Классификация кораблей — разделение кораблей и судов ВМФ в зависимости от их основного оружия и назначения, специализации , водоизмещения , типа энергетической установки и принципов движения, тактико-технических элементов , а также старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами[1] .
Единой международной классификации военных кораблей не существует и в каждой отдельной стране, имеющей свои военно-морские силы , принята своя система деления кораблей на классы[2] .
В ряде флотов (ВМФ СССР и др.) корабли также делятся на ранги [3] .
В корабельный состав Военно-Морского Флота входят боевые корабли, корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения[4] .
Виды классификации
Ранг корабля
Класс (тип) корабля
Подкласс корабля
Ранг кораблей
Ранг кораблей — вид классификации кораблей и судов с целью определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами, а также по тактико-техническим элементам и предназначению[5] .
Корабль 1 ранга
Командир полка (корабля 1 ранга), является прямым начальником всего личного состава полка (корабля 1 ранга), в мирное и военное время отвечает:
за боевую и мобилизационную готовность полка (корабля 1 ранга);
за боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и политико — моральное состояние личного состава ;
за состояние и сохранность вооружения , боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и иных материальных средств полка (корабля 1 ранга);
за успешное выполнение боевых задач полком (кораблем 1 ранга);
за материальное, техническое, медицинское, торгово — бытовое и финансовое обеспечение полка (корабля 1 ранга). [6]
В помощь командиру корабля назначаются:
Старший помощник командира корабля , являющийся первым заместителем командира корабля;[7]
Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по политической части (замполит);[8]
Помощник командира корабля, является заместителем командира корабля и руководит боцманской командой, командами писарей, обслуживания авиационного оборудования и оркестром.[9]
Командиры боевых частей и начальники служб корабля ;[10]
Командиры дивизионов;[11]
Командиры групп (башен, батарей);[11]
Старшины команд;[12]
Командиры отделений .[12]
Корабли 1-го ранга имеют гюйс , который поднимается на носовом флагштоке корабля при стоянке. Водоизмещение кораблей 1 ранга более 5 000 тонн. Они предназначены для действий в дальней морской и океанской зоне, как в составе соединений (КУГ , КАУГ ), так и самостоятельно.
Командует кораблём 1-го ранга старший офицер капитан 1 ранга .
Корабль 2 ранга
Командир отдельного батальона (корабля 2 ранга), является прямым начальником всего личного состава отдельного батальона (корабля 2 ранга), в мирное и военное время отвечает:
за боевую и мобилизационную готовность отдельного батальона (корабля 2 ранга);
за боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и политико — моральное состояние личного состава ;
за состояние и сохранность вооружения , боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и иных материальных средств отдельного батальона (корабля 2 ранга);
за успешное выполнение боевых задач отдельного батальона (корабля 2 ранга);
за материальное, техническое, медицинское, торгово — бытовое и финансовое обеспечение отдельного батальона (корабля 2 ранга).[13]
В помощь командиру отдельного батальона (корабля 2 ранга) назначаются:
Старший помощник командира корабля ;[7]
Заместитель командира отдельного батальона (корабля 2 ранга) по политической части (замполит);[14]
Помощник командира , является заместителем командира корабля и руководит боцманской командой и командой обслуживания авиационного оборудования;[9]
Командиры боевых частей и начальники служб;[15]
Командиры дивизионов;[11]
Командиры групп (башен, батарей);[11]
Старшины команд;[12]
Командиры отделений .[12]
Корабли 2-го ранга имеют гюйс , который поднимается на носовом флагштоке корабля при стоянке. Водоизмещение кораблей 2 ранга от 1 500 тонн до 5 000 тонн. Они предназначены для действий в дальней морской зоне, как в составе соединений (КУГ ), так и самостоятельно.
Командует кораблём 2-го ранга старший офицер капитан 2 ранга .
