Lt304888.ru

Туристические услуги

Музыка Вьетнама

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Вьетнамские музыкальные инструменты

Музыка Вьетнама разнообразна и синкретична, в том числе из-за этнического разнообразия страны[1]. В ней сочетаются местные особенности и иностранное влияние. На протяжении значительной части своей истории вьетнамская музыка много заимствовала из китайской музыкальной традиции, а также Кореи, Монголии и Японии[2]. Также на вьетнамскую музыку повлияло древнее индокитайское королевство Тямпа, так как вьетнамские правители любили слушать тямские композиции. Тем не менее, несмотря на зарубежное влияние, вьетнамская музыкальная культура самобытна, в основном, благодаря тому, что её корни лежат в народной музыке.

Принято территориальное деление вьетнамской музыки на северную, центральную и южную, а также временно́е на четыре периода: X — XIV века, XV — XVIII века, XIX — первая половина XX века и начиная с 1945 года по наше время[1].

Общие сведения

Одна из наиболее характерных особенностей вьетнамской музыки — использование пентатонической нотной последовательности[1], нгукунг (Ngũ Cung, пять нот), помимо диатонической[3], поэтому вместо до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до употребляются ноты хо-сы-санг-се-конг (hò, xự, xang, xê, cống)[4]. Другая важная черта — роль импровизации и украшения звука[1][4].

Вьетнамский язык является тоновым, и мелодия должна следовать тоновому рисунку слов: к примеру, на слове с повышающимся тоном мелодия не должна понижаться[4].

Музыка Вьетнама представлена в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО семью объектами[5]:

История

Современная музыка Вьетнама сочетает народные и европейские инструменты

Самые ранние достоверные сведения о музыке относятся к правлению династии Динь (X век). До того времени о музыке страны известно очень мало[6]. До-диньские тексты упоминают гонги, барабаны, губные органы и конхи, эти данные подкреплены упоминаниями в литературе.

С X века развитие вьетнамской музыки шло под влиянием Китая и Индии; в страну привезены цисяньцинь (позже превратившийся в данчань) и дамару[1]. После вторжений в Тямпу вьетнамцы пригоняли в плен тямских певиц, искусство которых чрезвычайно ценилось[7][8].

Посол Китая в 990 году писал о том, как император Ле Хоан песней на вьетнамском языке пригласил посла к столу[6]. В эти годы императоры периодически устраивали искусственные горы, на которых выступали музыканты, певцы и танцоры[9]. При этом придворной музыки как жанра ещё не существовало, перед правителями исполняли народные произведения[9]. Император Ли Нян Тонг отмечен как «искусный в мелодиях чужих стран» и превосходно сочинявший музыку.

С XV века индийское влияние на музыку ослабло, основной фокус внимания стал направлен на минский Китай. Создано множество жанров[1].

В начале XIX века вьетнамская музыка обособилась, появилось европейское влияние; в начале XX века создан «реформированный» театр кайлыонг[en]. На юге страны снискали популярность мандолина, классическая гитара и скрипка[1].

С началом Второй мировой войны начался современный период развития музыки Вьетнама. До 1980-х годов традиционная музыка уступала европеизированной в популярности, затем мода на автохтонную музыкальную традицию вернулась[1]. Современная поп-музыка называется «новой» (nhạc mới, няк мой)[3].

Разновидности

Придворная музыка

Религиозная музыка

Камерная, развлекательная музыка

Северное камерное пение качу сформировалось на основе церемониальной музыки в XVIII — XIX веках[8]. Пение качу получило широкую популярность, поэты стали предлагать лучшие стихи певицам для исполнения. В центральной части Вьетнама ту же нишу занимает пение кахюэ[en] с разнообразным аккомпанементом, а на юге — донкайтайты[vi][8][3].

Песен общего для всего Севера жанра хо[vi] — много десятков, а песен сам, традиционно исполняющихся слепыми музыкантами, — несколько сотен.

Музыка национальных меньшинств Вьетнама

Северные горы

Северные горные народы (мыонги, мяо, тхай, тхо) играют на бронзовых барабанах, дантине (đàn tính), кхене[vi], литофонах[en], варгане данмой[10]. У народа кхму имеется поперечная носовая флейта кукке (Cúc Kẹ) или питот (pítót)[10] В северных мелодиях обычны портаменто и глиссандо; песни исполняют мягкими, «мяукающими» голосами. Музыка северных горцев делится на церемониальную, магическую, любовные и свадебные песни, песни для работы, а также песни-диалоги[8].

Необычен тхайский ударный инструмент кхуалуонг (Khua luống), представляющий собой деревянную ступу, по которой ритмично ударяют палками-пестами[10]. Кроме того, тхай используют струнно-щипковый дантинь, называемый ими тиньтау (tính tẩu)[11]

Центральные плоскогорья

Задолго до образования государства вьетов существовала музыка горных жителей центрального Вьетнама и их музыкальные инструменты: бамбуковые ксилофоны, тыква-цитра, гонги и так далее. Основные разновидности песен — охотничьи, рыболовецкие, любовные, праздничные, похоронные и повествовательные. Каждое племя имело (и до сих пор имеет) собственные мелодии, по которым можно идентифицировать музыкантов[8].

