Lt304888.ru

Туристические услуги

Звуки Му

11-10-2023

Звуки Му

СССР, Вильнюс 1988
Основная информация
Жанры

экспериментальный рок
русский рок
пост-панк

Годы

19831989[1],19931996, 19972005

Страны

 СССР
 Россия

Город

Москва

Состав

Пётр Мамонов

Бывшие
участники

Александр Липницкий,
Алексей Бортничук,
Карен Саркисов,
Павел Хотин,
Алексей Павлов

«Зву́ки Му» — советская и российская музыкальная группа, образованная в Москве в начале 1980-х годов Петром Мамоновым и Александром Липницким.

Лидер и автор текстов — Пётр Мамонов. В песнях группы доминирует бытовая тематика, в музыке — направления экспериментальный рок (1983—1987), психоделический рок (1988-1991), постпанк (1993—1997) и lo-fi(1998—2005).

Содержание

История

Возникновение коллектива (1981—1984 годы)

Пётр Мамонов начал интересоваться музыкой ещё в 1960-е годы, вместе со школьными друзьями он основал группу «Экспресс», в которой сам играл на гитаре. Этот коллектив неоднократно выступал на школьных вечерах и домашних концертах, однако серьёзные занятия музыкой начались для Петра только в 1981 году, после знакомства с околомузыкальным деятелем Александром Липницким. Образовавшиеся «Звуки Му» не очень хорошо владели инструментами (Липницкий первый раз взял в руки бас в возрасте 31 года). Стараясь компенсировать этот недостаток, Мамонов и Липницкий постоянно экспериментировали, используя во время выступлений кухонную утварь, спинки стульев и прочий нестандартный для музыкальных групп инвентарь. В 1982—1983 годах на гитаре им аккомпанировал Артемий Троицкий[2], позже ненадолго присоединился барабанщик Сергей «Африка» Бугаев.

В июле 1984 года Мамонов познакомился с Павлом Хотиным, студентом Московского энергетического института и выпускником музыкальной школы по классу фортепиано, игравшим тогда в составе группы «Пабло Менгес», и пригласил его в «Звуки Му» на клавиши. Хотин оказался первым профессионально обученным участником коллектива, поэтому с его приходом репетиции стали проходить значительно интереснее и осмысленнее; сказывалась академичность, его способность материализовывать желания Мамонова в аранжировках. Специально для Хотина нашли новый синтезатор, которому дали название «Мини-Му», и с августа началась подготовка к масштабным выступлениям[3].

Первый концерт состоялся на небольшом фестивале, в котором также участвовали «Браво», «Центр», Владимир Рацкевич, Сергей Рыженко и Виктор Цой, а в зале присутствовали многие знаменитости, в числе которых были Борис Гребенщиков, Сергей Курёхин и Андрей Макаревич. Отыгранной программе сопутствовал успех; с тех пор группа получила некоторую известность и стала приглашаться на другие московские музыкальные мероприятия. Следующее «судьбоносное» выступление состоялось осенью 1985 года на прослушивании команд будущей рок-лаборатории, и с этого момента «Звуки Му» получили официальный статус и возможность гастролировать по другим городам Советского Союза. В новый концертный состав вошли барабанщик Михаил Жуков и фаготист А. Александров. Местные власти принимали группу без особенной благосклонности, но тем не менее некоторые из концертов оказались довольно успешными, как, например, выступление летом 1986 года в ДК МИИТ, дебют на ленинградской сцене зимой[3].

Первый альбом (1988 год)

Ранее музыканты уже предпринимали попытки создания студийных записей, ещё в самом начале 1980-х годов Мамонов вместе со своим двоюродным братом Алексеем Бортничуком попробовал записать альбом. По некоторым данным, там было несколько хороших композиций, в частности «Бомбейские раздумья» и «Разговор на площадке номер семь», однако до наших дней плёнка не сохранилась. Вторая серьёзная попытка состоялась летом 1985 года, после того как Липницкий на вырученные от распродажи своей антикварной коллекции средства приобрёл 4-канальную портостудию Yamaha и переоборудовал второй этаж своей дачи на Николиной Горе из жилого помещения в студию записи[4]. Но и эти сессии тоже ни к чему не привели.

Когда Мамонов дорвался до относительно приличной техники, его, что называется, заклинило. У Петра появилась привычка переделывать каждую из композиций по многу раз. В итоге песни получались мёртвыми, а вокалу явно не хватало концертной энергетики. Он мучил себя и мучил музыкантов. Барабанщика Михаила Жукова он сажал в маленький душный боксик и заставлял работать сутками. Только такой крепкий русский характер, как у Жукова, мог выдержать подобное бытовое крепостничество.

