05-05-2023
Новосибирский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
16 км |
Количество станций |
13 |
Количество линий |
2 |
Пассажиропоток за день |
207,1 тыс. (2011) |
Пассажиропоток за год |
75.6 млн. (2011) |
Схема линий | |
www.nsk-metro.ru | |
Новосибирский метрополитен на Викискладе |
Новосиби́рский метрополитен — скоростная внеуличная транспортная система в Новосибирске, первый и единственный в Сибири, четвёртый и самый восточный метрополитен в России. По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в год около 70 млн пассажиров. По состоянию на начало 2012 года действуют 13 станций.
Содержание |
По состоянию на начало 2012 года новосибирский метрополитен насчитывает 13 действующих станций, расположенных на 2 линиях. Первый пусковой участок из 5 станций был введён в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, а открыт для пассажиров 7 января 1986 года[1]. Эксплуатационная длина действующих линий — 16 км. Среднесуточная перевозка в месяц наибольшего пассажиропотока — 261,4 тыс. пассажиров (декабрь 2010 года). Пиковый среднесуточный объём перевозок — 340,4 тыс. пассажиров (24 декабря 2010 года)[2].
Метрополитен Новосибирска состоит из двух линий — Ленинской и Дзержинской. Дзержинская линия на протяжении первых 20 лет (1987—2007) осуществляла челночное движение поездов. Лишь с июня 2007 года стало возможным организовать оборотное движение. Обе линии метро обслуживает единое электродепо «Ельцовское» (1985 год).
Интервалы между поездами - от 2,5 минут в час пик до 13 минут после 23.00[3] .
Новосибирский метромост через Обь[5], длина которого вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 896 метров — русловая часть), является самым длинным метромостом в мире.
Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связывании левого и правого берегов надёжной транспортной системой. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель либо метромост. Предпочтение было отдано строительству моста, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект метромоста был разработан лениградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978-м году. Строительство продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985-го.
Новосибирский метромост состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «Речной вокзал», собственно мостового перехода, серой железобетонной коробки, и зелёного короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы Горской. Опоры моста имеют V-образный вид.
Обе галереи имеют остекление. В железобетонной коробке ранее также существовали окна-иллюминаторы, однако в середине 90-х годов они были «прикрыты» защитными створками из-за сильного заноса моста снегом во время бурь.
По статистике Новосибирского метро:
Общий пассажиропоток по годам[6]
Год | Пассажиропоток | Год | Пассажиропоток |
---|---|---|---|
1986 | 42,9 млн | 1999 | 70,6 млн |
1987 | 45,6 млн | 2000 | 76,0 млн |
1988 | 64,2 млн | 2002 | 74,9 млн |
1989 | 68,3 млн | 2003 | 74,9 млн |
1990 | 74,1 млн | 2004 | 70,8 млн |
1991 | 69,9 млн | 2005 | 61,8 млн |
1992 | 91,9 млн | 2006 | 66,9 млн |
1993 | 117,5 млн | 2007 | 69,6 млн |
1995 | 110,4 млн | 2008 | 77,5 млн |
1996 | 97,3 млн | 2009 | 69,9 млн |
1997 | 83,7 млн | 2010 | 73,9 млн |
1998 | 75,6 млн | 2011[7] | 75,6 млн |
Среднесуточная перевозка пассажиров в 2007 году: 190,7 тысяч пассажиров, в 2008 году — 211,8. В 2010 году: 202,4 тысячи пассажиров, в 2011 году: 207,1 тысяч пассажиров
Среднесуточный пассажиропоток станций, по убыванию, за 2010 год[8]:
№ | Станция | Количество пассажиров в сутки |
---|---|---|
1 | Площадь Маркса | 39,3 тыс. (в 2008 году — 41,9 тыс. пасс.) |
2 | Площадь Ленина | 26,4 тыс. |
3 | Заельцовская | 26,2 тыс. |
4 | Речной Вокзал | 24,2 тыс. |
5 | Красный проспект-Сибирская | 18,1 тыс. |
6 | Студенческая | 17,9 тыс. |
7 | Октябрьская | 11,9 тыс. |
8 | Гагаринская | 11,7 тыс. |
9 | Золотая Нива | свыше 10 тыс. (2012)[9][10] |
10 | Берёзовая роща | 9,7 тыс. |
11 | Площадь Гарина-Михайловского | 8,6 тыс. |
12 | Маршала Покрышкина | 8,5 тыс. |
Количество перевезенных пассажиров, тыс. пасс. 75592
в том числе: оплативших проезд, тыс. пасс. 75230
Среднесуточная перевозка, тыс.пасс. 207,1
Среднесуточная перевозка в месяц максимальных перевозок (тыс.пасс) 230,5 декабрь
Суточная перевозка в день максимальной перевозки (тыс.пасс) 279,7 28 декабря
Среднесуточная перевозка по станциям:
— с максимальным пассажиропотоком (Площадь Маркса) тыс.пасс. 40,1
— с минимальным пассажиропотоком (Маршала Покрышкина) тыс.пасс. 6,3
Выполнение графика движения поездов 99,98
Общая среднесписочная численность работников 1583
Удельный вес перевозки пассажиров от общегородских муниципальных 43,2
Одноразовая поездка оплачивается с помощью металлического жетона, приобретаемого в кассе или автомате по продаже жетонов. Используется система «Электронный проездной — Новосибирск»[11] охватывающая весь пассажирский транспорт города. В рамках системы действуют: «Единая транспортная карта»[12], «Студенческая карта», «Карта школьника» и «Социальная карта». С 1 января 2011 года в Новосибирском метрополитене действуют следующие тарифы проезда: Стоимость жетона 15 рублей (по Единой транспортной карте — 14 рублей, по «Студенческой карте» и «Карте школьника» — 7 рублей 50 копеек), стоимость провоза одного места ручной клади 15 рублей.[13]
Изменение стоимости проезда в Новосибирском метрополитене[14]:
В Новосибирском метрополитене работают различные модификации электровагонов 81-717 / 81-714 производства Мытищинского завода, завода им. Егорова и Октябрьский электровагоноремонтный завод[16], их обслуживанием и ремонтом (в объеме до КР-1) занимается одно депо «Ельцовское». В каждом составе по 4 вагона (в перспективе возможно увеличение до 5 вагонов).
