Lt304888.ru

Туристические услуги

Культура Украины

06-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Это статья является частью серии статей о народе
Украинцы

Культура
Архитектура · Имя · Искусство · Кинематограф · Кухня · Литература · Мода · Музыка · Спорт · Танец · Театр

Украинская диаспора
Австралия · Австрия · Албания · Аргентина · Армения · Белоруссия (Украинский Дом) · Бельгия · Болгария · Босния и Герцеговина · Бразилия · Ватикан · Великобритания · Венгрия · Германия · Греция · Грузия · Дания · Израиль · Ирландия · Исландия · Испания · Италия · Казахстан · Канада · Киргизия · Китай · Латвия · Литва · Лихтенштейн · Люксембург · Македония · Мальта · Мексика · Молдавия (Приднестровье) · Монако · Нидерланды · Новая Зеландия · Норвегия · Парагвай · Польша · Португалия · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · США · Узбекистан · Уругвай · Финляндия · Франция · Хорватия · Черногория · Чехия · Швейцария · Швеция · Эстония · Япония

Этнографические группы
Бойки · Волыняне · Гуцулы · Лемки · Литвины · Ополяне · Пинчуки · Полещуки · Русины

Мифология
Атеизм
Религия
Православие (УПЦ (МП) · УПЦК · УПЦ в США · УАПЦ · УПЦ КП) ·
Католицизм (Греко-католицизм)
Протестантизм · Ислам · Иудаизм

Языки
Украинский (На Украине · В диаспоре · Диалекты)
Крымскотатарский · Польский · Русский
Суржик

Разные статьи
Всемирные форумы украинцев · Голодомор · Знаменитые украинцы · История · Меценаты · Правители · Расселение · Этногенез · Этнокультурные регионы

Традиционный украинский танец в исполнении ансамбля Вирского

Культура Украины — культура украинского народа, других народов и народностей Украины и государств, предшествующих современной Украины и СССР.

Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.

Общая характеристика

Вследствие трудностей исторического пути Украины (монголо-татарское завоевание в XIII веке, польско-литовская экспансия в XIV—XVI веках, зависимость от Российской и Австрийской империй в XIX—ХХ веках) в отечественной традиции народная культура сыграла исключительную роль. Это произошло, так как в XVI веке, когда феодально-боярская знать приняла католичество и польскую культуру, и к концу XVIII века, когда верх казацкой старшины был русифицирован, украинское общество развивалось в значительной мере без полноценной национальной культурной элиты.

Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII веках, и культурное возрождение в XIX веке.

В то же время ощутимы и отрицательные последствия такого характера развития украинской национальной культуры. В течение длительного времени много талантливых людей, которые родились и выросли на Украине, затем покидали её, связывали свою дальнейшую жизнь и творчество с русской, польской и другими культурами. Кроме того, прогресс в области естественных наук был выражен слабее, чем в гуманитарной.

Вместе с тем, самобытная и старинная система образования, которая достигла своего расцвета во время Казачества и обеспечила практически сплошную грамотность населения, давняя традиция книгописания, ориентированность на ведущие центры Европы, в частности на византийские культурные традиции, роль Украины-Руси как центра христианства в восточнославянском мире, а также как центра наук и высшего образования благодаря развитой сети коллегиумов, Острожской и Киево-Могилянской академии; меценатство и государственная поддержка культуры рядом выдающихся государственников — Константином Острожским, Петром Конашевичем-Сагайдачным, Иваном Мазепой и др. — всё это позволило поднять украинскую культуру на мировой уровень, создать ряд классических шедевров в области книгопечатания, архитектуры, литературы, достичь значительных успехов в науке.

Известный исследователь украинской культуры Иван Огиенко отмечал, что украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру, отсутствие ксенофобии и гуманизм. Говоря о гуманистической сути украинской культуры, нужно отметить и то, что сама система ценностей данной культуры в период её активного развития (XVII—XIX века) была довольно специфической. Богатый материал для такого вывода даёт творческое наследие Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. В своих философских сочинениях они решали вопрос о сущности и условиях человеческого счастья, о смысле человеческого существования.

В отличие от общественного мнения других европейских стран, где проблемы бедности, болезней и бескультурья планировалось преодолеть путём технического прогресса, повышения производительности труда, с помощью усилий просвещённых монархов и социального экспериментирования, украинские мыслители призывают к другому. «Родственный труд» и самопознание, свобода, ради которой не жалко расстаться с благополучием, ограничение жизненных потребностей, предпочтение духовности, нежели материальности — вот те пути и рецепты счастья, которых придерживались и которые пропагандировали ведущие украинские мыслители в духе более позднего европейского экзистенциализма. Сегодня такие подходы имеют особое значение для всего человечества.