В каждом племени банар имеется несколько наборов бронзовых гонгов, на которых играют мужчины. Другие инструменты этого народа — бамбуковая гармоника «ала» с бронзовым язычком и струнно-щипковый инструмент «тингнинг» (также тиньнинь и тенгненг)[12].

Зярайская музыка похожа на музыку остальных горных народов. Среди характерных инструментов — гонги, тингнинг, трынг[en], а также уникальный струнный инструмент с резонатором, вставляющимся в рот музыканта, — кни[en][13].

Южные народы

Тямы сохраняют традиционную музыку, исполняя её на церемониях начала орошения и прочих. В список тямских инструментов входят костяной или деревянный саринай, двусторонние барабаны гинанг (ghì nằng) и обычные барабаны, небольшой ансамбль гонгов[14]. Среди излюбленных тямами жанров — любовные песни и песенные сказания о былом величии Тямпы[8].

Инструменты эде — бамбуковый ксилофон, поперечная флейта «занток» (dân tộc) с резонатором из тыквы, бронзовые и бамбуковые гонги (отличие игры на гонгах у эде в антифонном звучании). На свирели диньтут (đinh tút) можно играть либо женщинам[15], либо переодетым в женскую одежду мужчинам[16]. Из песенных жанров можно отметить любовное пение «ayray» (исполняется поочерёдно мужчинами и женщинами по дороге к рисовым полям) и песни-эпосы под аккомпанемент флейты «kuut»[16].

Музыкальный театр

Театральная музыка страны также разнообразна. Произошедший от придворного северный театр туонг, отделившийся от туонга южный театр кайлыонг, народный театр тео — самые популярные разновидности данного актёрско-музыкального искусства[3].

Музыкальные инструменты

Дандай
Данни, кен, чонг

Во вьетнамской музыке используется очень большое количество инструментов. Наиболее важными среди них являются[1]:

Обучение музыке

Традиционную музыку преподают в доме учителя (sư phụ, 師父, сы фу), обычно сразу нескольким учащимся. Единой или доминирующей нотной записи нет, мелодии заучивают наизусть. Процесс изучения нового произведения начинается с заучивания порядка нот, после этого к ним добавляется ритм. Преподаватель обычно играет или поёт вместе с учащимися, для наглядности используя закрытый веер[4].

В 1956 году в Сайгоне была открыта первая Национальная музыкальная школа.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 AllMusic
  2. Britannica
  3. 1 2 3 4 Marshall, 2007
  4. 1 2 3 4 Nguyễn Vĩnh Bảo
  5. Elements on the Lists of Intangible Cultural Heritage
  6. 1 2 Никулин, 2004, p. 383
  7. Никулин, 2004, p. 385
  8. 1 2 3 4 5 6 Pham Duy
  9. 1 2 Никулин, 2004, p. 384
  10. 1 2 3 VIM Solo
  11. The folksongs of the Thái ethnic group in north west (CD)
  12. Folk songs of Bahnar minority
  13. Folk songs of Giarai minority (CD)
  14. Folksongs of Cham ethnic group in Ninh Thuan provice (CD)
  15. Dinh Tut
  16. ↑ Folk songs of Ede minority (CD)

Литература

  • Bruno Deschênes. The Music of Vietnam (англ.). All Music Guide (2011). Проверено 10 декабря 2014.
  • Southeast Asian arts Vietnam. — Encyclopædia Britannica. — P. 36.
  • UNESCO. Elements on the Lists of Intangible Cultural Heritage: Vietnam (англ.). Проверено 10 декабря 2014.
  • Гринцер П. А., Никулин Н. И. Памятники литературной мысли Востока. — ИМЛИ РАН, 2004. — ISBN 5-9208-0205-7.
  • Ngọc Thành Tô Documents of Vietnam’s court music. — Nhà xuất bản Âm nhạc, 1999. — С. 99—100.
  • Seah A., Nair C.M. Vietnam. — Benchmark Books, 2004. — (Cultures of the world). — ISBN 9780761417897.
  • Traditional Vietnamese Music (англ.) // Asian Pacific quarterly of cultural and social affairs. — Cultural and Social Centre for the Asian and Pacific Region, 1971. — № 3-4. — С. 67.
  • Vietnam Institute of Musicology. Solos and ensembles of Vietnamese folk musical instrument (вьетн.). Архивировано из первоисточника 10 мая 2009.
  • Pham Duy. Music of Viet Nam: Tribal music of the Highland People (англ.). Ethnic Folkways Library (1986). Проверено 16 декабря 2014.
  • Marshall Cavendish Corporation World and Its Peoples: Cambodia, Laos, and Vietnam. — Marshall Cavendish, 2007. — С. 835. — (World and Its Peoples: Eastern and Southern Asia). — ISBN 9780761476399.
  • Нгуен Винь Бао Introduction to Vietnamese Music (англ.). — Университет Южного Иллинойса[en], 1970.

Ссылки

  • Вьетнамский институт музыковедения
  • Традиционные инструменты на сайте vietnam-culture.com
  • Традиционные песенные жанры на сайте vietnam-culture.com

Музыка Вьетнама.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01