23-10-2023
Ми-8МСБ | |
---|---|
|
|
Тип | многоцелевой вертолёт |
Разработчик | ОАО "Мотор Сич" |
Производитель | ОАО "Мотор Сич" 410-й завод ГА |
Первый полёт | 10 ноября 2010[1] |
Начало эксплуатации | с 2012 года (Ми-8МСБ) с декабря 2014 (Ми-8МСБ-В) |
Статус | производится, эксплуатируется |
Годы производства | с 2011 года |
Ми-8МСБ - украинский вариант модернизации советского многоцелевого вертолёта Ми-8, разработанный компанией "Мотор Сич"[2].
Разработка ремоторизованного вертолёта Ми-8 была начата ОАО "Мотор Сич" в конце 1990-х годов в инициативном порядке и с использованием собственных средств[3].
Первые вертолёты были изготовлены на территории Украины[1] (в ходе модернизации вертолёты проходили капитальный ремонт на Конотопском авиаремонтном заводе, а затем ремоторизацию в Запорожье[4]).
В 2011 году руководство ОАО "Мотор Сич" приняло решение о переносе производства Ми-8МСБ на Оршанский авиаремонтный завод (контрольный пакет акций которого был выкуплен ОАО "Мотор Сич"), но потребовался почти год на техническое переоснащение этого предприятия[1][5].
17-19 мая 2012 года пассажирский вертолёт Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии был впервые представлен общественности на 5-й международной выставке вертолетной индустрии «HeliRussia-2012». В дальнейшем, между "Мотор Сич" и ДОСААФ был подписан протокол о намерениях, в соответствии с которым предполагалась возможность проведения ремоторизации российских вертолётов Ми-8 с использованием двигателей Т3-117ВМА-СБМ1В на Московском вертолетно-ремонтном заводе ДОСААФ[4], но дальнейшего развития данная инициатива не получила.
К началу октября 2012 года общие расходы ОАО "Мотор Сич" по разработке Ми-8МСБ составили 6,5 млн. долларов США[4]. 20 октября 2012 года пресс-служба министерства обороны Украины объявила о завершении испытаний вертолёта[6].
6 ноября 2012 года заместитель генерального директора ОАО «Мотор Сич» Владимир Семенов сообщил в интервью, что компания выполнила модернизацию четырёх вертолётов Ми-8 до уровня Ми-8МСБ и стоимость модернизации одного вертолёта составляет 5-6 млн. долларов США[7] (при этом стоимость работ по выполнению ремоторизации составляла 2-3 млн. долларов - около половины общей стоимости модернизации)[4].
В начале августа 2013 года министерство обороны Украины сообщило о намерении принять на вооружение вертолёт Ми-8МСБ[2]. 15 августа 2013 года на аэродроме «Кировское» государственного научно-исследовательского центра вооружённых сил Украины вертолёт Ми-8МСБ (бортовой номер UR-MSB) с экипажем из двух человек установил новый мировой рекорд подъема на высоту в подклассе E-1g класса E-1 (для двухдвигательных вертолётов массой от 6 000 до 10 000 кг). Рекордная высота 9150 метров была достигнута за 29 минут 30 секунд и зафиксирована бароспидографом[8][9].
27 августа - 1 сентября 2013 года на 11-м Международном авиационно-космическом салоне "МАКС-2013" в Жуковском был представлен второй вертолёт Ми-8МСБ (бортовой номер UR-MSF) - транспортно-пассажирский вариант, изготовленный из транспортного вертолёта Ми-8Т[10].
В дальнейшем, ОАО "Мотор Сич" начало изготовление двух вертолётов Ми-8МСБ для авиакомпании "Orsha Air" на ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» (при этом, двигатели для вертолётов поставляли из Украины, а остальные детали и агрегаты для вертолётов белорусского заказа изготавливали в Белоруссии). В сентябре 2013 года на аэродроме Боровая был представлен первый Ми-8МСБ (бортовой номер EW-999AP) для "Orsha Air"[11].
