Lt304888.ru

Туристические услуги

Кожев, Александр

27-08-2023

Александр Владимирович Кожевников
Дата рождения:

11 мая 1902(1902-05-11)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

4 июня 1968(1968-06-04) (66 лет)

Место смерти:

Брюссель, Бельгия

Школа/традиция:

Неогегельянство

Направление:

Европейская философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

метафизика, право, политика, религия, история философии, история науки, эстетика

Значительные идеи:

Желание Признания, Борьба за Признание, История как диалектика Раба, Господина, Гражданина, Универсальное и Гомогенное государство, Конец истории

Оказавшие влияние:

Платон, Аристотель, Нагарджуна, Г. В. Ф. Гегель, Карл Маркс, В. С. Соловьёв, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Александр Койре, Карл Шмитт, Лео Штраус

Испытавшие влияние:

Раймон Кено, Андре Бретон, Ж. П. Сартр, Морис Мерло-Понти, Жак Лакан, Раймон Арон, Анри Лефевр, Жорж Батай, Жан Валь, Пьер Клоссовски, Роже Гароди, Мишель Фуко, Жак Деррида, Джорджо Агамбен, Фрэнсис Фукуяма

Алекса́ндр Коже́в (фр. Alexandre Kojève; наст. имя Александр Владимирович Кожевников, фр. Aleksandr Vladimirovič Koževnikov) (11 мая (28 апреля по старому стилю) 1902, Москва, Российская империя — 4 июня 1968, Брюссель, Бельгия) — французский философ-неогегельянец русского происхождения. Его оригинальное истолкование философии Гегеля имело значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции и европейский философский климат XX века.

Содержание

Биография

Уроженец Москвы, Александр Кожевников был племянником известного русского художника-абстракциониста Василия Васильевича Кандинского, с которым он поддерживал связь через корреспонденцию и которому посвятил несколько своих исследований. Пятнадцатилетним Кожевников горячо приветствовал Октябрьскую революцию, но после неприятного инцидента с ЧК он навсегда покинул Советскую Россию в 1920.

Выехав из России, Кожевников отправился в Германию, где изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах с 1921 по 1927. Руководителем его докторской диссертации, посвящённой взглядам русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьёва на единство божественной и человеческой природы Иисуса Христа, был мыслитель-экзистенциалист Карл Ясперс. Затем Кожевников учился в Высшей школе практических исследований у другого эмигранта из России (уроженца Таганрога), известного специалиста в области истории и философии науки Александра Койре (Александра Владимировича Койранского), который и познакомил его с гегельянством. Кроме своих непосредственных наставников Ясперса и Койре, решающее влияние на формирование раннего мировоззрения Кожевникова имели труды Гегеля, Маркса, Гуссерля и Хайдеггера.

Впоследствии Александр Кожевников постоянно жил во Франции (с получением французского гражданства в 1937) и сократил свою фамилию на французский манер — Кожев. Находясь в Париже, в конце 1920-х годов сближается с «левыми» евразийцами, «красным князем» Святополк-Мирским и Львом Карсавиным. Знаменитые «Лекции по „Феноменологии духа“ Гегеля» (Introduction à la lecture de Hegel) Кожева, посещавшиеся известнейшими интеллектуалами Франции и Европы, были прочитаны в Париже в период с 1933 по 1939. В печатном виде этот блестящий курс философии Гегеля увидел свет в 1947 в качестве книги, вышедшей в редакции Раймона Кено под названием «Введение в чтение Гегеля». В этом же издании были опубликованы несколько обособленных лекций Кожева на другие темы: о соотношении историко-диалектического метода и гуссерлевской феноменологии и по проблеме истолкования Гегелем понятия смерти.