Корабль 3 ранга
Корабль специального назначения 3 ранга
Командир батальона (корабля 3 ранга), является прямым начальником всего личного состава батальона (корабля 3 ранга), в мирное и военное время отвечает:
Командир корабля 3 ранга подчиняется командиру дивизиона кораблей .[16] В помощь командиру корабля 3 ранга назначаются:
Старший помощник командира корабля , является первым заместителем командира корабля;[7]
Заместитель командира батальона (корабля 3 ранга) по политической части (замполит);[17]
Командиры боевых частей и начальники служб;[15]
Старшины команд;[12]
Командиры отделений .[12]
Корабли 3-го ранга не имеют гюйса . Водоизмещение кораблей 3 ранга от 500 тонн до 1 500 тонн. Они предназначены для действий в ближней морской зоне, как в составе соединений , так и самостоятельно.
Командует кораблём 3-го ранга старший офицер капитан 3 ранга .
Корабль 4 ранга
Корабль специального назначения 4 ранга
Командир роты (корабля 4 ранга), является прямым начальником всего личного состава роты (корабля 4 ранга), в мирное и военное время отвечает:
за боевую готовность роты (корабля 4 ранга);
за боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и политико — моральное состояние личного состава ;
за поддержание внутреннего порядка в роте (на корабле 4 ранга);
за состояние и сохранность вооружения , боевой и другой техники и имущества роты (корабля 4 ранга);
за успешное выполнение ротой (кораблем 4 ранга) боевых задач;
за ведение ротного (корабельного ) хозяйства.[18]
Командир корабля 4 ранга подчиняется командиру дивизиона кораблей .[18] В помощь командиру корабля 4 ранга назначаются:
Старший помощник командира корабля , является первым заместителем командира корабля;[7]
Заместитель командира роты (корабля 4 ранга) по политической части (замполит);[19]
Командиры боевых частей и начальники служб;[15]
Старшины команд;[12]
Командиры отделений .[12]
Корабли 4-го ранга не имеют гюйса . Водоизмещение кораблей 4 ранга от 100 тонн до 500 тонн. Они предназначены для действий в прибрежной зоне морей , зоне Военно-Морских Баз(ВМБ) и на рейдах , как в составе соединений , так и самостоятельно.
Командует кораблём 4-го ранга младший офицер (капитан-лейтенант , старший лейтенант , лейтенант ) или старший мичман (мичман ).
Класс (тип) кораблей
Класс кораблей — вид классификации кораблей и судов по основному их оружию и назначению.[1]
Л-3 художник М.Кузнецов.jpg
Десантные корабли — класс надводных кораблей специального назначения предназначенные для транспортировки военной техники и личного состава морского десанта , а также его высадки на не оборудованный берег.
Подкласс кораблей
Подкласс кораблей — вид классификации кораблей и судов одного класса но отличающиеся друг от друга по специализации, водоизмещению , типу энергетической установки и принципов движения.[1]
Авианесущие корабли
Крейсера
Плавучие батареи
Подводные лодки
1936—1949
Малые подводные лодки — боевые однокорпусные корабли с глубиной погружения 50-60 метров, водоизмещением 157/197 тонн, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 2 торпедными аппаратами , предназначенные для патрулирования у побережья.
Средние подводные лодки — боевые полуторакорпусные корабли с глубиной погружения 80-100 метров, водоизмещением 578/706 — 840/1070 тонн, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 6 торпедными аппаратами , предназначенные для позиционных действий на ближних морских коммуникациях.
Большие подводные лодки — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 75-90 метров, водоизмещением более 933/1354 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 8 торпедными аппаратами , предназначенные для позиционных действий в открытом море .
Подводные минные заградители — крупные двухкорпусные корабли специального назначения с глубиной погружения 75-90 метров, водоизмещением 1025/1312 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой , 2 трубами для скрытой постановки 20 якорных контактных мин типа ПЛТ и 6 торпедными аппаратами .
Крейсерские подводные лодки — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 80-100 метров, водоизмещением 1490/2104 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой , артиллерией 100-мм калибра и 10 торпедными аппаратами , предназначенные для боевых действий в составе эскадры надводных кораблей , а также долгих одиночных автономных действий по нарушению дальних коммуникаций противника.
1949—1957
Малые подводные лодки — боевые полуторакорпусные корабли с глубиной погружения 100 метров, водоизмещением 406/504 тонн, с главной дизельной энергетической установкой и 4 торпедными аппаратами , предназначенные для защиты пунктов базирования и нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника в условиях узостей и шхер.
