В Российской империи на законодательном уровне чётко разделялось инославное население (неправославные христианского исповедания[4]) и иноверческое население (исповедовавшее нехристианские религии). Закон выделял среди «терпимых религий» инославные вероисповедания (римско- и армяно-католическое, армяно-григорианское, евангелическо-лютеранское и евангелическо-реформатское) и иноверные (мусульманство, иудаизм, буддизм (ламаизм) и язычество)[5]. «Словарь Академии Российской» определял иноверие как отличающиеся от других вера и закон, а также как отличное от других богослужение[6]. «Словарь церковно-славянского и русского языка» называл иноверием несходство догматов и обрядов определённого вероисповедания с господствующим[7]. Некоторые православные богословы того времени, как например протоиерейГ. М. Дьяченко считали, что инославным является тот, кто «держится другого исповедания, иноверный», а под иноверием понимал «чуждую, не правую веру»[8]. В. И. Даль определял иноверие как учение и обряды иного (не господствующего) исповедания или веры[9], инославие объяснял как противоположность православию[10]. П. Е. Стоян определял инославного как неправославного[11].
В современных толковых словарях под иноверным обычно понимается человек другого (не господствующего) вероисповедания[13][14][15][16][17], а под инославным человек не православного вероисповедания.[18].
Этимология
Как инославие, так и иноверие являются кальками[источник не указан 60 дней]греч.ἑτεροδοξία (превратное мнение, ложное суждение, от греч.ἑτερα — другой, иной + греч.δόξα — мнение, представление)[19][20]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечал, что слово инославный является неправильным переводом с греческого языка на русский слова έτεροδόξος (έτερος — другой; δόξα — слава, мнение), что «означает человека, иначе мыслящего о предметах веры, не единоверного»[21].
↑Дворкин, 2006, Инославными называют христианские, как правило, культурообразующие церкви или конфессии, которые при всех своих отклонениях от Истины Православия всё же имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия, и сохраняют хоть какую-то генеалогическую преемственность с ранней, неразделенной Церковью. В самом расширительном смысле, помимо римо-католиков и протестантов, инославными можно назвать и членов внелитургических постпротестантских традиционных деноминаций и сект, таких как методисты, баптисты и консервативные евангелики, с. 42
↑Пашаева, 2007, Под термином „инославие“ понимаются отличные от православия христианские вероисповедания и их церкви. Это Армянская апостольская церковь, Ассирийская церковь Востока, католицизм, протестантизм в его разных формах, с. 2
↑Булгаков, 1965, На основании всего вышесказанного можно установить, как определяется отношение Православия к другим христианским исповеданиям. Прежде всего, Православие сознает себя истинною Церковью, находящейся в обладании полноты и чистоты церковной истины в Духе Святом. Отсюда вытекает основное его отношение ко всем другим исповеданиям, как отколовшимся — непосредственно или посредственно — от церковного единства: оно может стремиться лишь к одному — оправославить весь христианский мир так, чтобы все исповедания влились в единое русло вселенского православия… Основанием же для такого движения является то, что все церковные общины, как бы далеко они не разошлись на своем церковном пути, сохраняют в себе значительную часть вселенского предания и, следовательно, причастности к Православию. Все они имеют зерно Православия.
Три века Санкт-Петербурга: Осьмнадцатое столетие. Кн. 1. А-М., кн. 2. Н-Я. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. — С. 404.
Проблемы законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX века : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 — Теория и история права и государства. - СПб., 2001.
↑САР, 1809, Иноверие, -рия, с. ср. 2 скл. Содержание другой веры или закона, особливый от других образ богослужения, с. 1150
↑СЦСРЯ, 1847, Догматы и обряды вероисповедания не сходного с господствующим., с. 132
↑Даль, 1863-1866,
Иноверие, иноверство ср. ученье и обряды другого, не господствующего где-либо исповеданья, веры. Иноверный, к иноверию относящ., принадлежащий.
Иноверец м. -верка ж. кто исповедует иную, различную с кем или негосподствующую в государстве веру.
Иноверческий, к иноверцам относящ. Иногородний, из другого города, или к иному городу приписанный, принадлежащий.
↑Дворецкий, 1958,
ἑτερο-δοξέω быть особого мнения, судить иначе или превратно Plat.
ἑτερο-δοξία ἡ превратное мнение, ложное суждение Plat.
ἑτερό-δοξος 2 инакомыслящий (в отличие от ὁμόδοξος) Luc., Sext.
↑Вейсман, 1899,
ἑτερο-δοξέω иначе думать или судить, т. е. ложно
ἑτερο-δοξία иномыслие, ложное мнение, с. 537
↑ЭСБЕ, 1894, Инославный — неправильный перевод греч. слова έτεροδόξος (έτερος — другой. δόξα — слава, а также мнение): означает человека, иначе мыслящего о предметах веры, не единоверного., с. 225
Литература
Православие и инославие // Православие. — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
Греческо-русский словарь. — 5-е. — СПб, 1899. — С. 537. — 1370 с.
Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи / Перевод с англ. Наталии Мишаковой, Михаила Долбилова, Елизаветы Зуевой и автора; научный ред. перевода М. Долбилов.. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 280 с. — ISBN 978-5-86793-956-4
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913. 1 том 946 с. (Электронная версия: Богословская энциклопедия. — М.: ДиректМедия Паблишинг, 2005. — 21600 с.)