— Александр Липницкий[4]

Этот альбом так и не был обнародован, хотя, по воспоминаниям музыкантов, некоторые песни были сыграны на нём вдохновенно, в особенности «Источник заразы» — с красивой партией клавиш, которая впоследствии так никуда и не вошла. Неудачи с альбомами превратились в тенденцию. Группа существовала уже более пяти лет, накопила больше двадцати отрепетированных композиций, но не имела в послужном списке ни одной студийной работы. «Все наши пробы записи долгое время выглядели какими-то полушизофреническими, — вспоминал Хотин. — Первое время мы считали, что ещё не готовы технически. Следующие попытки заканчивались неудачей потому, что Мамонов в очередной раз запивал и мы никак не могли собраться вместе»[4].

Переломным моментом стало выступление «Звуков Му» на фестивале Московской рок-лаборатории в июне 1988 года, когда за кулисами Дворца культуры имени Горбунова к музыкантам подошёл их старый знакомый Василий Шумов и предложил спродюсировать их первый альбом, а также предоставить для этого всю необходимую аппаратуру. Будучи опытным звукорежиссёром, Шумов установил на студии жёсткую дисциплину и заставил группу записать весь альбом за 20 дней. Дебютный альбом получил название «Простые вещи» и был выпущен на двух грампластинках небольшим тиражом, потому что Мамонов был против массового распространения магнитоальбома. Лидер коллектива был единственным из группы, кому звучание записанного им альбома понравилось, хотя вместо концертной энергетики и экспрессии он использовал, по просьбе Шумова, спокойный размеренный вокал. В итоге музыканты соглашались, что Шумов «кое-где пересушил эту запись», хотя это дало Мамонову новое видение своих композиций[4].

В голове у Васи идеал звука был совсем другой, чем у нас. Мы были настроены на какую-то определенную чуму, а он пытался сделать так, чтобы всё было сыграно правильно. Со стороны Шумова существовало определённое давление. Он как бы «давал знатока» в записи, сразу поставив процесс на быстрые и профессиональные рельсы, порой обламывая какие-то интересные идеи. Ведь это была для нас первая запись, и все в ней ценили каждый свой звучок, каждый удар, каждую ноту.

— Алексей Павлов[4]

Сам же Шумов стремился добиться деликатного звучания группы, поскольку пытался воспроизвести характер Мамонова вне сцены. Альбом сводили двое — Шумов и Мамонов, но критики определяют его как «„Звуки Му“ глазами Шумова!»[4].

Экспансия на запад (1989)

В конце 1980-х годов группой «Звуки Му» заинтересовался английский музыкант Брайан Ино, с которым группа познакомилась ещё в 1987 году в гостинице «Интурист». Впоследствии Ино признался Артемию Троицкому, что «видит в Мамонове какой-то очень древний архетип. Брайан сказал, что в этом есть что-то пугающее даже — такое ощущение, что человек вылез из Средневековья»[5]. Впоследствии он окончательно определился в том, что хочет поработать с группой. Их сотрудничество окончилось тем, что Ино спродюсировал альбом «Zvuki Mu», вышедший на Западе в 1989 году (в России альбом вышел в 1994 году). В этот альбом вошёл материал двух ранее записанных концертных программ «Простые вещи» и «Крым». Однако в процессе записи возникло противоречие в звучании материала, что и поставило на сотрудничестве точку: Мамонов стремился к «гладкому» звучанию, отказываясь от новаторских приёмов Ино[5].

По результатам своего первого приезда Брайан решил записать альбом «Звуков Му». История этой записи достаточно травматичная — я об этом писал и в книге и, по-моему, в аннотации к русскому изданию альбома. Брайану хотелось записать диск, который бы в звуковом отношении как-то подчёркивал или дополнял дикость «Звуков Му» и их своеобразие, а Пете, наоборот, хотелось, чтобы всё было чисто, гладко, максимально культурно, и чтобы они звучали как Брайан Ферри. Это был случай, когда нашла коса на камень — в данном случае косой был тонкий и острый Брайан Ино, а камнем был тупой Мамонов. И камень эту косу покорёжил. Петя был категорически против тех сведений, тех звуковых продюсерских инноваций, которые предлагал Ино. Поскольку Петя был человеком русским и брутальным, а Ино — английским и деликатным, то Ино в конце концов махнул рукой и записал и свёл альбом таким образом, как хотелось Мамонову. В результате получилась, на мой взгляд, пластинка довольно посредственная. Я думаю, что из всех продюсерских работ Брайана Ино едва ли не худшая.