Средние подводные лодки — боевые двухкорпусные корабли с глубиной погружения 170—200 метров, водоизмещением 1050/1350 тонн, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 6 торпедными аппаратами или 22 минами АМД-1000 вместо торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей и судов противника и ближней разведки на морских коммуникациях.
Большие подводные лодки — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 170—200 метров, водоизмещением 1831/2600 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 10 торпедными аппаратами или 6 торпед 53-39ПМ + 32 мины АМД-1000 , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей и судов противника и дальней разведки на океанских коммуникациях.
1957—1966
Малые подводные лодки — боевые полуторакорпусные корабли с глубиной погружения 100 метров, водоизмещением 406/504 тонн, с главной дизельной энергетической установкой и 4 торпедными аппаратами , предназначенные для защиты пунктов базирования и нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника в условиях узостей и шхер. Входили в состав Черноморского и Балтийского флотов .
Средние подводные лодки — боевые двухкорпусные корабли с глубиной погружения 270—300 метров, водоизмещением 1050/1350-1328/1712 тонн, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 8 торпедными аппаратами или 28 минами МДТ вместо торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и ближней разведки на морских коммуникациях. Строились для Черноморского и Балтийского флотов .
Большие подводные лодки — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 200—380 метров, водоизмещением 1831/2300-1952/2475 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 10 торпедными аппаратами , 22 торпеды СЭТ-53 и САЭТ-50М или 32 минами МДТ вместо торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и дальней разведки на океанских коммуникациях. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
Крейсерские подводные лодки — самые крупные двухкорпусные боевые корабли с различными главными энергетическими установками и вооружением , предназначенные для долгих одиночных автономных действий по нарушению дальних коммуникаций противника, поражения подводных лодок , надводных кораблей и судов , авианосных и корабельных ударных групп , Военно-морских баз и пунктов базирования, а также уничтожения любых береговых объектов и административно-промышленных центров вероятного противника.
Дизель-электрические — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения до 300 метров, водоизмещением 2300/2820 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и ракетным комплексом Д-2 с 3 ракетами Р-13 и 6 торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-53 и САЭТ-50М , предназначенные для поражения, из надводного положения, береговых целей на дальности до 600 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
Атомные — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 240—300 метров, водоизмещением 4039/5300 тонн с главной атомной энергетической установкой и ракетным комплексом Д-2 с 3 ракетами Р-13 , а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-57 и 4 400-мм торпедными аппаратами с торпедами МГТ-1 , предназначенные для поражения, из надводного положения, береговых целей на дальности до 600 км. Строились для Северного флота .
Дизель-электрические — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения до 240—300 метров, водоизмещением 3200/4307 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 4 крылатыми ракетами П-6 и 10 торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-53 и САЭТ-50М , предназначенные для поражения, из надводного положения, береговых объектов, крупных надводных кораблей и судов на дальности до 200—350 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов , а также 3 подводные лодки для Черноморского флота .
Атомные — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 240—300 метров, водоизмещением 3731/4920 — 4500/5760 тонн с главной атомной энергетической установкой и 6-8 крылатыми ракетами П-6 , а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-57 и 4-2 400-мм торпедными аппаратами с торпедами МГТ-1 , предназначенные для поражения, из надводного положения, береговых целей, крупных надводных кораблей и судов на дальности до 200—350 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
1966—1977
Малые подводные лодки — боевые полуторакорпусные корабли с глубиной погружения 100 метров, водоизмещением 406/504 тонн, с главной дизельной энергетической установкой и 4 торпедными аппаратами , предназначенные для защиты пунктов базирования и нанесения торпедных ударов по кораблям и судам противника в условиях узостей и шхер. Входили в состав Черноморского и Балтийского флотов .
Средние подводные лодки — боевые двухкорпусные корабли с глубиной погружения 270—300 метров, водоизмещением 1050/1350-1910/2940 тонн, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 2-8 торпедными аппаратами , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и ближней разведки на морских коммуникациях. Строились для Черноморского и Балтийского флотов .