К числу постоянных посетителей лекций Кожева относились такие выдающиеся философы, учёные и литераторы, как Андре Бретон, Раймон Арон, Морис Мерло-Понти, Жак Лакан, Жорж Батай, Роже Гароди, Пьер Клоссовски, Жан Валь (Жан-Поль Сартр, хотя, видимо, и не присутствовал на лекциях, но был хорошо с ними знаком, что отразилось в его труде «Бытие и ничто»). Из позднейших французских мыслителей, на творчество которых значительное влияние оказало наследие Кожева, следует отметить постструктуралистов Мишеля Фуко и Жака Деррида. Следы влияния философии Кожева отчётливо прослеживаются во французском экзистенциализме, феноменологии, сюрреализме и постмодернизме. Несмотря на то, что философский анализ Кожева имел значительное число как последователей, так и критиков (к последним, в частности, относится Луи Альтюссер), он остаётся малоизвестным вне академических кругов.

Помимо своих лекций по «Феноменологии духа», Кожев издал ещё несколько значительных публикаций, включая книгу по философии Иммануила Канта и ряд статей, посвящённых связи гегельянской и марксистской мысли с христианством. Ряд книг Кожева был издан посмертно. Так, в 1981 вышел в свет написанный в 1943 труд «Очерк феноменологии права» (Esquisse d’une phenomenologie du droit), рассматривающий различия в подходах аристократии и буржуазии к философии права, вслед за которым появилось другое неопубликованное ранее произведение автора — «Понятие, время и речь» (Le Concept, le temps et le discours). Недавно были изданы ещё три произведения Кожева: рукопись 1932 года, посвящённая физической и философской актуальности квантовой физики; расширенное эссе 1931 года по атеизму и «Понятие власти» (1943).

Благодаря своим успешным лекциям Кожев обрёл признание не только в научных, но и в административных кругах. Следствием этого было то, что после Второй мировой войны, во время которой Кожев участвовал в Движении Сопротивления, его пригласили работать во французском министерстве внешней торговли, где ему предстояло стать советником в важнейших торговых переговорах и одним из главных разработчиков Европейского общего рынка и Всеобщего Соглашения по тарифам и торговле, а также одним из влиятельнейших советников в кабинете Валери Жискар д’Эстена. В отличие от других французских левых интеллектуалов, горячо приветствовавших студенческие выступления в Париже весной 1968, Кожев воспринял «красный май» не только без энтузиазма, но даже не скрывая презрения, объявил его «ребяческими забавами сынков обеспеченных родителей». В разговоре с Раймоном Ароном философ, узнав об отсутствии жертв во время волнений, заявил, что революций без жертв не бывает. Александр Кожев умер через месяц, 4 июня 1968, непосредственно после своего выступления в Брюсселе на заседании Европейского экономического сообщества, на котором он председательствовал.


Кожев, наряду с русским, французским, немецким, английским и древнегреческим, владел также такими восточными языками, как китайский, санскрит и тибетский.

Кожев и СССР

В [1]). Вместе с тем, Кожев настаивал (неизвестно, с иронией или без) и на своем «сталинизме» (в частности, он одобрял провозглашаемые в СССР конечные цели развития и не возражал против применения политических репрессий для их достижения). Подобно Гегелю, когда-то предлагавшему Наполеону I свою поддержку, Кожев даже написал письмо Сталину; в 1953 он искренне оплакивал смерть генсека.

Библиография

Книги

  • Кожев, А. В. Идея смерти в философии Гегеля / Пер. с фр. и послесл. И. Фомина. — М.: Логос; Прогресс-Традиция, 1998.
  • Кожев А. В. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе = Introduction à la lecture de Hegel / Подборка и публ. Р. Кено; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2003. — (Слово о сущем). — 3000 экз. — ISBN 5-02-026788-0
  • Кожев, А. В. Понятие власти / Пер. с фр. А. М. Руткевича. — М.: Праксис, 2007. — (Новая наука политики). § 2. Метафизический анализ; § 3 Онтологический анализ (с. 77-93)
  • Кожев, А. В. Атеизм и другие работы. — М.: Праксис, 2007. — 512 с.

