21-10-2023
Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко | |
---|---|
вид на зрительный зал |
|
Место нахождения | Москва, Россия |
Координаты | |
Основан | 1941 год |
Директор | Владимир Урин |
Художественный руководитель | Александр Титель (опера), Игорь Зеленский (балет) |
Главный дирижёр | Феликс Коробов |
Главный хормейстер | Станислав Лыков |
Сайт | http://www.stanmus.ru |
Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — театр оперы и балета в городе Москве, созданный в 1941 году при объединении Оперной студии К. С. Станиславского при Большом театре и Музыкальной студии МХТ В. И. Немировича-Данченко.
Содержание |
В октябре-декабре 1918 года[1] в Московском художественном театре и Большом театре обсуждался вопрос об участии МХТ в оперных и балетных постановках Большого театра, в результате решено было организовать Оперную студию под руководством К. С. Станиславского с формулировкой «для оказания помощи в поднятии сценической культуры оперного спектакля» .
В 1919 году возникла Оперная студия Большого театра под руководством Станиславского, в этом же году начала работать Музыкальная студия МХТ, где начал свои эксперименты по синтезу жанров В. И. Немирович-Данченко.
Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но в работе с артистами режиссёры старательно «воспитывали» актёрство, именно при Станиславском и Немировиче-Данченко возникает «авторский оперный театр».
В 1924 году Оперной студии Большого театра был официально присвоен статус государственной, а также имя К. С. Станиславского. В 1926 она стала «студией-театром», а в 1928 — Государственным оперным театром имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.
С 1925 года по 1933 год главным дирижёром театра был В. И. Сук.
В свою очередь, и Музыкальная студия МХАТа был преобразована в 1926 году в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко[2].
В 1926 году Оперная студия-театр Станиславского и Музыкальный театр Немировича-Данченко расположились в здании на Большой Дмитровке, 17, то есть нынешнем помещении театра. Существовали две самостоятельные труппы, две дирекции и единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других.
7 августа 1938 года К. С. Станиславский умер.
В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошла созданная в 1929 году балетная труппа Викторины Кригер, которая своё первое название получила в честь Художественного театра и называлась «Московский Художественный балет». В её работе принимали активное участие Борис Мордвинов и Павел Марков — режиссёры, воспитанные на идеях МХАТа. Самым первым балетмейстером труппы был Н. Холфин. Звездой «Московского Художественного балета» была Мария Сорокина — балерина с редким драматическим темпераментом. В состав коллектива входили А. Урусова, А. Клейн, А. Тольский и другие. Балетная труппа и её руководители всегда старались следовать своим первым главным заповедям, строя не просто «балет», но «балетный театр», где на сцене — «танцующий актёр». Поэтому внутренняя творческая актёрская индивидуальность всегда играли особую роль для кандидатов на поступление в балетную труппу.
В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.
В 1934 году в театре состоялась премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в современном своем виде образовался в 1941 году, когда две оперные труппы были объединены.
Театр был «лабораторией» по созданию новых опер и балетов. Ему передавали для постановки свои сочинения Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский, Сергей Слонимский.
В годы Великой Отечественной войны Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко был единственным из столичных театров, не эвакуированным и продолжавшим работу. Даже в дни битвы за Москву театр давал спектакли и выпускал премьеры. Поставленная в 1942 году оперетта И. Штрауса «Цыганский барон» долгие годы сохранялась в репертуаре театра.
В 1951 году главным режиссёром театра стал Леонид Баратов — ученик Немировича-Данченко. Именно Леониду Баратову принадлежит первенство в постановке на московской сцене оперы-эпопеи С. Прокофьева «Война и мир». Эта историческая премьера состоялась в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году.
В 1960 году театр возглавил уже ученик Баратова — Лев Михайлов. Именно благодаря Михайлову после многолетнего запрета смогла увидеть свет опера Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» во второй редакции.
Театр сотрудничал с Берлинской «Комише опер», работал с режиссёрами Вальтером Фельзенштейном («Кармен» Ж. Бизе), Гарри Купфером («Похищение из сераля» В. Моцарта) и балетмейстером Томом Шиллингом («Вечерние танцы», «Черные птицы»), а также с современными композиторами.
По инициативе Музыкального театра проходит крупнейший в России Международный фестиваль современного танца DanceInversion (International Festival of Contemporary Dance). Труппы из США, Нидерландов, Бразилии, Германии, Франции, Бельгии, Испании, Португалии и других стран представляют здесь все разнообразие форм и стилей современной хореографии.
Главный («господский») дом городской усадьбы графов Салтыковых, построенный в XVIII веке, лёг в основу современного здания Музыкального театра. Здание театра горело 18 июня 2003 года, 27 мая 2005 года[3]. В 2006 году завершилась реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке.
С театром в разное время сотрудничали:
В разное время в театре служили:
Главные дирижёры Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко | |
---|---|
Самуил Самосуд (1943—1950) • Кемал Абдуллаев (1962-1969) • Дмитрий Китаенко (1970—1976) • Владимир Кожухарь (1977—1988) • Евгений Колобов (1988―1989) • Владимир Понькин (1996―?) • Феликс Коробов (2004-наст.вр.) |
МАМТ.