Большие подводные лодки — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 200—380 метров, водоизмещением 1831/2300-2750/3900 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 6-10 торпедными аппаратами , торпеды СЭТ-65 и 53-65 или 24 минами РМ-2 или ПМР-1 вместо торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и дальней разведки на океанских коммуникациях. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
Крейсерские подводные лодки — самые крупные двухкорпусные боевые корабли с различными главными энергетическими установками и вооружением , предназначенные для долгих одиночных автономных действий по нарушению дальних коммуникаций противника, поражения подводных лодок , надводных кораблей и судов , авианосных и корабельных ударных групп , Военно-морских баз и пунктов базирования, а также уничтожения любых береговых объектов и административно-промышленных центров вероятного противника.
Дизель-электрические — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения до 300 метров, водоизмещением 2860/3553 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и ракетным комплексом Д-4 с 3 ракетами Р-21 и 6 торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-65 и 53-65 , предназначенные для поражения, из подводного положения, береговых целей на дальности до 1400 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
Атомные — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 240—400 метров, водоизмещением 4039/5300-8900/11000 тонн с главной атомной энергетической установкой и ракетным комплексом Д-4 с 3 ракетами Р-21 , ракетным комплексом Д-5 с 16 ракетами Р-27 , ракетным комплексом большой дальности Д-9 с 12 ракетами Р-29 , а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-65 или СЭТ-65 и 2-4 400-мм торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-40 , предназначенные для поражения, из подводного положения, береговых целей на дальности 1400-7800 км. Строились для Северного флота .
Дизель-электрические — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения до 240—300 метров, водоизмещением 3200/4307 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 4 крылатыми ракетами П-6 и 10 торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-65 и 53-65 , предназначенные для поражения, из надводного положения, береговых объектов, крупных надводных кораблей и судов на дальности до 200—350 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов , а также 3 подводные лодки для Черноморского флота .
Атомные — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 240—400 метров, водоизмещением 3580/4980 — 5200/8770 тонн с главной атомной энергетической установкой и 8 крылатыми ракетами П-6 , 8-10 крылатыми ракетами П-70 «Аметист» , а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-65 и СЭТ-65 и 4-2 400-мм торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-40 , предназначенные для поражения, из надводного и подводного положения, береговых объектов, крупных надводных кораблей (Авианосцев) и судов на дальности 80-350 км. Строились для Северного и Тихоокеанского флотов .
1977—1992
Малые подводные лодки — Двухкорпусные корабли малого водоизмещения для использования в прибрежной зоне с целью патрулирования акватории портов и рейдов , противодействия противнику, разведки и проведения спецопераций (доставки и эвакуации водолазов, минирования и исследования морского дна).
Многоцелевого назначения — боевые Двухкорпусные корабли с глубиной погружения 270—300 метров, водоизмещением 1050/1350-1328/1712, с главной дизель -электрической энергетической установкой и 8 торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-65 , 53-65К или мины взамен торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и ближней разведки на морских коммуникациях.
Специального назначения — Двухкорпусные корабли с глубиной погружения 270—300 метров, водоизмещением 1050/1350-1910/2940, с главной дизель -электрической энергетической установкой и различным вооружением и оснащением для проведения исследований, испытаний новых образцов оружия и технических средств, спасательных подводных работ, дальнего радиолокационного дозора и связи.
Многоцелевого назначения — боевые корабли с глубиной погружения 200—380 метров, водоизмещением 1831/2300-2750/3900 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 6-10 торпедными аппаратами , торпеды СЭТ-65 , 53-65К , ТЭСТ-71 УСЭТ-80 или минами ПМТ-1 или ПМР-2 «Голец» вместо торпед , предназначенные для защиты конвоев , минных постановок , уничтожения кораблей , судов и подводных лодок противника и дальней разведки в дальней морской и океанской зоне.
Ракетные — боевые корабли с глубиной погружения 240—300 метров, водоизмещением 3200/4307 тонн с главной дизель -электрической энергетической установкой и 6 533-мм торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-65 , 53-65К , ТЭСТ-71 УСЭТ-80 или минами ПМТ-1 или ПМР-2 «Голец» вместо торпед , 4 400-мм торпедными аппаратами с торпедами УМГТ-1 , предназначенные для поражения ракетами, из надводного положения, береговых объектов, крупных надводных кораблей и судов , из подводного положения, уничтожения подводных лодок , надводных кораблей и судов противника, минных постановок и дальней разведки в дальней морской и океанской зоне.
