 млн
1992 91,9 млн 2006 66,9 млн
1993 117,5 млн 2007 69,6 млн
1995 110,4 млн 2008 77,5 млн
1996 97,3 млн 2009 69,9 млн
1997 83,7 млн 2010 73,9 млн
1998 75,6 млн 2011[7] 75,6 млн

Среднесуточная перевозка пассажиров в 2007 году: 190,7 тысяч пассажиров, в 2008 году — 211,8. В 2010 году: 202,4 тысячи пассажиров, в 2011 году: 207,1 тысяч пассажиров

Среднесуточный пассажиропоток станций, по убыванию, за 2010 год[8]:

Станция Количество пассажиров в сутки
1 Площадь Маркса 39,3 тыс. (в 2008 году — 41,9 тыс. пасс.)
2 Площадь Ленина 26,4 тыс.
3 Заельцовская 26,2 тыс.
4 Речной Вокзал 24,2 тыс.
5 Красный проспект-Сибирская 18,1 тыс.
6 Студенческая 17,9 тыс.
7 Октябрьская 11,9 тыс.
8 Гагаринская 11,7 тыс.
9 Золотая Нива свыше 10 тыс. (2012)[9][10]
10 Берёзовая роща 9,7 тыс.
11 Площадь Гарина-Михайловского 8,6 тыс.
12 Маршала Покрышкина 8,5 тыс.

2011 год (технико-экономические показатели)[7]

Количество перевезенных пассажиров, тыс. пасс. 75592

в том числе: оплативших проезд, тыс. пасс. 75230

Среднесуточная перевозка, тыс.пасс. 207,1

Среднесуточная перевозка в месяц максимальных перевозок (тыс.пасс) 230,5 декабрь

Суточная перевозка в день максимальной перевозки (тыс.пасс) 279,7 28 декабря

Среднесуточная перевозка по станциям:

— с максимальным пассажиропотоком (Площадь Маркса) тыс.пасс. 40,1

— с минимальным пассажиропотоком (Маршала Покрышкина) тыс.пасс. 6,3

Выполнение графика движения поездов 99,98

Общая среднесписочная численность работников 1583

Удельный вес перевозки пассажиров от общегородских муниципальных 43,2

Оплата проезда

Одноразовая поездка оплачивается с помощью металлического жетона, приобретаемого в кассе или автомате по продаже жетонов. Используется система «Электронный проездной — Новосибирск»[11] охватывающая весь пассажирский транспорт города. В рамках системы действуют: «Единая транспортная карта»[12], «Студенческая карта», «Карта школьника» и «Социальная карта». С 1 января 2011 года в Новосибирском метрополитене действуют следующие тарифы проезда: Стоимость жетона 15 рублей (по Единой транспортной карте — 14 рублей, по «Студенческой карте» и «Карте школьника» — 7 рублей 50 копеек), стоимость провоза одного места ручной клади 15 рублей.[13]

Изменение стоимости проезда в Новосибирском метрополитене[14]:

  1. с 23.01.1995 — 400 рублей
  2. с 01.10.1995 — 800 рублей
  3. с 05.04.1996 — 1000 рублей
  4. с 19.08.1996 — 1200 рублей
  5. с 01.02.1997 — 1500 рублей
  6. с 21.07.1998 — 2 рубля (деноминация)
  7. с 17.05.2000 — 3 рубля
  8. с 28.11.2000 — 4 рубля
  9. с 10.01.2002 — 5 рублей
  10. с 06.01.2003 — 6 рублей
  11. с 02.08.2004 — 8 рублей
  12. с 17.01.2006 — 10 рублей
  13. с 01.02.2007 — 11 рублей
  14. с 15.03.2008 — 12 рублей
  15. с 08.06.2009 — 14 рублей
  16. с 01.01.2011 — 15 рублей[15]

Подвижной состав

Вагон метро 81-717/714

В Новосибирском метрополитене работают различные модификации электровагонов 81-717 / 81-714 производства Мытищинского завода, завода им. Егорова и Октябрьский электровагоноремонтный завод[16], их обслуживанием и ремонтом (в объеме до КР-1) занимается одно депо «Ельцовское». В каждом составе по 4 вагона (в перспективе возможно увеличение до 5 вагонов).

Общий парк вагонов — 92 единицы[2] По состоянию на апрель 2010 года в Новосибирском метрополитене 92 вагона (23 состава по 4 вагона).

Поезд-музей

28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: 1893-1920, 1920-1940, 1941-1975, 1976-н.вр.[17].

Линии

Цвета в таблице соответствуют цветам линий на схеме.

Название Год открытия Год открытия последней станции Длина, км Количество станций
1 Ленинская 1986 1992 10,5 8
2 Дзержинская 1987 2011 5,5 5
Всего: 16 13

Открытие участков

Хронология

Ближайшие перспективы

  • 2013: Площадь Маркса — Площадь Станиславского (отложено, ожидается через 5-6 лет после ввода Доватора)
  • 2016: Золотая Нива — Доватора
  • 2017: Доватора — Волочаевская

Дальнейшие перспективы развития

Согласно Генеральной схеме развития метрополитена города Новосибирска, разработанной Новосибметропроектом на основании Постановления Совета Министров СССР от 30.03.81 N 312, метрополитен в г. Новосибирске должен был состоять из пяти линий общей протяженностью 91,4 км[21].


