22-10-2023
Нижегородский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
15,5 км |
Количество станций |
13 |
Количество линий |
2 (работают как 1) |
Пассажиропоток за день |
88 тыс. (средний, 2008) |
Пассажиропоток за год |
32,2 млн. (2008)[1] |
Схема линий | |
Нижегородский метрополитен на Викискладе |
Нижегоро́дский метрополите́н (до 1992 года — Го́рьковский метрополите́н) — третий на территории России, 10 на территории СССР. По состоянию на 2012 год действуют 13 станций. Длина составляет 15,5 км. Ежедневный пассажиропоток — 88 тыс. человек.
Все станции мелкого заложения, лишь на одной из них — «Московской» — смонтированы эскалаторы, которые не работают ввиду малого пассажиропотока[2])
Две линии Нижегородского метрополитена (Автозаводская и Сормовская) в настоящий момент работают как одна единая. На станции «Московская» происходит смена направления движения: прибывшие с Автозаводской линии поезда отправляются на Сормовскую линию, прибывшие с Сормовской линии поезда отправляются на Автозаводскую. Предусмотрена возможность сквозного проезда пассажиров с линии на линию без пересадки
Станции открыты для входа пассажиров с 05:15 до 00:00. Интервал движения поездов 6-8 минут в дневное время; после 22 часов интервал увеличивается до 23 минут.
Содержание |
История Нижегородского метрополитена начинается в октябре 1973 года, когда к разработке первой очереди метрополитена приступили проектировщики Московского института «Метрогипротранс».
Строительство началось 17 декабря 1977 года. В этот день были вбиты первые сваи в основание станции «Ленинская». На месте начала строительства установлен памятный знак (буква М в тоннеле). В сентябре 1978 года от станции «Ленинская» началась проходка тоннелей. В пусковой комплекс 1-го участка первой очереди вошли линия протяженностью 7,8 км с шестью станциями, депо и инженерный корпус. Ввод в эксплуатацию осуществлен 19 ноября 1985 года.
# | Название | Конечные станции | Цвет | Введена в строй | Количество станций | Протяжённость (км) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Автозаводская | «Московская» — «Парк Культуры» | Красный | 20.11.1985 | 10 | 11,7 |
2 | Сормовская | «Буревестник» — «Московская» | Синий | 20.12.1993 | 3 | 3,8 |
Всего: | 13 | 15,5 км |
Примечание: На Автозаводской линии организовано правостороннее движение, на Сормовской линии — левостороннее.
Оплата проезда осуществляется жетонами, стоимость проезда с 1 июля 2012 года — 16 рублей, стоимость проездных билетов на предъявителя — 550 рублей.[3] Школьный проездной билет при наличии справки из образовательного учреждения стоит 200 рублей.
После распада Советского Союза в нижегородском метрополитене, как и в других городах, для оплаты проезда были введены специальные жетоны. Жетоны петербургского и нижегородского метрополитена имели схожие технические данные, нижегородские жетоны принимались петербургскими турникетами, петербургские — нижегородскими. Из-за разницы в цене (в Санкт-Петербурге стоимость поездки всегда была выше, чем в Н. Новгороде) постоянно наблюдался отток нижегородских жетонов в Санкт-Петербург; с целью предотвратить отток было введено ограничение на продажу до 4 штук в одни руки. Но этими мерами отток предотвратить не удавалось, и с 28 декабря 2009 года в Нижнем Новгороде были введены жетоны с новыми техническими данными. Новые жетоны изготавливаются из старых путем пробивки отверстия по центру, что приводит к изменению веса жетона.
С вводом станции «Горьковская» планируется реализовать систему бесконтактных карт в метро и других видах общественного транспорта, что позволит также ввести соответствующий проездной, который устранит проблему пересадок и увеличит доходы общественного транспорта.
Интересный факт — в течение некоторого времени после одного из повышений тарифа на рубеже 1990-х и 2000-х годов оплата проезда осуществлялась путём опускания в турникет двух жетонов вместо одного (предположительно по причине массовой скупки жетонов населением перед повышением тарифа).
В Нижегородском метрополитене с момента открытия до настоящего времени используются вагоны 81-717/81-714 («номерные»), в составах по 4 вагона, а также один состав состоящий из вагонов 81-717.5/81-714.5 с 2009 года. В метрополитене единственное депо «Пролетарское», в нём находится 21 состав (депо рассчитано на 32 состава), одновременно на линии работают от 6 до 10 составов. Большая часть вагонов произведена на АО «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге, кроме того есть вагоны с «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах. После открытия станции «Горьковская» будут эксплуатироваться также вагоны новой серии 81-717.6/714.6 производства «Метровагонмаш».
В метро работают три оператора сотовой связи:
На «Комсомольской» 17 мая 2012 года впервые в мире состоялся интернет-радиоэфир прямо из холла станции. Передвижная нижегородская радиостанция «Openstream» более часа общалась в прямом эфире с пассажирами и рассказывало истории из мира метрополитенов. Вещание состоялось при помощи wi-fi от МегаФон, который был установлен на станции накануне эфира.
Главная задача метростроевцев после завершения работ на метромосту через Оку — ввод в эксплуатацию станции «Горьковская», которая позволит пустить поезда Автозаводской линии до исторического центра города. Сооружение конструкции метромоста закончилось 4 ноября 2009 года, тогда же открылось автомобильное движение по верхней его эстакаде.