Специального назначения — Двухкорпусные корабли с глубиной погружения 270—300 метров, водоизмещением 2300/2820-3950/5100, с главной дизель -электрической энергетической установкой и различным вооружением и оснащением для проведения исследований, испытаний новых образцов оружия и технических средств, спасательных подводных работ и ретрансляции дальней связи.
Многоцелевого назначения — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 300—600 метров (проект 685 «Плавник» 1000—1250 метров), водоизмещением 3065/4750 — 8500/10500 тонн с главной атомной энергетической установкой и 6-8 533-мм торпедными аппаратами с торпедами СЭТ-65 , 53-65К или РПК-4 «Шквал» , затем РПК-6 «Водопад» , а проекты 671РТ «Сёмга», 671РТМ(К) «Щука», 945 «Барракуда», 971 «Щука-Б» дополнительно 2-4 650-мм торпедными аппаратами с торпедами 65-76 или РПК-7 «Ветер» , а проекты 658Т и 659Т дополнительно 4 400-мм торпедными аппаратами с торпедами УМГТ-1 предназначенные для долгих одиночных автономных действий по нарушению дальних коммуникаций противника, поражения кораблей , судов и подводных лодок и дальней разведки на океанских коммуникациях.
Стратегического назначения — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 320—400 метров, водоизмещением 7850/10100-10600/13700 тонн с главной атомной энергетической установкой и ракетным комплексом Д-5 с 16 ракетами Р-27 (проект 667А «Навага» и проект 667АУ «Налим» с Д-5У ), ракетным комплексом большой дальности Д-9 с 12 ракетами Р-29 (проект 667Б «Мурена» , проект 667БД «Мурена-М» с Д-9Д , проект 667БДР «Кальмар» с Д-9Р и проект 667БДРМ «Дельфин» с Д-9РМ ), ракетным комплексом большой дальности Д-11 с 12 ракетами Р-31 (проект 667АМ «Навага-М»), а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-65К или СЭТ-65 и 2 400-мм торпедными аппаратами с торпедами УМГТ-1 (проекты 667А/АУ/АМ/Б/БД), предназначенные для поражения, из подводного положения, береговых целей на дальности 2400-8300 км.
Тактического назначения — крупные двухкорпусные боевые корабли с глубиной погружения 240—600 метров, водоизмещением 3580/4980 — 14700/19400 тонн с главной атомной энергетической установкой и 8-10 крылатыми ракетами П-70 «Аметист» (проект 661 «Анчар» и проект 670 «Скат» ), 8 крылатыми ракетами П-120 «Малахит» (проект 670М «Чайка»), 8 крылатыми ракетами П-500 «Базальт» (проект 675МК), 8 крылатыми ракетами П-1000 «Вулкан» (проект 675МКВ), 24 крылатыми ракетами П-700 «Гранит» (проекты 949 «Гранит» и 949А «Антей»), а также 4 533-мм торпедными аппаратами с торпедами 53-65К и УСЭТ-80 , 2 400-мм торпедными аппаратами с торпедами УМГТ-1 (проекты 675МК/МКВ) и 2 650-мм торпедными аппаратами с торпедами 65-76 или РПК-7 «Ветер» (проекты 949 «Гранит» и 949А «Антей»), предназначенные для поражения, из надводного и подводного положения, береговых объектов, крупных надводных кораблей (Авианосцев ) и судов на дальности 80-700 км.
Специального назначения — крупные двухкорпусные корабли с главной атомной энергетической установкой для проведения исследований, испытаний новых образцов оружия и технических средств.
Противолодочные корабли
Сторожевые корабли
Сторожевой корабль 3 ранга — Боевой корабль , водоизмещением 500—1500 тонн, с дизельной или дизель-турбинной главной энергетической установкой для несения дозорной службы при охране водного района (ОВР), охраны крупных боевых кораблей и транспортных судов от надводных кораблей , авиации и подводных лодок противника в прибрежной морской зоне, а также артиллерийской поддержки морского десанта и приморских флангов сухопутных войск . Термин применяется с 1967 года.