Наименование линии Длина, км Количество станций Районы размещения
1 Ленинская 20,4 15 Заельцовский, Центральный, Октябрьский, Ленинский
2 Дзержинская 14,7 8 Железнодорожный, Центральный, Дзержинский, Октябрьский, Ленинский
3 Кировская 13,6 8 Ленинский, Кировский
4 Первомайская 21,1 12 Дзержинский, Центральный, Октябрьский, Первомайский
5 Октябрьская 21,2 10 Заельцовский, Калининский, Дзержинский, Октябрьский

Позже предпринимались неоднократные попытки корректировки этой схемы. Предложения по коррекции в основных чертах могут быть сведены к следующим:

  • Объединение Кировской и Дзержинской линии в связи с отказом от жилого строительства в районе Затона;
  • Объединение северного участка Октябрьской линии с Первомайской линией при отказе от строительства южной части Октябрьской линии;
  • Изменения в трассировке вылетных участков линий метро для приведения их в соответствие с текущими планами развития города.

Таким образом, если бы не двойное пересечение Ленинской и объединенной Кировской-Дзержинской линий, схема превращалась в классический для советских городов «треугольник».

Значительные изменения предполагаемая сеть метро претерпела после принятия генерального плана Новосибирска в 2008 г. Авторы Генплана предлагали создание разветвленной системы с кольцевой линией метрополитена, включающей два новых перехода через Обь[22]. В настоящий момент ведется работа по корректировке спорных предложений генерального плана и формированию окончательного плана развития транспортной схемы города. В качестве дополняющих и частично замещающих метрополитен предлагается использовать линии скоростного трамвая. Вопрос о приоритете строительства линий классического метро после выполнения «программы развития скоростных видов транспорта до 2015 года»[23] между Ленинской, Кировской и Первомайской линиями будет, скорее всего, решен в пользу последней.

Сотовая связь в Новосибирском метрополитене

Все станции Новосибирского метрополитена покрыты 4 сотовыми операторами — «Билайн», «МТС», Tele2 и «МегаФон».

Видеонаблюдение

Системы видеонаблюдения в метро Новосибирска были впервые смонтированы в 90-х годах, однако были децентрализованы и не охватывали все доступные пассажирам помещения.

28 декабря 2007 года началась реализация проекта «Системы видеонаблюдения на станциях Новосибирского метрополитена и передачи видеоинформации в ситуационный центр».

Проект был разработан как часть федеральной программы антитеррористической защищённости объектов метрополитена. Целью этой программы является обеспечение безопасности пассажиров и повышение эффективности мероприятий, предупреждающих возможные аварии и террористические акты, а также усиление охраны общественного порядка.

Основная часть системы — видеокамеры, их информацию обрабатывает различное регистрационное и технологическое оборудование. Таким образом, есть возможность работать с видеоинформацией в постоянном режиме. Все данные с камер аккумулируются в ситуационном центре в дежурной части отдела полиции по охране метрополитена. Специалисты в режиме реального времени видят обстановку во всех помещениях метрополитена и могут оперативно реагировать на возникновение внештатных ситуаций.

Проект начался с оснащения помещений пяти станций:

Проект показал свою эффективность, и в 2008 году система видеонаблюдения в новосибирском метрополитене была установлена на остальных станциях.[24]

Фотогалерея станций

Примечания

  1. http://www.nsk-metro.ru/Chronicle.htm
  2. ↑ http://www.nsk-metro.ru/Technical.htm
  3. Новосибирский метрополитен
  4. В Новосибирске появится мемориальная доска первому начальнику метро // Novo-sibirsk.ru
  5. Мост на Google Map
  6. Демин В. И. Первое в Сибири. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.
  7. ↑ Новосибирский метрополитен
  8. Среднесуточный пассажиропоток станций. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  9. Первые итоги работы станции «Золотая Нива» с новым вестибюлем 13.04.12
  10. — Пассажиропоток станции «Золотая Нива» вырос ещё на 8 % за неделю — НГС.НОВОСТИ, 14.04.12
  11. Социальная карта. Транспортная карта — Электронный проездной
  12. http://www.nsk-metro.ru/ETK.htm
  13. Тарифы — стоимость проезда пассажиров в Новосибирском метрополитене, г. Новосибирск, 2009 год | Тарифы
  14. проезда
  15. Новый год начнется с повышения цен на проезд
  16. Петербуржцы построили вагоны для новосибирского метро, Фонтанка.ру (12 октября 2010). Проверено 12 ноября 2010. «У ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» заключен контракт с «Новосибирским метрополитеном»».
  17. В метро вышел на линию поезд-музей (фото) - НГС.НОВОСТИ
  18. Открылась станция метро «Золотая Нива»
  19. Метрополитен: «Золотую Ниву» закрыли по решению суда
  20. Метрополитен: Станция метро «Золотая Нива» возобновила работу
  21. http://www.nsk-metro.ru/index.php?Perspective Официальный сайт Новосибирского метрополитена
  22. http://www.novo-sibirsk.ru/upload/content/653/p20.jpg
  23. http://www.novo-sibirsk.ru/upload/content/575/2001-resh080.rtf
  24. Видеокамеры помогают избежать пробок в метро Новосибирска. Деловой Петербург (24 января 2008).(недоступная ссылка) Проверено 24 января 2008.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Неофициальный сайт
  • Раздел на сайте metroworld.ruz.net
  • Фотографии Новосибирского метрополитена (Gelio)
  • Схема путевого развития
  • Виртуальный тур по Новосибирскому метрополитену
  • Статья о Новосибирском метромосте на неофициальном сайте метрополитена
  • Новосибирский метрополитен в фотографиях
  • История Новосибирского метрополитена в схемах на metroschemes.narod.ru
  • Сайт Роберта Швандля http://urbanrail.net/as/novo/novosibirsk.htm

Литература


Линии Новосибирского метрополитена
1 Ленинская 2 Дзержинская 3 Кировская 4 Первомайская 5 Октябрьская

Новосибирский метрополитен.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01