По состоянию на начало апреля 2014 года, в коммерческой эксплуатации украинской частной авиакомпании "Мотор Сич" находились два гражданских Ми-8МСБ[12] (бортовые номера UR-MSF и UR-MSJ)[13].
В апреле 2014 года и.о. министра обороны Украины М. В. Коваль утвердил приказ «Про прийняття на озброєння Збройних Сил України десантно-транспортного вертольота Мі-8МСБ-В», в соответствии с которым десантно-транспортный вариант вертолёта Ми-8МСБ-В был официально принят на вооружение вооружённых сил Украины[14].
В октябре 2014 года министерство обороны Украины сообщило о том, что 10 вертолётов Ми-8МСБ включены в государственный военный заказ на 2014-2015 годы (предполагалось, что первые четыре вертолёта вооружённые силы Украины получат в период с начала ноября до конца декабря 2014 года, и ещё шесть машин - в течение 2015 года). Кроме того, ещё три вертолёта в 2015 году должна была получить Национальная гвардия Украины[15]. Фактически, в течение 2014 года вооружённые силы Украины получили три десантно-транспортных вертолёта Ми-8МСБ-В[16] (все три вертолёта были переданы в войска 4 декабря 2014 года)[17].
20 ноября 2015 года 410-й завод гражданской авиации получил сертификат государственной авиационной службы Украины на выполнение модернизации вертолёта Ми-8Т до уровня Ми-8МСБ[18].
В течение 2015 года вооружённые силы Украины получили четыре десантно-транспортных вертолёта Ми-8МСБ-В[19]. Стоимость модернизации одного вертолёта до уровня Ми-8МСБ-В составляла около 12 млн. гривен[20].
В ходе модернизации Ми-8 до уровня Ми-8МСБ, производится ремоторизация (в ходе которой моторы ТВ2-117 заменяют на новые, более мощные турбовальные двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е производства «Мотор Сич» с электронным запуском), также частично изменен и реконструирован фюзеляж (в конструкции которого ввиду большей мощности двигателей были усилены несущие элементы), установлена новая система запуска двигателя. Редуктор двигателя с пропускной способностью 2,5 тыс. л.с.[1] сохранён без изменений[3].
Замена двигателя позволила уменьшить потребление топлива[7] - в зависимости от условий эксплуатации, от 10%[2] до 20%[6] (и соответственно, увеличить дальность полёта), повысить на 30% эксплуатационный ресурс силовой установки и увеличить эффективность эксплуатации вертолёта (особенно в условиях горной местности[1] и высоких температур[1] - до 52 градусов по Цельсию[3]). Статический потолок увеличился до 2400 м, а динамический - до 7300 м[21].
В ходе испытаний было установлено, что в случае выхода из строя одного из двигателей, вертолёт способен взлететь на одном двигателе в режиме перегрузки[6].
Согласно данным производителя, модернизация позволяет продлить лётный ресурс вертолёта на 2 тыс. лётных часов или 8 лет эксплуатации с возможностью дальнейшего продления ресурса вертолёта до 16 лет[7].
Военный вертолёт Ми-8МСБ-В в ходе модернизации получает дополнительное оборудование: новые системы сбора, регистрации и обработки полётной информации, аварийный радиомаяк[14], лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01КВ, станция оптико-электронного подавления "Адрос", комбинированное устройство выброса тепловых ложных целей "Адрос" КУВ 26-50, экранно-выхлопные устройства АШ-01В для снижения температуры и рассеивания потоков выхлопных газов[3]. Кроме того, на вертолёт могут быть установлены дополнительные топливные баки[22] и вооружение[23]: управляемые и неуправляемые ракеты, стрелково-пушечное вооружение, до шести авиабомб или система воздушного минирования ВСМ-1[24].
|
Ми-8МСБ.