Общий парк вагонов — 92 единицы[2] По состоянию на апрель 2010 года в Новосибирском метрополитене 92 вагона (23 состава по 4 вагона).
28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: 1893-1920, 1920-1940, 1941-1975, 1976-н.вр.[17].
Цвета в таблице соответствуют цветам линий на схеме.
Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Количество станций | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ленинская | 1986 | 1992 | 10,5 | 8 |
2 | Дзержинская | 1987 | 2011 | 5,5 | 5 |
Всего: | 16 | 13 |
Согласно Генеральной схеме развития метрополитена города Новосибирска, разработанной Новосибметропроектом на основании Постановления Совета Министров СССР от 30.03.81 N 312, метрополитен в г. Новосибирске должен был состоять из пяти линий общей протяженностью 91,4 км[21].
№ | Наименование линии | Длина, км | Количество станций | Районы размещения |
---|---|---|---|---|
1 | Ленинская | 20,4 | 15 | Заельцовский, Центральный, Октябрьский, Ленинский |
2 | Дзержинская | 14,7 | 8 | Железнодорожный, Центральный, Дзержинский, Октябрьский, Ленинский |
3 | Кировская | 13,6 | 8 | Ленинский, Кировский |
4 | Первомайская | 21,1 | 12 | Дзержинский, Центральный, Октябрьский, Первомайский |
5 | Октябрьская | 21,2 | 10 | Заельцовский, Калининский, Дзержинский, Октябрьский |
Позже предпринимались неоднократные попытки корректировки этой схемы. Предложения по коррекции в основных чертах могут быть сведены к следующим:
Таким образом, если бы не двойное пересечение Ленинской и объединенной Кировской-Дзержинской линий, схема превращалась в классический для советских городов «треугольник».
Значительные изменения предполагаемая сеть метро претерпела после принятия генерального плана Новосибирска в 2008 г. Авторы Генплана предлагали создание разветвленной системы с кольцевой линией метрополитена, включающей два новых перехода через Обь[22]. В настоящий момент ведется работа по корректировке спорных предложений генерального плана и формированию окончательного плана развития транспортной схемы города. В качестве дополняющих и частично замещающих метрополитен предлагается использовать линии скоростного трамвая. Вопрос о приоритете строительства линий классического метро после выполнения «программы развития скоростных видов транспорта до 2015 года»[23] между Ленинской, Кировской и Первомайской линиями будет, скорее всего, решен в пользу последней.
Все станции Новосибирского метрополитена покрыты 4 сотовыми операторами — «Билайн», «МТС», Tele2 и «МегаФон».
Системы видеонаблюдения в метро Новосибирска были впервые смонтированы в 90-х годах, однако были децентрализованы и не охватывали все доступные пассажирам помещения.
28 декабря 2007 года началась реализация проекта «Системы видеонаблюдения на станциях Новосибирского метрополитена и передачи видеоинформации в ситуационный центр».
Проект был разработан как часть федеральной программы антитеррористической защищённости объектов метрополитена. Целью этой программы является обеспечение безопасности пассажиров и повышение эффективности мероприятий, предупреждающих возможные аварии и террористические акты, а также усиление охраны общественного порядка.
Основная часть системы — видеокамеры, их информацию обрабатывает различное регистрационное и технологическое оборудование. Таким образом, есть возможность работать с видеоинформацией в постоянном режиме. Все данные с камер аккумулируются в ситуационном центре в дежурной части отдела полиции по охране метрополитена. Специалисты в режиме реального времени видят обстановку во всех помещениях метрополитена и могут оперативно реагировать на возникновение внештатных ситуаций.
Проект начался с оснащения помещений пяти станций:
Проект показал свою эффективность, и в 2008 году система видеонаблюдения в новосибирском метрополитене была установлена на остальных станциях.[24]
Станция «Берёзовая Роща»
Станция «Гагаринская»
Станция «Красный проспект»
Станция «Заельцовская»
Станция «Речной вокзал»
Станция «Сибирская»
Станция «Площадь Гарина-Михайловского»
Это заготовка статьи о метро. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Линии Новосибирского метрополитена | |||||||||
1 | Ленинская | 2 | Дзержинская | 3 | Кировская | 4 | Первомайская | 5 | Октябрьская |
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань • Волгоград (метротрам) • Железногорск (метроэлектричка) | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) |
Новосибирский метрополитен | ||
---|---|---|
Ленинская линия |
|
|
Дзержинская линия |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
|
Перспективные линии |
|
Новосибирский метрополитен.