Внешние изображения | |
---|---|
Схема развития метрополитена (2006) | |
Перспективная схема внеуличного пассажирского транспорта из Генерального плана Н.Новгорода (2010) |
Для проходки двух перегонных тоннелей от метромоста до ст. Горьковская был приобретён ТПК «Ловат»[4], который был запущен в конце 2008 году. К 2010 году оба тоннеля были сооружены.
Строительство станции «Горьковская» началось 6 июля 2008 года, закончить её сооружение планируется 4 ноября 2012 года.[5][6] В настоящее время подземка не пользуется популярностью у жителей Нижнего Новгорода ввиду отсутствия станций в Верхней части города. Пуск «Горьковской» позволит решить эту проблему: по подсчётам специалистов ожидается увеличение пассажиропотока метро на 100 % и более[7], что в свою очередь снизит количество автомобильных «пробок» на мостах через Оку.
В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, нижегородские городские власти планируют продлить сормовскую ветку метро к предполагаемому стадиону на 45 тыс. мест, и построить около него станцию «Стрелка» к 2017 году[8][9].
2 июля 2012 на еженедельном оперативном совещании в мэрии генеральный директор МКУ «ГУММиД» Юрий Гаранин сообщил о ходе работ по проектированию метрополитена в Нижнем Новгороде. Ранее было запланировано продлить "Автозаводскую" ветку метро, после открытия станции "Горьковская", до "Оперного театра", "Сенной площади" и далее в микрорайон Верхние Печоры, но из-за строительства стадиона для Чемпионата мира по футболу 2018 года на Стрелке, планы поменялись. Принято решение построить метро на "Сормовской" линии от станции "Московская" до станции "Волга"[10][9]. На данный момент проработаны три варианта прохождения участка линии и расположения станций. Один из них предусматривает строительство 3-х станций: «Стрелка», «Мещерское озеро» и «Волга». Два других, укорачивают строительную длину линии, через исключение станции «Мещерское озеро» и предполагают различные подварианты расположения «Стрелки». При этом расположение конечной станции «Волга» во всех вариантах остаётся постоянным, что позволит продлить метрополитен до города Бор (под Волгой), где должен появиться Globe-town, в отдалённой перспективе[11][12]. Проектирование станции "Стрелка" должно быть проведено к концу 2013 года[8]. Он также отметил, что сейчас разрабатывается обход сложного участка развязки Канавинского моста, чтобы не были задеты его подпорные стенки и сваи[13].
Юрий Гаранин сообщил, что несмотря на то что Сормовская линия метрополитена в этой зоне изначально предполагала строительство четырех станций метро, но из-за ограничений по времени (до чемпионата осталось 6 лет) городские власти решили ограничиться только двумя станциями на сормовской линии- "Стрелка" и "Волга", которые должны функционировать к 2017 году[8][10]. Ветка пойдет от станции Московская по откосу вдоль реки Оки, через Стрелку и через весь микрорайон Мещерское озеро. Это будет совершенно новая трасса. Ветка до Нижегородской ярмарки, строительство которой было начато в 90-е годы, использоваться не будет. Так как станция "Ярмарка" изначально была ориентирована на декоративную функцию – с нее открывается красивый вид на реку, но при этом пассажиропоток там незначительный, Гаранин посчитал, что большой важности эта станция не имеет и признал её строительство нецелесообразным в нынешних условиях[13][14]. Станция метро, "Мещерское озеро", также пока строиться не будет[15].
Продолжение строительства сормовской ветки метро, от станции «Московская» до станции «Волга», запланировано на начало 2014 года. В данный момент проходит конкурс по выбору генерального подрядчика. проходка перегонных тоннелей будет выполнятся закрытым способом с помощью механизированного щитового комплекса. Станционные комплексы будут строится открытым способом с использованием искусственной системы водопонижения на период строительства. Планируется завершить строительство этого участка сормовской ветки к 2018 году. Новый участок метрополитена позволит обеспечить связь всего «спального» микрорайона Мещерское озеро с нагорной частью, Ленинским, Автозаводским, Московским и Сормовским районами города.[12].
Из-за особенностей путевого развития станции «Московская» для начала обособленной работы двух линий необходимо было бы открыть следующую за «Московской» станцию Сормовской линии «Ярмарка». Строительство «Ярмарки» было отложено, а оборотные тупики перенесены к улице Марата.
В местных СМИ неоднократно отмечалось, что строительство тоннелей метро в Нагорной части может вызвать затруднения, связанные со сложным рельефом и геологическим строением (холмистая местность с множеством водоносных слоёв). Эксплуатация поездов метро на станции «Ленинская» показала мощнейшую вибрацию грунта возле близлежащего здания Управления ГЖД даже в отсутствие движения автотранспорта и трамвая. Предполагаемая трасса метрополитена проходит через исторические кварталы и заметное число горожан активно протестуют против строительства подземки, выступая за сохранность архитектурных ансамблей.
За последние 15 лет пассажиропоток Нижегородского метрополитена упал почти в 2,5 раза. Ежегодные убытки составляют 300 млн рублей.
Линии Нижегородского метрополитена | |||||||||
1 | Автозаводская | 2 | Сормовская | 3 | Нагорная |
Нижегородский метрополитен | ||
---|---|---|
Автозаводская линия |
|
|
Сормовская линия |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань • Волгоград (метротрам) • Железногорск (метроэлектричка) | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) |
Нижегородский метрополитен.