Статьи

  • Кожевников, А. В. Философия и В. К. П. // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 72—74.
  • Кожев, А. Конкретная (объективная) живопись Кандинского // Чело­век. — 1997. — № 6.
  • Кожев, А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. — 1998. — № 6. — С. 92-119.
  • Кожев, А. Введение в Систему Знания. Понятие и время // Метафизические исследования. — СПб., 1998. — Вып. 6: Сознание. — С. 277—296.
  • Кожев, А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева : Предисл. к публ. Козырева // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 104—135.
  • Кожев, А. Колониализм с европейской точки зрения // Вестник Европы. — 2002. — № 5.
  • Кожев, А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. — 2002. — № 12. — С. 154—166.
  • Кожев, А. Набросок доктрины французской политики (27 августа 1945 г.) // Прогнозис. — 2005. — № 1.
  • Александр Кожев. Введение. София — философия и феноменология (составл. A.M.Руткевича) [Приложение] //Историко-философский ежегодник’2007 / Ин-т философии РАН. — М. : Наука, 2008.
  • Кожев, А. Гегель, Маркс и христианство // Вопросы философии. — 2010. — № 10. — С. 128—144.

Работы об А. Кожеве

  • Визгин, В. П. Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева) // Вопросы философии. — 1989. — № 12. — С. 130—139.
  • Карсавин, Л. П. Философия и В. К. П. По поводу статьи А. В. Кожевникова.[1] Предисл. к публ. С. С. Хоружего // Вопросы философии. — 1992. — № 2. — С. 75—77.
  • Кузнецов, В. Н. Александр Кожев: антропологическо-атеистическая версия неогегельянства / Французское неогегельянство. — М., 1982. — С. 51—126.
  • Нечунаев В. В. Смысл негативности в онтологии Ницше, Кожева и Деррида в связи с апофатикой Экхарта// Философия: история и современность. 2002—2003. — Новосибирск, 2003. — С. 142—163.
  • Пятигорский, А. М. К портрету Кожева / Непрекращаемый разговор. — СПб., 2004. — С. 424-427.
  • Рейс Е. Г. Кожевников, кто Вы? — Русский путь, 2000.
  • Руткевич, А. М. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. — 1997. — № 5. — С. 90-92.
  • Руткевич, А. М. А. Кожев и Л. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. — 1998. — № 6. — С. 79-92.
  • Россман, В. После философии: Кожев, «конец истории» и русская мысль // Неприкосновенный запас. — 1999. — № 5. — С. 21—26.
  • Руткевич, А. М. Pax europeana // Вестник Европы. — 2002. — № 5.
  • Руткевич, А. М. Философия права А. Кожева // Вопросы философии. — 2002. — № 12. — С. 141—153.
  • Руткевич A.M. Рукопись А. Кожева 1940—1941 гг. // Историко-философский ежегодник’2007 / Ин-т философии РАН. — М. : Наука, 2008.
  • Руткевич, А. М. «Левое» гегельянство А. Кожева // Вопросы философии. — 2010. — № 10. — С. 122—127
  • Руткевич, А. М. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. — М., 2010. — С. 476—487.
  • Целиков, А. Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева: Монография. — Нижний Новгород, 2007. — 194 с.

Ссылки

  • Тесля, Е. А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию
  • Мэтью Прайс. Агент мирового духа, или Мог ли КГБ вскормить Постмодернизм? // Русский журнал. 2 апреля 2001.
  • Кожев, А. Москва, август 1957 // Атеизм и другие работы. — М.: Праксис, 2007.
  • Фрост Б.-П. Интеллектуальная биография Александра Кожева // Галерея Русских мыслителей International Society for Philosophers (2007)
  • В библиотеке РГИУ

Примечания

  1. Впервые опубликовано в: «Евразия». N 20 (6.IV.1929).


Кожев, Александр.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01