Украинский народ имеет богатую и бурную историю. Жить ему пришлось на распутье, через которое проходило много разных народов и племён. Почти каждый из них покушался на украинскую землю. В таких тяжёлых, сложных условиях приходилось защищать свою свободу от врагов, приходилось быть и порабощённым. Эта борьба воспитала в украинцах яркую, характерную черту — свободолюбие. Именно она привела к тому, что уже в конце XVI века на Украине осуществлялась самая первая в то время демократия. Запорожская Сечь стала мощнейшим бастионом демократии и свободы не только у себя, но и для соседних народов. Поэтому и всё творчество народа пронизано свободолюбивым характером. Не раз теряя свободу, независимость, украинцы тосковали по ней, и эту тоску и борьбу за свободу воспроизводили во всех проявлениях своего творчества — в безбрежном море задушевных песен, дум, легенд; в живописи, вышивке, гончарстве, ткачестве и т. д.

Исторический очерк

Истоки

На территории современной Украины археологами найдено многочисленное количество культур, охватывающее весь исторический период развития человечества — периоды палеолита, мезолита и неолита. Железный век на территории Украины представлен Черняховской культурой, а медный век — трипольской и ямной культурами.

Что касается истоков украинской культуры, то на сегодняшний день существует несколько гипотез украинского этногенеза:

  • Теория «извечности» — существует столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30-40 тыс. до 2-3 млн лет;
  • Теория автохтонности (М. Грушевский), согласно которой украинскую этническую основу составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;
  • Теория «единой колыбели» (которая была общепринятой в СССР): зарождение и развитие трех близких славянских народов с единой древнерусской народностью;
  • Теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов», то есть украинского, русского, белорусского, получившая распространение в последнее время.[источник не указан 310 дней]

Культура Руси

В IX веке в Восточной Европе возникло монархическое государство Русь, центром которого стал Киев. Основой культуры Руси стала самобытная культура восточнославянских племён. На момент её возникновения в хозяйственном укладе славян давно уже преобладало земледелие, важными промыслами стали скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Достаточно высокого уровня достигло к Х веку и ремесло — изготавливались изделия из железа и цветных металлов, развивались гончарное дело, ткачество, выделка и обработка кожи, резьба на камнях и дереве.

Рубежным событием стало принятие христианства, которое приходило на смену языческим верованиям русских племён, и было официально принято Владимиром Великим в 988 году. Принятие христианства значительно ускорило развитие письменности (некоторое время сосуществовали кириллица и глаголица), а также литературы, древние памятники которой написаны на церковнославянском языке. Важными стали влияния Византийской культуры, в частности распространился византийский стиль в архитектуре, в духовной музыке распространился знаменный распев.

XIII—XV века

Татаро-монгольское иго середины XIII века стало причиной затяжного экономического упадка. В ряде производств наблюдалось падение или забвения сложной техники, упрощалась ремесленная промышленность. На длительное время было приостановлено строительство. Центром духовной культуры была православная церковь, которая обладателями Орды оставалась нетронутой.

С упадком Киевского и Черниговского княжеств главным центром развития украинской культуры являлось Галицко-Волынское княжество, которое находилось в более благоприятном геополитическом положении. Ситуация стала постепенно меняться с вхождением украинских земель в состав Великого княжества Литовского. В культуре становится заметным западноевропейское влияние, Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространённого в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами.

XVI—XVIII века

В XVI веке продолжается стабилизация и оживление экономической жизни, рост количества городов. На Волыни и в Галичине всё шире практиковалось строительство светских сооружений не из дерева, а из камня и кирпича, в XV веке во Львове был построен водопровод.

С заключением Люблинской унии в 1569 году украинские земли оказались во власти Речи Посполитой. Позиция социальной элиты в новых условиях была неоднозначной. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцкий, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой удалялись от национальной культуры — языка, традиций, православной веры.

В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество — самобытное общественное положение, которое сформировалось в XV—XVI веках. Именно казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви и украинского языка.

XIX век

ХХ — начало ХХI века

Литература

  • Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993 .- 390 с.
  • Украинская и зарубежная культура. Донецк: Восточный издательский дом .- 2001—372 с.
  • Дмитрий Антонович. Украинское искусство и культура
  • История украинской культуры / Ред. И. Крипьякевича. Киев, 2002 (по изданию 1937 г.)

Ссылки

  • Украинская культура
  • История украинской культуры. Том 2
  • Сайт института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины
    • Журнал «Народное творчество и этнография»

Культура Украины.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01