Сторожевой корабль 2 ранга — Боевой корабль , водоизмещением 1500-5000 тонн, с газотурбинной главной энергетической установкой для несения дозорной службы, охраны крупных боевых кораблей и транспортных судов от надводных кораблей , низколетящих воздушных целей , авиации и скоростных подводных лодок противника в дальней морской зоне, а также поддержки высадки морского десанта . Термин применяется с 1967 года.
Десантные корабли
Десантный катер (ДК) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением 60-300 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 100 тонн или до 2 взводов десантников , способных производить их высадку на не оборудованное побережье. Кроме ДК с традиционным корпусом и движителем использовались и десантные катера на воздушной подушке с газотурбинной установкой и воздушными винтами .
Малый десантный корабль (МДК) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением 350—500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 150 тонн или до роты десантников , способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём. Кроме МДК с традиционным корпусом и движителем использовались и малые десантные корабли на воздушной подушке с газотурбинной установкой и воздушными винтами .
Средний десантный корабль (СДК) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением 800—2000 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 200 тонн или до 2 рот десанта , способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём.
Большой десантный корабль (БДК) — Крупный надводный корабль специального назначения, водоизмещением без груза более 3000 тонн, с дизельной или газотурбинной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 1000 тонн и до батальона десантников , способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём.
Тральщики
Рейдовый тральщик (РТЩ) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением до 200 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин на рейдах , в районах рассредоточенного базирования и постановки минных заграждений в прибрежных зонах.
Базовый тральщик (БТЩ) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением 200—500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин в базах , прибрежных районах и ближней 50-мильной морской зоне, а также для проводки кораблей (судов ) через минные заграждения . Кроме этого могут использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений .
Морской тральщик (МТЩ) — Надводный корабль специального назначения, водоизмещением 500—1300 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин, а также для проводки кораблей (судов ) через минные заграждения в ближней и дальней морской зоне. Кроме этого могут использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений .
Боевые катера
Сторожевой катер — быстроходный боевой катер водоизмещением до 500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морских частей погранохраны, а в военное время — для борьбы с боевыми катерами и подводными лодками противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и ближней 50-мильной морской зоне.
Противолодочный катер (МО) — быстроходный боевой катер водоизмещением до 250 тонн, с дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР , а в военное время — для борьбы с подводными лодками противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и ближней 50-мильной морской зоне. Термин использовался до 1978 года.
Торпедный катер — быстроходный боевой катер водоизмещением до 250 тонн, с бензиновой или дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР , а в военное время — для нанесения торпедных ударов по крупным боевым кораблям и транспортным судам противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и при плохой видимости. Термин использовался до 1992 года.
Ракетный катер — быстроходный боевой катер водоизмещением до 500 тонн, с дизельной или газотурбинной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР , а в военное время — для нанесения ракетных ударов по крупным боевым кораблям и транспортным судам противника, прикрытия своих кораблей и транспортных судов от ударов воздушного и надводного противника в стеснённых прибрежных районах и в 50-мильной прибрежной морской зоне.
См. также
Примечания
↑ 1 2 3 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 4-6
↑ Мельников П. Е., 1975 , с. 50
↑ Военно-морской словарь, 1989 , с. 183
↑ КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 1
↑ КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 5
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 65
↑ 1 2 3 4 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 9
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 70
↑ 1 2 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 14
↑ КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 10
↑ 1 2 3 4 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 11
↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 13
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 110
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 112
↑ 1 2 3 КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР, статья 12
↑ 1 2 Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 113
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 117
↑ 1 2 Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 123
↑ Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР, статья 127
Литература
Корабельный Устав ВМФ СССР. — Москва: Военное издательство, 1978.
Лобач-Жученко М. Б. Основные элементы кораблей и судов. — М .: издательство ДОСААФ, 1955. — 80 с. — 10 000 экз.
Мельников П. Е. и др. Справочник морского десантника. — М .: Воениздат, 1975. — 288 с.
Классификация кораблей // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н . — М .: Воениздат, 1990. — С. 183—184. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X .
Ссылки
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8684.htm
Корабль 1 ранга
http://guap.ru/guap/kaf71/meth/3_1_2.pdf
Корабль 4 ранга
РТ проект 1258 «Корунд» 1967—1985
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Leader_USSR/02.htm