— Артемий Троицкий[5]

С выходом LP на курируемом Ино лейбле Opal, который не стремился к популярности, прошли гастроли на Западе. В целом альбом не стал популярным, несмотря на то, что американский критик Роберт Кристгау выставил пластинке довольно высокую оценку (B)[6]. Cовместно с «АукцЫоном», «Ва-Банком» и певицей Екатериной Суржиковой 1 февраля 1989 года «Звуки Му» дали концерт в Берлине, а спустя несколько месяцев дали ряд концертов во Франции вместе с «Кино» и «АукцЫоном». В Советском Союзе группа была популярна, особенно в среде студенчества и творческой интеллигенции. Этому способствовало и транслировавшееся на всю территорию страны музыкальное ток-шоу «Музыкальный ринг», где группа выступила в прямом эфире в 1989 году, но проиграла ленинградскому коллективу «АВИА».

Период распада

Обложка винилового альбома «Транснадёжность». 1990 год.
Слева направо: А.Липницкий, А.Павлов, А.Бортничук, К.Саркисов, П.Хотин.
Пётр Мамонов — внизу

В разное время в «Звуках Му» играли многие заметные деятели искусства и культуры, но мало кто задерживался надолго. «Когда Мамонов на самых первых репетициях начинал вытворять секс с микрофоном, он распугал немалое количество сотрудничавших с нами музыкантов, — вспоминал Хотин. — Люди быстро покидали группу, потому что это было страшно круто. Это были минуты какого-то настоящего откровения, далёкого от рационального восприятия и чуждого по своей природе этому миру»[4].

Спустя несколько лет после распада оригинального состава группы Пётр Мамонов возродил коллектив, пригласив, помимо оригинального гитариста Алексея Бортничука, профессиональных сессионных музыкантов — басиста Евгения Казанцева и барабанщика Андрея Надольского. Два альбома этого периода, «Грубый Закат» и «Жизнь амфибий, как она есть», продемонстрировали радикальную смену звучания.

В конце 1990-х годов состав группы Звуки Му сократился практически до одного человека, Петра Мамонова. Музыка стала ещё более экспериментальной и минималистичной (т. н. lo-fi). Группа перестала действовать как группа, а название «Звуки Му» стало, по сути дела, названием сольного проекта Мамонова.

Стиль

Жанровая направленность группы не поддаётся точному определению, в их музыке присутствуют элементы пост-панка, электропопа, новой волны. Мелодика предельно скупа: почти все напевы опираются на одну ритмо-интонационную формулу — тоническую терцию минора, однако лаконизм мелоса компенсируется тембром голоса, богатейшим «видеорядом» сценического исполнения и нетрадиционными аранжировками (смесь причудливости и оригинального примитива). Все композиции отличает нетипичная драматургия: куплетная форма словно взрывается изнутри резким динамическим контрастом — либо на грани припева, либо в одной из строф[3].

Каждая песня представляет собой своеобразный спектакль, герой которого — личность, стоящая на «обочине жизни», вдали от привилегий нуворишей политики и искусства. Сценический образ Мамонова — это юродивый, «городской сумасшедший», жестикуляцией, телодвижениями и приплясываниями напоминающий шута. Как отмечалось в первой энциклопедии советского рока, в традициях древнерусской смеховой культуры Мамонов демонстрирует обществу изнанку человеческой жизни[3].

В своей книге «История группы ЗВУКИ МУ» Сергей Гурьев упоминает слова Бориса Гребенщикова: «“Звуки Му” — не группа музыкантов, а подлинная “русская народная галлюцинация”»[7]. Саму фразу придумал Сергей Рыженко[8].

Дискография

См. также фильмографию и сольную дискографию Петра Мамонова.

Примечания

  1. Звуки Му - Москва
  2. Евгений Кудряц. Артемий Троицкий: «Государство кормит народ омерзительной, бессмысленно-попсовой и псевдокульурной баландой!» // Кругозор. — 1 марта 2010. — № 2.
  3. 1 2 3 4 Артемий Троицкий. Звуки Му // Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. — Букинистическое издание. — Москва: Книга, 1990. — 384 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-212-00240-0
  4. ↑ 100 магнитоальбомов советского рока. — Москва: Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1
  5. RS Russia - Брайан Ино. Отпечатки по Фрейду
  6. Обзор альбома Zvuki Mu Робертом Кристгау
  7. Сергей Гурьев — «История группы ЗВУКИ МУ»
  8. Сергей Гурьев. История группы «Звуки Му»

Литература

  • Сергей Гурьев. История группы «Звуки Му». — СПб.: Амфора, 2008. — 254 с. — ISBN 978-5-367-00765-7

Ссылки

  • Звуки Му на сайте zvuki.ru
  • zvuki_mu — сообщество «Звуки Му» в Живом Журнале
  • Звуки Му в библиотеке Максима Мошкова
  • История группы
  • Литературоведческий анализ текстов песен «Звуков Му»
  • Пётр Мамонов: «Майк и Цой умерли, а я — нет!»: часть 1, часть 2, часть 3— Олег Коврига о Петре Мамонове и группе «Звуки Му» на сайте «Специальное радио», апрель 2006 года.


Звуки Му.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01